В прошедшие выходные, с 18 по 20 июля 2008 года, на трассе в Хоккенхайме состоялся десятый этап чемпионата мира, Гран При Германии. Сезон прошел свой экватор, и теперь за титул разгорится уже нешуточная битва. А уж тем более все ждали этого в Германии - ведь трое лидеров имели перед немецкой гонкой одинаковое количество очков.
Сама трасса - типичный "тилькедром". Первый поворот проходится на хорошей скорости, но "газ-в-пол" он проходится лишь на первом круге гонки, когда болиды еще не успевают набрать максимальную скорость. Затем перед вторым поворотом - торможение, и включается вторая передача, после чего идет длинный левый поворот, который заканчивается шпилькой Spitzkehre. В самой шпильке ошибиться очень легко, а приведет это к колоссальной потере времени - потому тут надо быть крайне осторожным. Седьмой поворот проходится на полном газу, а затем идет торможение до 2-3 передачи. После этого еще один не самый быстрый поворот, а затем - небольшая прямая. С двенадцатого поворота, со входа в стадион, начинается самый сложный - третий сектор трассы, который также является и самым медленным. Заканчивается круг поворотом под номером 17, из которого пилоты выходят достаточно широко, и частенько выезжают за пределы бордюра. Но, пожалуй, самое памятное событие последних лет, связанное с 17-м поворотом - это вылет Хуана Пабло Монтои в квалификации в 2005 году, когда он мог выиграть поул. На Хоккенхайме очень важно найти компромисс между двумя скоростными и третьим медленным секторами.
Из действующих пилотов наилучшие показатели на этой трассе таковы:
Гран При - 14 (Р. Баррикелло)
Победы - 1 (Р.Баррикелло, Ф.Алонсо)
Поулы - 2 (К.Райкконен)
Подумы - 4 (Д.Култхард)
Очки - 37 (Д.Култхард)
Быстрые круги - 3 (Д.Култхард)
Уик-энд начался с объявления того, кто станет заменой Дэвида Култхарда в Red Bull в следующем сезоне. Как и ожидалось, этим гонщиком будет Себастьян Феттель.
Кристиан Хорнер: "Мы довольны тем, что в следующем году к нам присоединится Себастьян Феттель. Дэвид Култхард после тщательных раздумй объявил о своей отставке на Гран При Великобритании, и вполне естественно, что мы называем пилота, который его заменит, перед домашней гонкой для Себастьяна в Хоккенхайме. Так как он уже был частью семьи Red Bull, то выбор Себастьяна напарником Марка Уэббера не было трудным решением. Мы всегда утверждали, что нашей целью является наличией самой конкурентоспособной пары пилотов, и Себастьян соответствует этому критерию. Ему только исполнился 21 год, и он принял участие лишь в 17 Гран При, так что он продолжает учиться, но уже ясно, что у него большие возможности и скорость. Мы уверены, что Red Bull Racing сможет извлечь из этого максимум, и мы верим, что Марк и Себастьян станут очень конкурентоспособной парой в 2008".
Себастьян Феттель:"Я очень горжусь тем, что присоединюсь к Red Bull Racing, да и всегда хорошо как можно раньше определиться со своим будущим на следующий сезон. Цель каждого гонщика - быть в как можно более конкурентоспособной команде, а Red Bull за последние сезоны показали свой потенциал, так что для меня это хороший переход. Я долгое время являюсь частью семьи Red Bull, с тех пор, как в 2000 году присоединился к Junior Team. Всю мою карьеру они оказывали мне огромную поддержку, и теперь переход в основную команду Ф1- мечта, ставшая реальностью. Также хочу сказать большое спасибо Scuderia Toro Rosso, где я чуствую себя как дома. Они были моей "семьей" больше года, и я хочу поблагодарить Франца и Герхарда за ту возможность, которую они мне предоставили, и сказать спасибо всей команде за их усилия. После сегодняшнего заявления я могу сконцентрироваться на оставшейся половине сезона с Toro Rosso. Я постараюсь воздать им должное, стараясь изо всех сил, чтобы показать еще несколько хороших результатов, развив нынешния достижения".
Первая практика начиналась на влажной трассе - дождь продолжал идти даже после того, как загорелись зеленые огни светофора. Потому первую половину тренировки гонщикам пришлось проводить на дождевых шинах, однако затем трасса подсохла, и все смогли одеть псевдослики.
Из-за погодных условий было множество небольших вылетов и выездов за пределы трассы - но в большинстве случаев все могли продолжить движение. Один только Роберт Кубица повредил автомобиль, стукнувшись о барьер из отработанных покрышек. Также заранее прекратить тренировку пришлось Себастьяну Бурдэ - его Toro Rosso сломалась посередине трассы.
Дэвид Култхард же нашел себе новое развлечение - пока он сидел в боксах в кокпите, то решил оставить себе парочку фото на память, и принялся фотографировать все вокруг, в том числе и себя.
