"Hannibal", s01ep02: "Amuse-Bouche" - 1

Nov 25, 2015 14:30

В один пост опять всё не поместилось, извините.
Часть рекапа (встречи Ганнибала и Уилла) уже были написаны раньше.
[Очень много букв и картинок]
Если представить себе среднестатистический фильм, в котором герой впервые убивает человека и переживает эту смерть, то сразу можно предположить, как это обыграют: вот человек на стрельбище стреляет и видит в мишени свою жертву, в ужасе роняет пистолет, закрывает лицо дрожащими руками и т.п.

Уилл впервые убил человека. Вот он на стрельбище - и вместо мишени видит Хоббса. И что, он отбрасывает пистолет в ужасе? Нет - он вцепляется в него ещё сильнее, перезаряжает и, стиснув зубы, стреляет снова и снова, в то время как Хоббс на него надвигается.







И пусть это всего-навсего сон Уилла - он уже говорит нам о том, о чём Грэм самому себе признается только в конце серии - Уилл не терзается виной за то что он убил Хоббса, его смерть он считает правильной. Вина терзает Уилла за то, что он не чувствует себя виноватым и за то, что ему это ощущение понравилось. Эти слова будут сказаны только в самом конце серии, но именно они объясняют поведение Уилла в течение всей серии.

На чердаке охотничьего домика Гаррета Джейкоба Хоббса, куда Уилл приезжает вместе с ФБР в поисках улик - комната с рогами. Как раз та, где Хоббс подвешивал своих жертв - именно так, как это и предполагал (видел) Уилл. Ужасное зрелище - и Уилл, и Кроуфорд реагируют на него по-разному. Уилл рассматривает чердак спокойно и оценивающе, в то время как у Кроуфорда, работающего неизвестно сколько лет в деле ловли маньяков и убийц разного калибра - поначалу шок и ужас. Хотя, казалось бы, должно было быть наоборот.







Впервые Джек высказывает подозрения, что Хоббс охотился не в одиночку, что Эбигейл Хоббс была возможной соучастницей. У Уилла при этих словах Джека на лице и в голосе раздражение - он утверждает, что Хоббс убивал один. Не приводя никаких доводов в защиту этого - хотя для Уилла это несвойственно, кстати, во время работы по делу Уилл свою точку зрения пусть кратко, но обосновывает. Ему страшна мысль о том, что он убил одного убийцу спасая при этом другую?





Грэм находит на чердаке рыжий волос - и мы впервые знакомимся с чудесной барышней Фредди Лаундс и её сайтом TattleCrime.com, фанатами которого являются все маньяки Америки.




Фредди - уникальнейший персонаж "Ганнибала", хотя бы потому, что она практически единственная, кто после знакомства и многолетнего общения с Грэмом и Лектером осталась не только жива, но и невредима, да ещё и озолотилась потом, скорее всего, на истории "Murder husbands".

После убийства и несостоявшегося ареста Хоббса Грэму ужасно тяжело входить в лекционную аудиторию ФБР. Аплодисменты слушателей его заметно раздражают - Уилл считает, что аплодисменты в данном случае неуместны.
Во время рассказа о том, как именно был пойман миннесотский Сорокопут Уилл снова вглядывается в мёртвое уже лицо Хоббса вспоминая тот день - и, судя по его лицу, вспоминая без ужаса. С интересом вглядывается - и резко отворачивается, словно поймав самого себя на чём-то постыдном.







Кстати, тут напишу - в рекапе первой серии видеоряд сильно отличался: картины в сознании Уилла, когда он восстанавливал ход действий и мышление убийц очень яркие, теплые и живые, в то время как визуал реальной жизни снят в холодных сине-зелёных, мертвенных тонах. В этой серии мертвенных тонов намного меньше - после убийства даже в реальности Уилл чувствует себя более живым? Или теперь у Уилла мышление убийцы?

