«Если Вас интересуют тонкости тренингов, то этот материал для Вас!»

Sep 15, 2010 11:51

Спонсор интервью с экспертами тренингового рынка ― бесплатная рассылка «8 Шагов К Профессии Бизнес-Тренер!»


Татьяна Мячина
бизнес-тренер,
консультант в области практической психологии
www.myachina.ru
Татьяна, расскажите, как становятся бизнес - тренерами и консультантами? Каким был Ваш тренерский путь?

Меньше всего на свете я хочу, чтобы эти заметки превратились во что-то похожее на «воспоминания ветерана» на каком-нибудь школьном «классном часе», где древний, сморщенный дедочек самозабвенно повествует о том, как прошла его далекая молодость, а все умирают от скуки, мечтая поскорее услышать долгожданный звонок на перемену. Поэтому, постараюсь сделать свой рассказ по возможности, интересным и полезным.
Основные дорожки, по которым люди приходят к профессии бизнес тренера - три: это люди из бизнеса, из педагогики, и из медицины или психологии. Среди бизнес- тренеров из всех этих областей, как, впрочем, и везде, есть свои плюсы и минусы.


Первые, люди из бизнеса, имеют колоссальный опыт, умеют зарабатывать деньги, что в наше время является чуть ли не определяющим фактором, но не всегда умеют НАУЧИТЬ этому других. Им проще или сделать что-либо самим, либо идти по принципу: делай как я. Выходцы из педагогики, наоборот, умеют доступно и доходчиво донести информацию, активизировать тренировку и закрепление практических навыков. Но есть один коварный подводный камень: это трансформация в ненавистную «училку». Особенно, это касается тех ситуаций, когда тренинговая группа начинает походить на плохо управляемый коллектив трудных подростков.
Ну, а что касается последних - медиков/психологов, здесь засада кроется вот в чем. Они начинают «лечить, спасать, лезть в мозги, терапевтировать». И достаточно часто они идут по пути развития личностных качеств участников тренинга в ущерб интересам компании.
Моя дорожка в бизнес-тренеры лежит как раз из этой сферы медицины-психологии. По первому образованию я - врач-психотерапевт. Много лет я работала в Психосоматическом центре областной клиники неврозов в Екатеринбурге. В тот период времени я училась управлению групповыми процессами, ведению тренингов и многим другим интереснейшим вещам.
Я до сих пор с нежностью и симпатией вспоминаю период работы в клинике неврозов. Вдохновенная увлеченность работой, поездки по тренингам и семинарам, внедрение новых техник и приемов в работу, дружная тусовка, совместные празднования дней рождения, не говоря о других датах…
Не хочу сказать, что раньше было небо голубее, а шоколадки слаще, но, Центр, как и любая организация, проделал свой путь развития (рост, стагнация, затухание) и умер. Нет, отделение до сих пор есть, но это уже развалины былого. Это - иное качество продукта, иная корпоративная культура, иной коллектив. Когда я поняла, что не могу рекомендовать этот центр своим клиентам, друзьям и знакомым, я ушла оттуда, громко хлопнув дверью.
В период, когда я работала доктором, меня увлекли бизнес-тренинги. Своим учителем я считаю замечательного профессионала и удивительного человека, Елену Лопухину. Лена - один из лучших в России тренеров коммуникативных навыков, коуч, консультант по организационному развитию, член-учредитель Европейской Федерации FEPTO, преподаватель АНХ при Правительстве РФ.
К тому времени, как я ушла из клиники в никуда, у меня уже был приличный опыт работы в качестве бизнес-тренера. В тот период Судьба меня свела с двумя моими будущими компаньонами, с которыми мы организовали консалтинговую компанию Афина Паллада. Там я была едина во многих лицах: соучредитель, креатив-директор, бизнес-тренер, внутренний тренер, менеджер по продажам тренингов и даже водитель!
Считаю, что те почти пять лет моего пребывания в Афине дали мне очень многое: я окончательно «заточилась» на бизнес-тренинги, наработала приличный опыт продаж тренингов и продвижения услуг компании, а главное, во мне сформировалось коммерческое мышление. Я изнутри поняла и прочувствовала, как устроены мозги у собственника. Какие у него интересы, приоритеты, проблемы.

