В первый уик-энд августа, с 1 по 3 число, в Венгрии состоялся одиннадцатый этап чемпионата мира, который прошел на трассе Хунгароринг. В этом году я поехал на саму трассу, но рассказ об этом будет позже, а сейчас - к сожалению, с большим опозданием - обзор Гран При.
Трасса сама по себе весьма скучна. Обгонять здесь практически невозможно, чему мы стали свидетелями в прошлом году, когда Кими Райкконен всю гонку проехал, укткнувшись в задний спойлер Хэмилтона, а Фелипе Масса не смог пройти Такуму Сато. Объясняется это отчасти тем, что трассу строили еще при социализме - это была настоящая победа Берни Экклстоуна, когда в 1986 году удалось провести здесь первое Гран При (Советский Союз бесплатно получил право на трансляцию той гонки - ведь Берни старался привести Формулу-1 и туда, но не сложилось). И трассу делали максимально безопасную, чтобы не случилось ничего трагического.
Хунгароринг изобилует поворотами, длинная прямая здесь только одна - стартовая. В первом повороте идет понижение до 1-2 передачи, затем разгон и торможение перед вторым поворотом, который проходится на 2 передаче. Третий поворот скоростной, а вот в четвертом придется притормозить до 3-4 передачи. Затяжной пятый проходится также на четвертой передаче, затем идет выход на короткую прямую, после чего надо тормозить до второй. Весьма непростые восьмой и девятый повороты проходятся соответственно на 3 и 2 передачах. Десятый скоростной, а выйдя из одиннадцатого поворота пилоты ненадолго оказываются на прямой. Перед двенадцатым надо сбросить скорость, равно как и перед тринадцатым и последним - четырнадцатым поворотом, который выводит на прямую старт-финиш.
Из действующих пилотов наилучшие показатели на этой трассе таковы:
Гран При - 15 (Р. Баррикелло)
Победы - 1 (Р.Баррикелло, Ф.Алонсо, К.Райкконен, Д.Баттон, Л.Хэмилтон)
Поулы - 1 (Р.Баррикелло, Ф.Алонсо, К.Райкконен, Л.Хэмилтон)
Подумы - 5 (Д.Култхард)
Очки - 36 (Д.Култхард)
Быстрые круги - 2 (К.Райкконен)
До начала самого Гран При в Будапеште было запланировано сразу два мероприятия - в среду Михаэль Шумахер вместе с Себастьяном Феттелем, Виталием Петровым, и другими пилотами Формулы-1 и GP2 провел благотворительный футбольный матч, а в четверг по улицам венгерской столицы проехал Себастьян Буэми за рулем Red Bull и Герхард Бергер за рулем Toro Rosso. Естественно, что оба события вызвали повышенный интерес у публики, и недостатка внимания не испытывали. Кстати, подобный заезд устраивали здесь и в прошлом году, но тогда Бергер был за рулем старого McLaren.
Первая практика прошла спокойно. Большинство команд пелетона опробовали аэродинамическое изобретение Эдриана Ньюи - "плавник". Обошлось без происшествий - только Себастьяну Феттелю пришлось завершить тренировку из-за механических проблем после всего лишь четырех пройденных кругов.
Лидировала пара Ferrari, а следом расположилась пара McLaren, причем Ковалайнен оказаля впереди Хэмилтона.
Результаты первой пятничной практики
ПилотКомандаВремяРазницаКруги 1. Ф. Масса
Ferrari1:20.981-192. К. Райкконен
Ferrari1:21.345+ 0.364213. Х. Ковалайнен
McLaren1:21.410 + 0.42917 4. Л. Хэмилтон
McLaren1:21.535+ 0.55418 5. Ф. Алонсо
Renault1:21.802 + 0.821 18 6. Т. Глок
Toyota 1:21.931 + 0.950 22 7. Р. Кубица
BMW Sauber
1:22.267 + 1.246 18 8. Н. Пике
Renault 1:22.326 + 1.345 19 9. Н. Хайдфельд
BMW Sauber
1:22.370 + 1.389 22 10. Я. Трулли
Toyota1:22.457 + 1.47625 11. М. Уэббер
Red Bull-Renault1:22.654+ 1.673 23 12. Д. Култхард Red Bull-Renault
1:22.700 + 1.719 16 13. С. Бурдэ
Toro Roso-Ferrari
1:22.900 + 1.919 26 14. Д. Баттон
Honda 1:22.917 + 1.936 27 15. Р. Баррикелло
Honda 1:23.093 + 2.122 26 16. Н. Росберг
Williams-Toyota 1:23.147 + 2.166 21 17. К. Накаджима
Williams-Toyota 1:23.274 + 2.293 22 18. А. Сутиль Force India-Ferrari 1:23.353 + 2.372 25 19. Д. Физикелла
Force India-Ferrari
1:23.459 + 2.478 28 20. С. Феттель Toro Rosso-Ferrari 1:23.923 + 2.492 4
Во второй сессии лидером был Льюис Хэмилтон. Вторым стал Нельсиньо Пике, который смог опередить другого пилота "серебряных стрел" - Хейкки Ковалайнена. Пилоты Ferrari заняли 5 и 6 места, причем на сей раз впереди оказался Райкконен. Правда, свой лучший круг он прошел быстрее Массы всего лишь на одну тысячную.