В начале серии на лекцию Уилла приходят Алана и Джек. И я готова сожрать собственную клавиатуру, если этот визит не был мастерски срежиссирован Ганнибалом. Он заинтригован Уиллом. Впервые в жизни ему до чёртиков интересен другой человек. Ему до безумия хочется покопаться как следует в его голове, но Ганнибал прекрасно понимает, что из себя представляет Уилл и что он и близко не подпустит к себе Ганнибала без необходимости. И Ганнибал эти необходимости создает. В финале первой серии Уилл видит Ганнибала в палате у Эбигейл - это первый ключ.

Но подобраться максимально близко можно став психиатром Уилла.

Грэм впервые убивает человека. Алана прекрасно знает Ганнибала: учителя, коллегу, друга. Алана ужасно беспокоится о Уилле. Наверняка они говорили об случившемся. Наверняка Ганнибал парой фраз заронил в докторе Блум очень сильное беспокойство по поводу того, как сильно могло повлиять это убийство на и без того нестабильного Грэма, зародить зерно о необходимости терапии. Зная причем, что всеми этими сомнениями Алана наверняка поделится с Джеком.

В отличие от Аланы Кроуфорду абсолютно плевать на душевное равновесие Уилла. Оно его не интересует. Его интересует только работоспособность Грэма. Джек наверняка допрашивал Ганнибала о случившемся в доме Хоббса. И Ганнибал и ему сумел внушить мысль о необходимости терапии (ну или хотя бы освидетельствовании!) Уилла Грэма. Причем терапии неофициальной, дабы у вышестоящих не возникало законного вопроса, что, собственно, делают в наших стройных рядах нестабильные люди? Тут еще сразу возникает вопрос - кто именно платил Лектеру, одному из самых дорогих психиатров, за сеансы с Уиллом и по каким расценкам? Но не будем отвлекаться.

И вот уже и Алана, и Джек приходят и с двух сторон давят на Уилла: ты должен пойти к Лектеру. Да, должен. Дядя Джек хочет, чтобы ты вернулся в поле. Он уже сказал вышестоящему руководству об этом. Ты хочешь этого, Уилл? Значит, ты пойдешь к Лектеру.

Очень интересно смотреть на Уилла во время этого разговора. Посмотрите на него. Внимательно посмотрите.



Он спрятался за очками - но этого ему недостаточно. Он спрятался за своим преподавательским столом и помимо этого еще и сумкой закрылся. Если посмотреть весь эпизод разговора в лекционном зале, то легко заметить, что НИ РАЗУ за время разговора Уилл не смотрит в глаза собеседникам. Точнее смотрит - до прихода Джека. В глаза Алане Уилл может смотреть.

Доводы Джека не сильно влияют - и в игру вступает Алана: ты никогда никого не убивал. Это тяжело пережить. Уилл по давнишней привычке пытается сбежать - прямо во время разговора, и только слова Джека о том, что освидетельствование (т.е. вопрос допуска к работе, которой Грэм, как видно, дорожит) не простая формальность заставляют его согласиться на визит к Лектеру.

И вот Уилл в первый раз в кабинете Ганнибала. Первой сценой мы видим, как Ганнибал подписывает акт психологического освидетельствования - как потом видно, без разговора с Уиллом. С порога практически.

И это еще один осторожный шаг на мягких лапах ближе к Уиллу: в отличие от других я тебе доверяю. Я знаю, что ты справишься. В моих глазах ты - нормален. Ты стабилен. (забавно это перекликается с названием серии "Комплимент от шеф-повара", ага?). И это отражение в Ганнибаловых глазах метафорически заставляет Уилла подойти ближе. Еще ближе он шагает, когда Ганнибал пускает в ход другой козырь - Эбигейл. Он спокойно говорит об отношении Уилла к ней - и о своем отношении к Эбигейл, схожем с отношением Уилла. Видно, как слова Ганнибала заставляют Уилла теряться - они его не ранят, в отличие от слов Джека и прочих, не заставляют снова прятаться в скорлупу, нет. Они заставляют его задумываться. Он согласно кивает в ответ на слова Ганнибала.