Что помогает Вам чувствовать уверенность в себе как в тренере?
Вообще продажу тренингов я часто сравниваю с продажей воздуха. В отличие от товаров, которые сами себя продают, здесь приходится сильно поработать. И здесь хочу рассказать еще об одних граблях, на которые наступают начинающие бизнес-тренеры.
Нередко тренеры позиционируют себя как замечательный продукт, который должен кто-то продавать. «Вот, хорошо бы было, если бы специально обученный человек провел все необходимые переговоры, организовал помещение, собрал группу, собрал деньги, выплатил бы мне большую часть, а я бы пришел, весь в белом, и на ура провел бы свой замечательный супер-тренинг!» Так, или примерно, так выглядит голубая мечта многих бизнес-тренеров. В начале своей карьеры я тоже так думала. Но потом, в процессе моей работы в тренинговой компании эта иллюзия, к счастью, быстро развеялась. Более того, я поняла, что на самом деле тренинг продается дважды. Первый раз ты его продаешь заказчику, который принимает решение и оплачивает твою работу. А второй раз происходит продажа самого тренинга его участникам. Чтобы этот тренинг был эффективен и интересен, надо, чтобы эта продажа присутствовала на протяжении всего времени его проведения. Не просто «давайте сделаем упражнение», а «вам это пригодится в таких-то рабочих ситуациях».
По прошествии времени я утвердилась в своем убеждении о том, что если ты научишься продавать свои тренинги - значит, тебе и сам черт не страшен! И тогда, когда на переговорах или на тренинге по продажам тебе зададут вопрос о твоем собственном опыте продаж, тебе уже не придется стыдливо выкручиваться и жалобно блеять про сетевой маркетинг на старших курсах института!

Что в тренинге Вы считаете ошибкой?
Очень часто тренеру, особенно, начинающему, приходится сталкиваться с такой ситуацией: заказчик хочет одного, а группа - совсем другого. И искусство тренера заключается как раз в том, чтобы, ориентируясь на запросы заказчика и интересы бизнеса, для группы подать все так, чтобы участники могли удовлетворить свои потребности, и, как следствие того, повысить свою эффективность в работе. Например, заказчик говорит: «Мои менеджеры не делают обязательные 10 звонков неплательщикам. Я хочу, чтобы после тренинга они это делали и вернули всю дебиторскую задолженность клиентов». Менеджеры говорят: «Мы звоним, но у клиента реально нет денег, а нас ругают. Скажите руководству, чтобы…» - ну, и дальше по тексту. В этом случае я работаю с такими темами, как уверенное поведение менеджера, техники распознавания и противостояния манипуляциям клиента, алгоритмы переговоров по возврату ДЗ, стрессменеджмент.
Ни один бизнес-тренер, не набивший шишек и не совершивший определенное количество ляпов, не может считаться полностью опытным и настоящим. Хочу рассказать леденящую душу историю о том, что натворила я в самом начале своей карьеры бизнес-тренера.
Однажды меня пригласили провести тренинг продаж для одного из магазинов Екатеринбурга. Заказчику было удобно, чтобы тренинг проходил в конце рабочего дня, прямо в торговом зале. И вот я - на «рабочем месте», среди полок с товаром. Продавцы, уже достаточно вялые к концу рабочего дня и недовольные необходимостью задержки после работы, тоскливо-враждебными глазами наблюдают за мной. Два здоровых молодца в камуфляже с автоматами Калашникова и хмурыми лицами снимают кассу, тётя Маша-уборщица кверху попой старательно надраивает пол где-то в пространстве между мною и сидящими напротив меня участниками тренинга…
Я в шоке.
Для меня, доктора с большой буквы «Д», привыкшей на белом коне въезжать в зал для групповых занятий, встречаемой обожающими и полными надежды взглядами, ситуация оказалась, мягко говоря, неожиданной и дискомфортной.
После этого эпизода для меня четко обозначилась разница между терапевтическими или личностно-ориентированными группами, где участники сами платят за себя, и готовы взять от тренера по максимуму, и корпоративными группами, где за твою работу платит руководитель, а самим участникам тренинга часто это совсем не надо. Да еще если менеджеров загнали на тренинг приказом, под страхом лишения премии. Да еще если тренинг проходит в законные выходные, а в понедельник - снова на работу. Да еще и с выездом из города и с ночевкой. Да еще…
Но тогда я всех этих деталей не знала и работала, как умела. Я честно начала тренинг продаж, и вскоре мои ребята заскучали. Особо шустрые начали канючить: «Таня, ну, давай не будем про продажи, они нам и так надоели, пойдем лучше пивка попьем!» И я тогда честно наступила на грабли начинающего тренера. Видя, что тема продаж им не интересна, я начала работать на тему достижения успеха, продвижения, преодоления препятствий, личностного роста, и т.п. То есть, прекрасно сработала, как психотерапевт. Все были очень довольны, воодушевлены, благодарили. Я была на седьмом небе от счастья, ведь я их СДЕЛАЛА! Две недели я ходила гордая и важная, звездно восседая на Бизнес-Тренерском Олимпе, рисуя себе радужные перспективы моей новой специальности с таким необычным, волнующим названием «бизнес-тренер», пока однажды в городе не встретила случайно одного парня с тренинга. Он, увидев меня, обрадовался и стал увлеченно рассказывать о своих успехах. И чем больше я его слушала, тем стремительнее и с более оглушительным грохотом я падала с Олимпа, на который сама себя водрузила. Парень увлеченно рассказывал о том, как ему помог мой тренинг, что он ушел из магазина, начал свой бизнес, и еще два человека последовали его примеру, организовали свое дело, и как одна девочка из продавцов, благодаря моему тренингу (!), наконец-то, вышла замуж и собирается оставить работу, и как все стало замечательно! И вот тут-то я представила, что чувствует заказчик, оплативший мой тренинг и какими «добрыми» словами он меня вспоминает.
После этого эпизода я на протяжении двух с лишним лет ездила в Москву училась на бизнес-тренера. Сейчас я поняла, что бизнес-тренер и тренер-психолог-психотерапевт - это две большие разницы.