Снова неудачей закончилась практика для Феттеля - его машина сломалась во второй раз за несколько часов, но в этот раз он смог пройти на один круг больше, чем утром. Также досрочно завершил тренировку Казуки Накаджима, который вылетел с трассы за несколько минут до конца сессии.
Результаты второй пятничной практики
ПилотКоманда Время Разница Круги 1. Л. Хэмилтон McLaren 1:20.554 - 35 2. Н. Пике
Renault 1:20.748 + 0.196 38 3. Х. Ковалайнен
McLaren 1:20.760 + 0.206 33 4. Ф. Алонсо
Renault 1:20.928 + 0.374 35 5. К. Райкконен
Ferrari 1:21.009 + 0.455 35 6. Ф. Масса Ferrari 1:21.010 + 0.456 36 7. Н. Хайдфельд BMW Sauber 1:21.138 + 0.584 46 8. Р. Кубица BMW Sauber 1:21.363 + 0.809 36 9. Я. Трулли
Toyota 1:21.505 + 0.951 42 10. Н. Росберг
Williams-Toyota 1:21.581 + 1.027 34 11. Т. Глок
Toyota 1:21.662 + 1.108 39 12. М. Уэббер
Red Bull-Renault
1:21.733 + 1.179 43 13. Д. Култхард
Red Bull-Renault
1:21.837 + 1.283 34 14. К. Накаджима
Williams-Toyota 1:21.902 + 1.348 33 15. С. Бурдэ
Toro Rosso-Ferrari
1:22.955 + 1.401 41 16. Д. Баттон
Honda 1:22.150 + 1.596 41 17. Д. Физикелла
Force India-Ferrari
1:22.197 + 1.643 36 18. А. Сутиль
Force India-Ferrari
1:22.358 + 1.804 37 19. Р. Баррикелло
Honda 1:22.448 + 1.894 33 20. С. Феттель
Toro Rosso-Ferrari
1:22.945 + 2.293 5
Солнечным субботним утром лидерство сохранил Льюис Хэмилтон, а вот второй результат показал на сей раз Фелипе Масса, убедительно опередив своего напарника - Кими всего лишь девятый.
Обошлось без происшествий, и все гонщики смогли провести полноценную тренировку.
Результаты субботней практики
Пилот Команда Время Разница Круги 1. Л. Хэмилтон
McLaren 1:20.228 - 14 2. Ф. Масса Ferrari 1:20.567 + 0.339 14 3. Т. Глок
Toyota
1:20.623 + 0.395 21 4. Х. Ковалайнен
McLaren
1:20.657 + 0.429 15 5. Н. Пике
Renault
1:20.917 + 0.689 21 6. Н. Хайдфельд
BMW Sauber
1:21.096 + 0.868 15 7. С. Бурдэ
Toro Rosso-Ferrari
1:21.179 + 0.951 21 8. С. Феттель
Toro Rosso-Ferrari 1:21.184 + 0.956 22 9. К. Райкконен
Ferrari 1:21.187 + 0.959 18 10. Н. Росберг
Williams-Toyota 1:21.195 + 0.967 19 11. Ф. Алонсо
Renault
1:21.228 + 1.000 21 12. К. Накаджима
Williams-Toyota 1:21.357 + 1.129 17 13. Д. Култхард
Red Bull-Renault
1:21.489 + 2.261 16 14. Я. Трулли
Toyota 1:21.601 + 1.373 18 15. Р. Баррикелло
Honda
1:21.703 + 1.475 20 16. М. Уэббер
Red Bull-Renault
1:21.752 + 1.524 17 17. Д. Баттон
Honda 1:21.772 + 1.544 19 18. Р. Кубица
BMW Sauber
1:21.975 + 1.747 18 19. Д. Физикелла
Force India-Ferrari 1:22.189 + 1.961 22 20. А. Сутиль
Force India-Ferrari
1:22.550 + 2.322 23
Квалификацию снова выиграл Льюис Хэмилтон, который на две десятые опередил своего напарника Хейкки Ковалайнена. Фелипе Масса показал третий результат.