И Уилл бросает пробный шар, говоря о вероятности того, что Эби помогала отцу убивать.



Попытка Ганнибала узнать, что чувствует Уилл по этому поводу тут же заставляет Уилла ощетиниться иголками и Ганнибал снова говорит о себе. О своих мыслях. Которые, вот сюрприз-то, так схожи с мыслями и чувствами Уилла. И Ганнибал всё время на словах объединяет себя и Уилла: "Джек спросит кого-то из нас об этом", или как было во время их первого завтрака "Вы и я - мы похожи".
Ганнибал говорит Уиллу то, что ему жизненно важно услышать - это видно по глазам Уилла, который смотрит Лектеру в глаза. Не отворачиваясь.




Ганнибалу отчаянно нужно приручить Уилла. И он старается его не пугать - ничем. Ни словами, ни жестами. Во время их первого разговора Уилл сразу залез наверх, там, где библиотека Ганнибала - и кроме того, как мы потом увидим, находится его архив записей о пациентах.


Это личное пространство доктора. Неприкосновенное. Видно по глазам Ганнибала, как он мгновенно едва заметно напрягается, когда Уилл просто проходит мимо этого шкафа. Остальных пациентов мы видим в кресле или на кушетке, других мест для чужих у Ганнибала нет. Но Уилл - это совсем другое. С самого начала другое. Ганнибал ни слова не говорит Грэму о том, что вообще-то невежливо шарахаться вот так по чужому кабинету без разрешения - это Ганнибал-то! С его отношением к грубости и плохим манерам! Уиллу сразу можно всё. Только пусть привыкнет. Пусть освоится. Пусть подпустит себя поближе, чтобы можно было в конце концов опустить руку ему на шею.

Тем временем гуляющие в лесу дети находят ферму Грибника - очередного маньяка со странностями.



Команда Кроуфорда собирается ехать на место преступления и Беверли находит Уилла в тире.



Беверли - хороший человек. Она, наверное, одна из немногих людей, кому интересен Уилл. Не отличный профайлер, без которого как без рук; не человек, в чьём разуме так интересно копаться - ей интересен Уилл Грэм как он есть. Беверли совсем не пугают ээээ… особенности Уилла - даже во время их первой встречи в доме Элизы Николс она, в отличие от остальной кроуфордовой команды, смотрела на него с интересом, а не со смесью ужаса и жалости. Думаю, что после энного количества лет на службе по отлову маньяков Беверли просто пришла ко вполне разумному выводу, что абсолютно нормальных людей не бывает, так что к стаду тараканов в уилловой голове она относится скорее с симпатией. И, забегая вперёд - очень жаль, что у Уилла с Беверли ничего не сложилось. Не знаю, как для Беверли, а вот для Уилла это был бы оптимальный вариант.

Интересно, что в тире её присутствие за спиной Уилла напрягает - но не настолько, чтобы он попросил Беверли удалиться или сбежал сам. Анализируя методы общения Уилла Грэма это равносильно словам: "А ты мне нравишься, как ни странно…". А Беверли старается подойти поближе к Уиллу, дотрагивается под предлогом "поправить стойку для стрельбы", стоит вплотную…





В общем, любой нормальный человек эти невербальные сигналы истолковал бы совершенно однозначно, но увы. Беверли "посчастливилось" заинтересоваться эмпатом Уиллом Грэмом. Это было бы ужасно смешно - если не вспоминать о том, какую именно цену заплатит Беверли Катц за дружбу с Уиллом Грэмом.

Команда Джека Кроуфорда работает с жертвами Грибника, а прекрасная Фредди Лаундс уже тут как тут - вынюхивает, выслеживает, делает тайком снимки и втирается в доверие к копам.







