Засилье печатей

Mar 13, 2009 13:30

В самом начале династии Тан, при первом ее императоре Ли Шимине, который помимо прочего был сташным поклонником каллиграфии, в годы под девизом Чжэнь Гуань (Зрелище Добродетели, 627-649) при дворе собрали немало шедевров прошлых династий, которые распередили либо по авторам, либо по основным стилям написания и изготовили соответствующие свитки, В начале и конце свитков, а также на соединениях отдельных листов были проставлены небольшие печати с иероглифами девиза текущего правления «Чжэнь Гуань». Это положило начало обычаю «печатей экспертизы и хранения» (цзянь-цан инь 鉴藏印), удостоверяющих то, что свиток не является подделкой, и нынешнего владельца. Император Сюань-цзун (712-755) даже сам написал иероглифы девиза правления «Кай Юйань» (Открытие Изначальности) для подобной печати. Частным коллекционерам этот способ понравился, он быстро прижился и просуществовал до династии Цин, поэтому на древней качественной каллирафии обычно стоит так много печатей.



Хуай Су, Ку сунь те
25,1х12 см.
Шанхайский музей,

Это свиток мастера скорописи Хуай Су 懷素 (династия Тан, 8 век), «Пропись Побеги бамбука кусунь» (Ку сунь те 苦筍帖). Название по первым иероглифам "ку сунь", дословно "горькие побеги бамбука", это один из сортов бамбука, побеги которого упобтребляли в пищу. Текст представляет собой записку другу, поэтому короток и прост: "Побеги кусунь и чай необыкновенно хороши, можешь приходить прямо сейчас. Хуай Су" (苦筍及茗異常佳,乃可迳來,懷素上).

На небольшом листе с двумя столбцами иероглифов (всего 14 иероглифов) поставлено более 30 печатей. Из них большая часть стоит непосредственно на самом тексте, а некоторые задевают иероглифы. Это тот самый случай, когда говорят о «бедствии печатей» (инь цзай).

А авторских печатей на свитках не ставили до монгольской династии Юань (1206-1368). Но это другая история.

каллиграфия書法, textual culture, чай, бамбук竹

Previous post Next post
Up