Без сюрпризов в первой части квалификации не обошлось - Ник Хайдфельд на решающем круге попал в траффик, в результате чего он застрял за Себастьяном Бурдэ, и не смог пробиться дальше - он показал лишь 16-ый результат. Впрочем, потом стюарды признали, что француз был неправ, и оштрафовали его пятью позициями на старте, но вряд ли Хайдфельду от этого стало легче. Как обычноне смогли продолжить борьбу оба пилота Force India, а также Рубенс Баррикелло и Казуки Накаджима.
Во второй части квалификации остались Нико Росберг, который из-за технических проблем даже не вышел на трассу, оба пилота Toro Rosso, а также Дэвид Култхард и Дженсон Баттон.
В Q3 в полном составе пробились аж четыре команды: Ferrari, McLaren, Toyota и Renault. Причем один из пилотов Ferrari - Фелипе Масса - попутно поставил лучшее время уик-энда (1:19.068). Тимо Глок показал прекрасное и неожиданное пятое время, а Кими Райкконен снова провалил квалификацию - из-за проблем с прогревом шин он ошибся в четвертом повороте трассы, и стал лишь шестым. Если так будет продолжаться и дальше, то за титул ему бороться будет весьма непросто.
Результаты квалификации
Место Пилот Команда 1 сессия 2 сессия 3 сессия 1 Льюис Хэмильтон McLaren 1:19.376 1:19.473 1:20.899 2 Хейкки Ковалайнен
McLaren 1:19.945 1:19.480 1:21.140 3 Фелипе Масса Ferrari 1:19.578 1:19.068 1:21.191 4 Роберт Кубица
BMW Sauber
1:20.053 1:19.776 1:21.281 5 Тимо Глок
Toyota 1:19.980 1:19.246 1:21.326 6 Кими Райкконен Ferrari 1:20.006 1:19.546 1:21.516 7 Фернандо Алонсо
Renault
1:20.229 1:19.816 1:21.698 8 Марк Уэббер RedBull-Renault 1:20.073 1:20.046 1:21.732 9 Ярно Трулли Toyota 1:19.942 1:19.486 1:21.767 10 Нельсиньо Пике
Renault 1:20.583 1:20.131 1:22.371 11 Себастьян Феттель
Toro Rosso-Ferrari
1:20.157 1:20.144 12 Дженсон Баттон
Honda
1:20.888 1:20.332 13 Дэвид Култхард
Red Bull-Renault
1:20.505 1:20.502 14 Себастьян Бурдэ *
Toro Rosso-Ferrari
1:20.640 1:20.963 15 Нико Росберг
Williams-Toyota 1:20.748 Нет времени 16 Ник Хайдфельд
BMW Sauber
1:21.045 17 Казуки Накаджима
Williams-Toyota 1:21.085 18 Рубенс Баррикелло Honda 1:21.332 19 Джанкарло Физикелла
Force India-Ferrari 1:21.670 20 Адриан Сутиль Force India-Ferrari 1:21.113 Примечание: * - Бурдэ был оштрафован пятью позициями на старте гонки за блокировку Ника Хайдфельда
На старте Фелипе Масса показал мастер-класс своим соперникам. С третьей стартовой позиции он рванулся вперед, как метеор, даже не заметив по пути Хейкки Ковалайнена, а в первом повороте "разделался" уже с Льюисом Хэмилтоном.
Для партнера Массы, Райкконена, старт вновь прошел неудачно - Кими пытался объехать Кубицу справа, но поляк не дал себя пройти, а в первом повороте Кими оказался на самой невыгодной траектории, пропустил Фернандо Алонсо, и скатился на седьмое место.
Хэмилтон поначалу держался близко к Массе, но затем бразилец начал планомерно наращивать свое преимущество от круга к кругу. Ковалайнен же был неспособен поддерживать темп двух лидеров, и расстояние между ним и Хэмилтоном быстро стало огромным.
