"Hannibal", s01ep01: "Apéritif" - 2

Nov 24, 2015 20:16

Первый сеанс доктора Лектера, который мы видим - с Франклином.



[много букв]
Рыдающим Франклином, даже не замечающим - не желающим замечать - плохо скрываемого отвращения в глазах своего обожаемого психоаналитика. Ганнибалу скучно. Ему невыносимо скучен этот ноющий слизняк. Больше всего эмоций в нём будят не жалобы Франклина и его идиотские страхи, а грязная бумажная салфетка, небрежно брошенная пациентом на стол. Вот тут в глазах доктора впервые отражается хоть что-то кроме скуки.




Ну и в конце сеанса, когда Лектер говорит своему пациенту: "Поверьте, когда лев появится в комнате, вы узнаете об этом" - судя по улыбке, представляя при этом, как он разделывает Франклина на молчаливые и всем довольные стейки.




Явившийся Джек Кроуфорд первыми же словами наносит Ганнибалу обиду - он принимает Франклина за Лектера.


Ну и Джек сразу же еще и удостоверением махнул, мол, добрый вечер, я из ФБР, можно войти? Восхищена выдержкой Ганнибала - вместо того чтобы свернуть шею пришедшему фбр-вцу (а заодно и зануде Франклину), Лектер прохладно, но вполне учтиво предлагает Кроуфорду подождать в приемной. Джек даже не представляет себе, насколько он рискует - пришёл, удостоверением помахал, на вежливый вопрос "а что, собственно, вам нужно" говорит нечто в духе "сначала я вам несколько вопросов задам…". Вот был бы на месте Ганнибала кто-нибудь чуть более нервный - лежать бы Джеку хладным трупом с перерезанным горлом на дорогом паркете. Но Кроуфорду нереально повезло, Ганнибал - человек на редкость хладнокровный.

И плюс - ему скучно. Нечеловечески скучно. Пришедший на огонек ФБР-вец - такое удовольствие надо растянуть на подольше, чтобы игра была интереснее.

Тем более, что Ганнибал про Джека знает - и знает многое. Уже потом мы узнаем о Мириам Ласс и её визите к доктору Лектеру трехлетней давности. Это значит, что уже три года Ганнибал общается с Мириам. Рассказывала ли она ему о Джеке будучи под гипнозом? Не могла не рассказывать. Лектер не мог не вытягивать у неё информацию именно о Джеке. Именно Кроуфорд был её начальником, именно под его руководством Ласс работала над делом Чесапикского Потрошителя, ну и нельзя не вспомнить в каком она восхищении была от "Гуру". Так что наверняка всё, что знала и чувствовала Мириам касательно Джека, Лектер у нее вытянул. Ганнибал держал Мириам у себя. Как вариант будущего алиби на всякий случай (вспоминаем Чилтона)? Или же он планировал развлечься с Кроуфордом по-другому? Подойти поближе? Вполне вероятно. И тут гора сама приходит к Магомету. Так что ещё раз - оцените невероятное хладнокровие Ганнибала: вот перед ним фбо-ровец, про которого он точно знает, что тот работает над делом Чесапикского Потрошителя - и ничего в лице не дрогнуло. Приглашает к себе в кабинет.



Джек вскользь обращает внимание на еще один интересный момент: отсутствие у Лектера секретаря. Это на самом деле интересно. Секретарь или личный помощник для человека такого уровня, как Ганнибал, это очередное доказательство его статуса, а уж что-то, а свое положение Ганнибал никогда не отказывается лишний подчеркнуть - дорогая одежда, еда, мебель, машина, Господи, да что вообще в его жизни было дешёвого до Уилла с его одеколоном?=) Во-вторых, секретарь в приемной в какой-то мере мера безопасности от чокнутых пациентов - а ну как истеричная клиентка решит обвинить доктора в домогательствах?
Ганнибал с легкой улыбкой говорит о том, что та была романтичной особой и сбежала в Великобританию. Может быть. А может быть, девушка увидела что-то, чего ей не следовала - и убежать не успела. Этого мы уже никогда не узнаем.