Чему Вы учитесь сейчас?
Когда я впервые попала на тренинг для тренеров, где преобладали, в основном, менпоперы и люди из бизнеса, меня поразило отличие этой тусовки от психолого-психотерапевтической. В привычной мне среде обитания все мои коллеги-психологи были такими милыми, душевными, обнимались-целовались-улыбались при каждой встрече и при каждом расставании. А в холодной бизнес-среде HR-ов все было сухо, по деловому, формально! Это сейчас я понимаю, что персональщики - одни из самых душевных и теплых сотрудников на фирмах, но тогда они мне показались совсем другими…
По прошествии времени я поняла, что нахожусь в очень выгодном положении среди многих тренеров. У меня в арсенале есть те инструменты, которыми я могу работать с личностью гораздо глубже, чем может себе позволить тренер без мед-псих. образования, но при этом не скатываться на лечение и пресловутое «промывание мозгов» или «зомбирование» с грубым вторжением в личное пространство. Я четко вижу и ощущаю грань, за которую нельзя переступать, и благодаря этому, на выходе получается очень интересный тренинговый продукт. Более того, есть такая точка зрения, проверенная неоднократно на практике, что все события, происходящие в компании - зеркальное отражение того, что творится в голове и душе руководителя, и многие люди из бизнес-сообщества это прекрасно понимают.
Например, в компании застой, общее мрачное настроение, продажи упали. В процессе интервью с руководителем обнаруживается, что он находится в состоянии депрессии или какого-либо жизненного кризиса, а падение продаж - только верхушка айсберга. Или, наоборот: шеф на подъеме, фонтанирует новыми идеями, заряжает остальных, и продажи растут, у сотрудников глаза горят, шерсть дыбом, все трудятся в экстазе.
У каждого человека возникают такие периоды в жизни, когда бывает необходимо провести внутреннюю ревизию, разобраться в себе, определиться с приоритетами. В большинстве своем, эти кризисы переживаются самостоятельно, но если возникает ощущение пробуксовки, тупика - это повод для обращения к профессионалу. И здесь у меня есть все необходимые инструменты и опыт для того, чтобы сработать эффективно и для руководителя, и для компании.
«Наводя порядок» в душе, меняя внутреннюю картину мира, начальник бессознательно (или осознанно) транслирует эти изменения и своим подчиненным. Таким образом, развивая себя, руководитель развивает свой бизнес.
В процессе создания этих заметок я поняла, что хочу сказать начинающим тренерам и более опытным коллегам еще очень многое. Но, одним из важных и почему-то часто не принимаемых во внимание качеств тренера является способность вовремя остановиться. Поэтому, чтобы не впасть в состояние «Остапа несло», завершаю свой рассказ.
Когда-нибудь, если я не превращусь в маньяка-графомана с отсутствием критики к себе, я напишу книгу. Но это - завтра. А сегодня жду ваших вопросов, комментариев и пожеланий!

Полезные ссылки:

Интервью с Наталией Еремеевой, бизнес-тренером
Интервью с Верой Кобзевой, Независимым бизнес-тренером
Интервью с Ириной Куракиной, руководителем проекта Высшая Школа Тренинга «WayDa»
Интервью с Колик Алексеем, бизнес-тренером
Интервью с Наталией Еремеевой, бизнес-тренером
Интервью с Ириной Куракиной, руководителем проекта Высшая Школа Тренинга «WayDa»
Интервью с Карамзиным Сергеем, бизнес-тренером, консультантом
Интервью с  Кабалик Ольгой, бизнес-тренером
Интервью  с  Нечаевой Еленой, коучем
Интервью с Колик Алексеем, бизнес-тренером


бизнес-тренер, тренинг, интервью, бизнес-тренинг, тренер

Previous post Next post
Up