Первым из лидеров в боксы поехал Масса - на 18-м круге, а вернулся на трассу он как раз перед парой Алонсо-Райкконен. Спустя круг на пит-стопе побывал Льюис Хэмилтон (который вернулся за Райкконеном), а еще через пару минут - Хейкки Ковалайнен.
Райкконен же абсолютно ничего не мог поделать с Алонсо - на Хунгароринге обгонять просто нереально. Тем более двухкратного чемпиона мира, пусть и не на самой лучшей машине. Потому вся надежда была на первый пит-стоп. Но на него два чемпиона свернули на одном круге. Однако даже при таком раскладе Кими мог выехать впереди Алонсо, если бы на круге перед пит-стопом Райкконену не помешал круговой Феттель, который придержал финна в нескольких поворотах, в результате чего разрыв между финном и испанцем вышел за пределы двух секунд. Зато они оба опередили Роберта Кубицу, у которого с темпом в венгерской гонке вообще было не ахти - машина просто не ехала.
После волны пит-стопов все встало на свои места: Масса на первой позиции, за ним Хэмилтон и Ковалайнен. Тимо Глок же продолжал удивлять - многие думали, что очень хорошее 5-е время в квалификации стало возможным благодаря малой загрузки топливом, но поехал в боксы он ничуть не раньше остальных пилотов из первой пятерки, и уверенно держался на четвертой позиции.
На 40-м круге случилось непредвиденное - сдулась шина у Льюиса Хэмилтона. Причем не очень-то близко к пит-лейну, так что путь в боксы получился у него очень долгим. Потерял он столько времени, что уже не мог бороться за подиум. Bridgestone так и не смогли однозначно обозначить причину прокола, но на повторе было явно видно, что в третьем повороте трассы Льюис заблокировал как раз переднее левое колесо, на нем тут же образовалась проплешина, а спустя два поворота шина и вовсе оказалась недееспособной. Пристрастие Хэмилтона к "убиванию" шин вновь подвело его - и если он и теперь не сделает выводов, то подведет еще не раз.
Тем временем Масса, которому теперь вообще ничто не угрожало, за 26 кругов до финиша заехал на второй плановый пит-стоп, и со спокойной душой вернулся на трассу впереди Тимо Глока. Ковалайнену еще предстояло побывать в боксах, так что никто уже не сомневался в победе Массы.
На втором пит-стопе Кими Райкконен смог-таки одолеть Алонсо - он остался на трассе на один круг дольше, и этого хватило, чтобы после остановки оказаться впереди пилота Renault, даже несмотря на ошибку финна, которую тот допустил перед пит-стопом Фернандо. После этого Кими, которому поставили шины с полоской, начал буквально рвать и метать - он бешеными темпами сокращал отрыв от Тимо Глока, по пути поставив очередной лучший круг в гонке. И немца он догнал, но вот атаковать уже не стал - ему сказали сбросить темп. Потому что как раз в этот самый момент в другом месте трассы, на стартовой прямой, решилась судьба гонки.
Фелипе Масса потрясающе провел венгерскую гонку, и он по праву должен был стать ее победителем. Но не в этот раз - 3 августа он на собственной шкуре испытал, каково это: сойти, когда победа уже у тебя в руках. Это чувство знакомо его напарнику, но Массе еще никогда не доводилось постречаться с таким разочарованием в гонке. Мотор Ferrari, который некогда славился своей надежностью, подвел бразильца всего за три круга до гонки. Масса был на голову сильнее всех в воскресной гонке, но судьба в этот раз улыбнулась не Массе, а Ковалайнену, который невзрачно шел на втором месте.
Хейкки просто невообразимо повезло, и он одержал первую победу в своей карьере. В этом году у него был и лучший круг, и подиум, а теперь есть еще и победа. Да, выиграть должен был другой пилот, но победа есть победа. Как сказали Хейкки Ковалайнену после финиша по Team Radio: "Welcome to the world of Winning, Heikki".
Вторым же стал Тимо Глок, который провел за рулем Toyota гонку на уровне лидеров, в то время как его партнер Ярно Трулли боролся за места в конце очковой зоны. Неожадинно хорошо закончился уик-энд и для Кими Райкконена - поначалу ему вообще было не на что надеяться, но проблемы у двух соперников в борьбе за титул позволили ему подняться на подиум, и отыграться у обоих своих конкурентов - Хэмилтон финишировал пятым.