Джек расхаживает по кабинету, отвечая на вежливый вопрос "что нужно?" "Сначала я вас кое о чём спрошу".
Не обращая внимания на то, как учтивый хозяин следует за ним - хищно, расчётливо, стараясь держаться за спиной, поближе, чтобы в любой момент можно было вцепиться в горло. Делая комплимент рисункам Ганнибала, Кроуфорд упоминает факт биографии Лектера, означающий - Кроуфорд узнавал про Ганнибала.




Зачем? Для чего он интересовался? И тогда Ганнибал берет в руки скальпель, чтобы якобы заточить карандаш, уже всерьез готовясь к нападению.



Только упоминание Кроуфорда о том, что он пришёл по рекомендации Аланы Блум заставляет доктора расслабиться. Но не слишком - скальпель он кладет не на место (что для Лектера жест крайне нехарактерный), а на свой стол - поближе к себе.



Интересно понаблюдать на то как Джек ведет себя с Ганнибалом - в отличие от Уилла. Улыбается, расточает комплименты - даже за собственный счёт (чего стоит то, что Кроуфорд называет себя "обывателем"). Ему нужен Лектер и он пытается всячески его заинтересовать, подкупить - в отличие от Уилла, на которого Джек грубо давил практически с самого начала. И Ганнибал видит это, видит то, что Джеку он нужен. И ему интересно.




Оставшийся кусок разговора нам не показывают, но в дальнейшем ясно, что Джек рассказал про Уилла Грэма и про работу над делом Сорокопута.

Думаю, что Ганнибал согласился на помощь Кроуфорду не только из-за того, чтобы внести приятное разнообразие в жизнь. Во первых, его не могло не позабавить совпадение кулинарных пристрастий у него и у Сорокопута. Эта шутка, понятная только ему, как раз из таких, которые Ганнибал обожает: пригласить каннибала, дабы он помог профайлеру поймать другого каннибала. Ну забавно же!

Во-вторых, Ганнибал явно слышал про Грэма. Не мог не слышать, как мне кажется - от той же Аланы. И ему интересно посмотреть, подойти поближе, заглянуть в глаза: так ли ты хорош, мальчик, как о тебе рассказывают? Сможешь ли увидеть? Понять?

…Проклинал ли себя в будущем Джек за этот разговор? За то, что он сам открыл двери и пригласил войти и подойти поближе?

Про первую встречу Ганнибала и Уилла в кабинете Джека я уже писала вот здесь, так что повторяться не буду, желающие могут пройти по ссылке и прочитать, если ещё не.

Напишу интересную деталь про костюм Ганнибала в этом эпизоде - где-то я это наблюдение читала, но в упор не помню где.



Ганнибал одет не в привычный для себя костюм-тройку, он одет практически в точности как Франклин у него на приеме - пиджак, пуловер, рубашка, только цвет максимально нейтральный, бежевый, никакой. Костюм _очень_обычного_человека_. Очередная шутка доктора Лектера, понятная только ему самому.

Совершенно прелестный эпизод, в котором Джек намекает Ганнибалу на то, что с Уиллом надо бы потактичнее и помягче - Джек намекает, Боже *рукалицо*.


Ганнибал - также как и Алана до этого - пытается донести до Кроуфорда тот факт, что дар Уилла - это лезвие без рукояти, Уилл вскрывает им других, раня себя при этом до незаживающих ран.



Джек понятливо кивает с умным видом - но понять это он не сможет, наверное, до самого конца. Ну не дано.

Ганнибал говорит о том, что поможет Уиллу увидеть лицо Сорокопута



- и он своё обещание сдерживает, убив девушку на поле подражая Хоббсу.


Подав её на рогах оленя будто свои блюда на званых вечерах - красиво и торжественно.
Скорее всего, это первое убийство Ганнибала за последние три года, как мы помним - и он обставляет его как подарок Уиллу. Первый подарок. Первый экзамен. Он показывает ему Сорокопута - через отрицание всего того, что делал Хоббс. Хоббс любит и почитает своих жертв, в этом убийстве нет любви, нет уважения, только недобрая насмешка и вопрос к Уиллу - только к нему, ни к кому больше: "Ты можешь это увидеть? Ты видишь?". И Уилл видит.