Зеллер, Прайс и Катц делают свою часть работы - а потом уходят с места преступления разом, молча, давая Уиллу выполнить свою часть работы. Уже без вопросов. Как ни крути, а тот факт, что Уилл смог вычислить Сорокопута поневоле вызвало уважение даже у людей из кроуфордовской команды - они молчаливо признали его право работать с ними в поле наравне, работать так, как только Уилл умеет это делать.







Работать Уиллу снова мешает Хоббс - ну и внезапно пришедшая в себя жертва Грибника.

После знакомства с инсталляцией грибного фермера Уилл снова приходит к Ганнибалу. Да что там - по ощущениям он к нему просто бежит. Формально - чтобы отдать ему копию акта освидетельствования: Уилл увидел на месте преступления Хоббса, галлюцинации не есть признак стабильной психики, извините, доктор, вы поторопились.

Фактически же Уилл бессознательно просит у Ганнибала помощи. Ему нужен якорь. В раскачивающемся, дрожащем, плавающем мире вокруг ему нужна стабильность, надежность. Опора. Чтобы можно было хоть на минуту прислониться к чему-то спиной и спокойно выдохнуть, закрыв глаза.

Ганнибал говорит вслух о том, что Уилл чувствует - и Ганнибала мысли Уилла не пугают. Самого Уилла пугают - а Ганнибала нет. Неудивительно, что Грэм так рванулся к нему и смотрит на него такими отчаянно молящими о помощи глазами. Неудивительно, что Уилл начинает открываться всё больше - в этой сцене Уилл уже не карабкается повыше, стоит рядом. Он периодически бессознательно отшатывается от Ганнибала, подходящего чересчур близко, но в целом, уже чувствует себя рядом с Лектером спокойнее - в первой сцене в кабинете одежда на Уилле почти вся застегнута, тут его куртка распахнута, словно обнажая нутро.

- Я видел Хоббса. Я видел его лежащим в чужой могиле.
Первое, о чем спрашивает Ганнибал:
- Ты рассказал об этом Джеку?

Ему важно, предельно важно, чтобы Уилла не отстранили. Чтобы он продолжал работать - и следовательно, продолжал нуждаться в его услугах (а уж внушить Уиллу эту необходимость для Ганнибала не проблема). И Уиллу он говорит о том, что это всего-навсего стресс, пустяк, не стоящий внимания.
Уилл замирает и обреченно кивает в ответ на вопрос:


- Вам сложнее представить эмоции убийцы теперь, когда вы убили сами?

У Уилла в этот момент совершенно детское лицо. Беззащитное. И улыбка такая извиняющаяся проскальзывает: Да, кажется, я сломался. Простите.



Уилл бессильно распластывается вдоль колонны - и Ганнибал в этот момент просто не может удержаться от того, чтобы не подойти ближе. Такое чудовищно хищное движение - он двигается сначала резко, быстро, замедляя шаг подходя к Уиллу, внимательно отслеживая: какая будет реакция? Отпрыгнет? Не заметит? Подпустит? Уилл чуть отворачивает голову в сторону - ему дискомфортно, но он не сбегает, отходит в сторону медленно. Уилл слишком увлечен разговором, чтобы сбежать - он буквально пытается держать себя в руках, обхватывая за плечи и усаживаясь напротив Лектера - ему важно его слышать. Ганнибал помогает ему понять мышление Грибного фермера, наталкивает на нужные мысли - и Уилл больше не пытается отстраниться. Отстраняется Ганнибал - довольно облизываясь.



Уилл спокойно сидит рядом, смотрит снизу вверх, слушает, улыбается, не пытаясь уже отойти от склонившегося над ним Лектера... Эксперимент удался - его подпустили ближе.


Но всё ещё недостаточно близко.

рекап, ганнибал, спойлеры

Previous post Next post
Up