Результаты Гран При Венгрии
ПилотКомандаВремяЛучший круг
Пит 1. Х. Ковалайнен
McLaren1:37'27.0671:21.7532 2. Т. Глок
Toyota+ 11.0611:21.6712 3. К. Райкконен
Ferrari+ 16.8561:21.1952 4. Ф. Алонсо
Renault+ 21.6141:21.7932 5. Л. Хэмилтон
McLaren+ 23.0481:21.4932 6. Н. Пике
Renault+ 32.2981:21.5372 7. Я. Трулли
Toyota
+ 36.449
1:21.6382 8. Р. Кубица
BMW Sauber
+ 48.321
1:21.9412 9. М. Уэббер
Red Bull-Renault
+ 58.834
1:22.1252 10. Н. Хайдфельд
BMW Sauber
+ 1:07.709
1:22.1831 11. Д. Култхард
Red Bull-Renault
+ 1:10.407
1:22.7322 12. Д. Баттон
Honda
+ 1 круг
1:22.3972 13. К. Накаджима
Williams-Toyota
+ 1 круг
1:23.3071 14. Н. Росберг
Williams-Toyota+ 1 круг
1:22.3972 15. Д. Физикелла
Force India-Ferrari+ 1 круг
1:22.6412 16. Р. Баррикелло
Honda+ 2 круга
1:22.436217. Ф. Масса (НФ)
Ferrari+ 3 круга
1:21.355218. С. Бурдэ
Toro Rosso-Ferrari
+ 3 круга
1:23.2203НФ А. Сутиль
Force India-FerrariТормоза1:23.6502НФ С. Феттель
Toro Rosso-Ferrari
Перегрев1:24.2221
Лучший круг: К. Райкконен (Ferrari) - 1:21.195 (61 круг)
Благодаря финишу на третьем месте Кими смог не только приблизиться к Льюису Хэмилтону на расстояние в пять очков, но и обойти в личном зачете Фелипе Массу - теперь Райкконен опережает его на три очка. В Кубке Конструкторов Toyota сохранила четвертое место, а вот Renault благодаря двойному финишу в очках стали пятыми, опередив Red Bull.
Хейкки Ковалайнен стал пятым победителем гонки в этом сезоне, а в истории - сотым. Льюис Хэмилтон заработал 10-й поул в карьере. Тимо Глок стал 12-м пилотом, который в 2008 году смог подняться на подиум. Кими продолжает штамповать лучшие круги в гонках - теперь у него на счету их 32. Ник Хайдфельд сохраняет лидерство по количеству пройденных в этом году кругов, и первым пересек черту в 700 кругов. У Льюиса Хэмилтона теперь 555 кругов лидирования.
Личный зачет после Гран При Венгрии:
№
Пилот Команда
Очки 1
Льюис Хэмильтон
McLaren Mercedes 62 2
Кими Райкконен
Ferrari 57 3
Фелипе Масса
Ferrari 54 4
Роберт Кубица
BMW Sauber 49 5
Ник Хайдфельд
BMW Sauber 41 6
Хейкки Ковалайнен
McLaren Mercedes 38 7
Ярно Трулли
Toyota 22 8
Фернандо Алонсо
Renault 18 9
Марк Уэббер
Red Bull Renault 18 10
Тимо Глок
Toyota 13 11
Нельсон Пике
Renault 13 12
Рубенс Баррикелло
Honda 11 13
Нико Росберг
Williams Toyota 8 14 Казуки Накаджима
Williams Toyota 8 15
Дэвид Култхард
Red Bull Renault 6 16 Себастьян Феттель
STR Ferrari 6 17
Дженсон Баттон
Honda 3 18
Себастьян Бурдэ
STR Ferrari 2
Кубок Конструкторов после Гран При Венгрии:
КомандаОчки 1. Scuderia Ferrari Marlboro111 2. Vodafone McLaren Mercedes100 3. BMW Sauber F1 Team90 4. Panasonic Toyota Racing35 5. ING Renault F1 Team31 6. Red Bull Racing24 7. AT&T Williams16 8. Honda Racing14 9. Scuderia Toro Rosso8 10. Force India0
Следующая гонка пройдет через 3 недели, 24 августа, в Валенсии, где на уличной трассе состоится Гран При Европы, а до того пилоты уходят в традиционный краткосрочный летний отпуск.