Видит больше, чем рассчитывал Ганнибал - он видит различие в действиях Сорокопута и подражателя, четко формулируя для себя в чём именно заключается это различие, дополняя профайл Сорокопута - и очерчивая лицо подражателя первыми штрихами, не очень чётко - но вполне узнаваемо. Уилл может это увидеть. Уилл видит.

Забавно, что он направляет Джека к Лектеру за профайлом подражателя: интеллигентный психопат, садист, тяжело поймать - и подсознание Уилла словно бы мгновенно связывает это с образом Ганнибала.



А тот ужинает - впервые за неизвестно какое время с откровенным удовольствием, предвкушая интересную игру.


И начнётся она с поездки в Миннесоту. В посте про первый завтрак Уилла и Ганнибала мне указали на тот факт, что Ганнибал приносит завтрак не в дом Уилла, а в отель в Миннесоте, где Уилл остановился.


И от этого ещё интереснее - Ганнибал или готовил завтрак практически в походных условиях, а не на своей любимой кухне, либо встал чёрте во сколько, чтобы приготовить, заботливо упаковать, чтобы не остыло - и поехать кормить Уилла. Завязывать дружбу. Привязывать к себе.

А Уилл впервые видит своего проводника через эту тьму - оленя в вороньих перьях. Как предупреждение.



Когда Ганнибал уже будет сидеть за решеткой и ему будет звонить Красный Дракон, Алана с усмешкой скажет нечто в духе: "Да, ты бы и сам мне сказал про это - если бы я догадалась спросить. Только сказал бы ты правду?". А Ганнибал отвечает: "В каком-то смысле я всегда говорю правду".

С этой точки зрения крайне интересно слушать (ну и смотреть обязательно, разумеется) то что говорит Лектер. Потому что он не лжет - старается по крайней мере не лгать. Он говорит правду - умалчивая ее часть (порой очень, очень значительную часть).



Когда они с Уиллом подъезжают к офису строительной компании по следам металлической стружки, найденной на теле убитой Элизы Николс, Уилл замечает улыбку на лице Ганнибала. Этот факт сам по себе примечателен - Уилл не любит смотреть в чужие лица и всеми силами старается этого избегать, а тут обратил внимание. Либо Ганнибал ему тоже интересен (что вряд ли), либо Грэм чувствует себя обязанным за вкусный завтрак и пытается расплатиться такой вот неуклюжей вежливостью.




На вопрос Уилла Ганнибал, чуть помедлив, отвечает, что ему интересно оказаться по эту сторону занавеса, наблюдать за тем, как ФБР выполняет свою работу. Ну ещё бы ему это не было интересно... Помимо того что Чесапикскому Потрошителю интересно как там ФБР ловит его и ему подобных, ему еще интересен Уилл Грэм собственной персоной. Как он работает. Как он видит. Как он ищет. Мне кажется, у такого хищника как Ганнибал должна быть удивительное чутье в т.ч. на себе подобных. Он не может не видеть, что Уилл инстинктивно идет в нужную сторону. Потому Ганнибал и улыбается когда Уилл уже вышел из машины, словно с задумчивой неверящей нежностью.



В офисе строительной компании и Уилл, и Ганнибал роются в документах. Уилл ищет. а Ганнибал делает вид что помогает - не выпуская Уилла из поля зрения.



Когда Уилл цепляется за файл с данными Хоббса Ганнибал напрягается - ему интересно. До чертиков интересно, насколько развита у Уилла интуиция, какими путями она его ведёт. Он спрашивает у Уилла, почему тот зацепился именно за этот файл. "Он оставил телефон - но не оставил адрес".


Мельчайшая деталь, на которую практически никто и внимания не обратил. Никто кроме Уилла. И Ганнибалу ещё интереснее. Он выигрывает себе пару минут чтобы сделать звонок, уронив коробку с документами - разумеется, совершенно нечаянно.


