Уильям Фолкнер "Свет в августе"

May 05, 2019 17:54




Я уже не первый раз прихожу к выводу, что пора уже мне избавляться от некоего комплекса, что есть авторы и книги, которые я посто не пойму, что это не мой уровень и до них мне еще расти и расти. Причем, ладно бы речь шла о каких-то сложных философских трактатах, про них еще чисто теоретически можно так подумать и сейчас, но речь ведь идет о некоторых авторах, пишущих художественные тексты. Из раза раз я убеждаюсь, что это всего лишь мои, давно уже ничем необоснованные страхи, не более того. Есть книги, которые по каким-то причинам могут мне не понравиться, даже среди тех, что принято относить к интеллектуальной классике, но не потому, что они мне принципиально остались непонятны и я просто не смог их осилить, а по ряду других причин. Видимо все-таки высшее гуманитарное (историческое) образование, полученное в одном из лучших вузов страны, а уж за Уралом то, по моему большому убеждению, в лучшем университете, а также защищенная здесь же кандидатская диссертация, даром не прошли и если подобного рода слишком сложные для меня художественные произведения и были, то это все уже осталось в прошлом.
Это вступление я пишу не просто так, Фолкнер для меня долгое время входил в число авторов, мимо которых я проходил, не решаясь с ними ознакомиться, ибо "куда тебе это понять". И вновь, как уже неоднократно было, когда я все-таки берусь за подобного рода писателя, в этом случае за Фолкнера, то все мои опасения на поверку оказываюся напрасными. Скажу больше, в романе "Свет в августе", а после долгих раздумий я решил начать знакомиться с автором именно с этого романа, я не только не нашел чего-то для меня неподъемного, но и получил от текста массу удовольствия, роман мне понравился. Не уверен, что отнесу его к самым своим любимым произведениям, есть тексты, которые понравились мне значительно больше, но в список книг, идущих сразу за самыми моими любимыми, "Свет в августе" определенно вошел.
Сюжет в романе изначально не выглядел чем-то особенным, обычная бытовая история "одноэтажной Америки" 20-30 годов XX века, но за этим внешне незатейливым "фасадом" скрывается более глубокий  текст не только по форме, за которую видимо и принято считать Фолкнера сложным автором, но и по содержанию. С одной стороны, мне было интересно собирать в единую картинку историю, которую писатель разбросал по всему тексту, полному разного рода флэшбэков и другуго рода отвлечений от центрального сюжета, которые только добавляют повествованию объемности, с другой осознавать, что я читаю серьезный психологический роман на фоне казалось бы обычной бытовой истории, которая вся проникнута трагедией человеческих судеб. Даже по одному этому тексту мне стало понятно, почему Фолкнер считается классиком американской литературы и почему он получил в свое время Нобелевскую премию. С творчеством Фолкнера я буду знакомиться и дальше, в этом у меня теперь нет сомнений. А там глядишь и до Джойса доберусь, по поводу которого у меня до сих пор тоже есть очень большие сомнения.

США, У. Фолкнер, поток сознания, Нобелевский лауреат, модернизм, расизм, американская литература

Previous post Next post
Up