Иногда натыкаюсь в кабинете на старинные книги, которые оказываются порой на редкость актуальными и полезными в деле вомбатоведения. Так и на этот раз, напала на книгу 1992 года Е.В.Сербиной "Математика для малышей".
Начала внедрять и немного усовершенствовать на современный лад.
Вот, например, как закрепить порядковый счет и научить вомбата понятию "поровну"? Весьма непросто и скучно для него. Поэтому гораздо правильнее обыграть, например, с помощью "Оладушек".
В оригинале из книги педагог говорит ребенку, сколько оладушек надо раздать, а я внесла в игру выкатывание кубика: так есть элемент таинственности (что выпадет?), да и просто прикольно, когда можно бросать, а не тупо выполнять, что тебе говорят.
Итак, выкидываем на игровой коврик кубик с точками до пяти на каждой грани.
Выпало число - раздаем соответствующее количество «оладушек» каждому зверю или кукле, приговаривая поэму:
Бабушка, бабушка
Испекла оладушки.
Три - для зайки, три - для волка, три - для лисы …
и т.д., сколько хватит зверей.
Раздавать в качестве оладушек можно камни, бусины, ракушки, пуговицы, разноцветные детали мозаики - любой наборный материал. В конце полезно заключить: «Всем поровну».
Для тех, кто знает цифры, можно не выкатывать кубик, а положить цифры (например, деревянные или магнитные) в "волшебный мешочек" и доставать по одной. Игрушки тоже можно брать настоящие, а не магнитные. Дальше можно сравнить, каких оладушек больше, каких меньше, каких поровну.
Еще она прикольная игра на закрепление понятий "Длинный-короткий" - «Домики и дорожки». Просто мерить ленточки вомбату бывает неохота, гораздо интереснее пробовать их на вкус, рвать или подкидывать над головой, но нет. Использовать линейку - слишком сложно. Поэтому начнем играть - вот выдержки из книги.
"Вы берете три кубика и три маленькие игрушки (зверюшки), а также длинные и короткие ленты (они будут дорожками). Когда все будет готово, можно рассказать детям историю и одновременно показать ее с помощью игрушек. «Вот эти кубики будут домиками. (поставьте кубики). Здесь живет утенок, здесь ежик, а здесь зайчик. (Поставьте игрушки на кубики.) Они хотят ходить друг к другу в гости, потому что они друзья, но между домиками нет дорожек. Давайте проложим дорожки. Домик утенка стоит далеко от домика зайчика. Какая дорожка нужна: длинная или короткая? А домик зайчика и домик ежика стоят рядом, близко. Какая дорожка нужна? Между ними будет короткая дорожка. Пусть звери идут друг к другу в гости».
Думаю, можно попробовать на неделе провернуть тот же сюжет на магнитной доске, прилепив тех же зверей, а вместо лент выкладывать дорожки магнитами. Сравнивать, какая дорожка длинная, а какая - короткая. Можно и в песочнице, с лентами и игрушками из киндеров. На той неделе мне принесли и заставили включить в игру вместе с мишками и зайками крылатого зубастого динозавра, вот он тоже пойдет в гости по дорожке..