Пока Уилл поднимает разлетевшиеся бумаги, Ганнибал звонит Хоббсу. Чтобы узнать, прав ли Уилл - и реакция Хоббса (молчание и тяжелое дыхание в трубку) говорит ему лучших всяких слов о том, что Уилл идёт по следу точно. Звонок Хоббса как предупреждение - ещё и для того, чтобы сделать игру максимально познавательной: чтобы спровоцировать нападение и своими глазами увидеть то, как Уилл будет с этим справляться - и на лице Ганнибала, когда он кладет трубку, тень предвкушающей улыбки.









И судя по окровавленному Уиллу, Ганнибал имел возможность наблюдать за интереснейшим зрелищем.





Гаррет Джейкоб Хоббс приветствовал незваных гостей, выкинув жену с перерезанным горлом на крыльцо. Уилл сразу впадает в панику. Уилл из тех, кому жизненно необходимо спасать - и на его глазах женщина умирает, пока он пачкает руки в её крови в бессильных попытках помочь.



Кстати говоря - рядом с ним доктор, но Уилл его не зовёт на помощь, отчаянно пытаясь всё сделать сам. Словно берёт на себя - и только на себя - ответственность за происходящее. А Ганнибал совершенно спокойно следует за ним в дом - сторонним хладнокровным наблюдателем за интересным экспериментом.



На кухне Хоббс успевает ранить Эбигейл и Уилл стреляет в него - снова и снова.




Потом кидается на помощь к Эбигейл, безуспешно пытаясь зажать рану трясущимися руками, снова не зовя на помощь, полностью забыв о существовании Ганнибала, стоящего за его спиной.







Лектер смотрит на весь этот ужас - и улыбается. Очень жаль, что Уилл не видит этой улыбки. Не видит этого чудовищного, нечеловеческого спокойствия и холодного интереса.

За ту пару секунд что Лектер смотрит на происходящее, решается вопрос - жить Эбигейл или не жить. Дать ей умереть у Уилла на руках, чтобы того потом наизнанку от вины выворачивало? Ужасно заманчиво. Пить потом эту боль на сеансах, растравливать потихоньку, сдирая то и дело корочку с едва зажившего... А можно подойти и помочь. Показав Уиллу что он не один. Что рядом, в этом кошмаре, был человек, который, в отличие от Грэма, смог спасти. Уилл это будет помнить всегда - и всегда будет испытывать благодарность.

Уилл совершенно забыл о том, что рядом есть кто-то, кого можно позвать на помощь - это видно по его глазам, когда он смотрит на Ганнибала - и опускает глаза, пытаясь прийти в себя, начиная терзаться уже и этим (что надо было позвать на помощь раньше). И снова не видит, что на него внимательно смотрят. Не видит того, как Ганнибал доволен - он получил больше, чем хотел: оценил чутье Уилла, видел его после первого совершенного убийства, нашёл путь чтобы подобраться максимально близко. День удался.







Кроуфорд идет к Алане (узнать, куда ушел Уилл после отчета в ФБР о случившемся) - и сразу, ещё до того даже как она на него посмотрела, закрывается, защищаясь от справедливых, в общем-то, обвинений. Он обещал не дать Уиллу подойти слишком близко - и чем всё это кончилось? Плачь, дядя Джек, плачь, Алана - всё только начинается.




Уилл идёт в больницу к Эбигейл - и видит там Ганнибала. Уснувшего рядом с ее постелью. Не проснувшегося даже когда Уилл вошел (прелесть какая, м?). "Спящий" Ганнибал только вдыхает чуть глубже - как тогда, в момент их знакомства.






Фигуры сидящих Ганнибала и Уилла, очень похожи на чашу или ладони - внутри которой Эбигейл. А ещё они напоминают (Господи, прости, это не я, это всё Фуллер) рублевскую икону "Троица", где сидящая в центре фигура символизирует агнца. Будущую жертву, уже возложенную на жертвенник. И голубая одежда на Эбигейл еще больше это подчеркивает.

ганнибал: 1 сезон

Previous post Next post
Up