Результаты первой пятничной практики
ПилотКомандаВремяРазницаКруги 1. Л. ХэмилтонMcLaren1:15.537-222. Х. КовалайненMcLaren1:15.666+ 0.129193. Ф. МассаFerrari1:15.796 + 0.25922 4. Ф. Алонсо Renault1:16.163+ 0.62622 5. К. Райкконен Ferrari1:16.327 + 0.790 23 6. Н. Росберг Williams-Toyota 1:16.606 + 1.069 27 7. С. Феттель Toro Rosso-Ferrari 1:16.618 + 1.081 25 8. Н. Хайдфельд BMW Sauber 1:16.719 + 1.182 20 9. К. Накаджима Williams-Toyota 1:16.821 + 1.284 26 10. Н. Пике Renault1:17.063 + 1.52626 11. Д. Култхард Red Bull-Renault1:17.108+ 1.571 18 12. Д. Баттон Honda 1:17.131 + 1.594 28 13. Т. Глок Toyota 1:17.185 + 1.648 28 14. М. Уэббер Red Bull-Renault 1:17.268 + 1.731 11 15. Д. Физикелла Force India-Ferrari 1:17.471 + 1.934 30 16. Р. Баррикелло Honda 1:17.500 + 1.963 24 17. Я. Трулли Toyota 1:17.556 + 2.019 29 18. А. Сутиль Force India-Ferrari 1:17.784 + 2.247 29 19. Р. Кубица BMW Sauber 1:18.779 + 3.242 08 20. С. Бурдэ Toro Rosso-Ferrari 1:21.506 + 5.969 16
Во второй сессии погода была лучше - дождя больше не было, а над трассой выглянуло солнышко. На сей раз практику смогли закончить все - вновь было множество вылетов, но болиды повреждений не получили. Проблемы технического свойства возникали у Уэббера и Накаджимы, но механики смогли с ними разобраться по ходу сессии.
Результаты второй пятничной практики
ПилотКоманда Время Разница Круги 1. Л. Хэмилтон McLaren 1:15.025 - 37 2. Ф. Масса Ferrari 1:15.722 + 0.697 31 3. К. Райкконен Ferrari 1:15.760 + 0.735 34 4. Х. Ковалайнен McLaren 1:15.990 + 0.965 37 5. М. Уэббер Red Bull-Renault 1:16.017 + 0.992 25 6. Ф. Алонсо Renault 1:16.230 + 1.205 38 7. Н. Росберг Williams-Toyota 1:16.355 + 1.330 41 8. Р. Кубица BMW Sauber 1:16.363 + 1.338 36 9. Н. Хайдфельд BMW Sauber 1:16.377 + 1.352 40 10. Д. Култхард Red Bull-Renault 1:16.378 + 1.353 35 11. С. Феттель Toro Rosso-Ferrari 1:16.422 + 1.397 41 12. Я. Трулли Toyota 1:16.530 + 1.505 45 13. Д. Баттон Honda 1:16.542 + 1.517 38 14. Р. Баррикелло Honda 1:16.677 + 1.652 28 15. Н. Пике Renault 1:16.734 + 1.709 42 16. Т. Глок Toyota 1:16.781 + 1.756 44 17. К. Накаджима Williams-Toyota 1:16.829 + 1.804 21 18. С. Бурдэ Toro Rosso-Ferrari 1:16.860 + 1.835 14 19. А. Сутиль Force India-Ferrari 1:17.008 + 1.983 39 20. Д. Физикелла Force India-Ferrari 1:17.047 + 2.022 37
В субботу с утра, в третьей части свободных заездов, лидировал уже другой пилот McLaren - Хейкки Ковалайнен. Дождя вновь не было, над трассой светило солнце, а потому проходила тренировка в обычном режиме. Пилоты вновь ошибались и вылетали, но болид никто не разбил. А вот у Роберта Кубицы практика опять не задалась - на сей раз из-за неисправности машины.
Второй результат показал Фелипе Масса на Ferrari, а вот его напарник Кими Райкконен стал в субботу утром лишь девятым. Смог выстрелить Фернандо А
Результаты субботней практики
Пилот Команда Время Разница Круги 1. Х. Ковалайнен McLaren 1:15.621 - 18 2. Ф. Масса Ferrari 1:15.693 + 0.072 21 3. Л. Хэмилтон McLaren 1:15.839 + 0.218 21 4. Ф. Алонсо Renault 1:15.943 + 0.322 18 5. С. Феттель Toro Rosso-Ferrari 1:16.037 + 0.416 24 6. Я. Трулли Toyota 1:16.133 + 0.512 25 7. Н. Пике Renault 1:16.161 + 0.540 21 8. М. Уэббер Red Bull-Renault 1:16.196 + 0.575 19 9. К. Райкконен Ferrari 1:16.380 + 0.759 19 10. Н. Росберг Williams-Toyota 1:16.405 + 0.784 20 11. Д. Баттон Honda 1:16.447 + 0.826 22 12. Д. Култхард Red Bull-Renault 1:16.515 + 0.894 19 13. К. Накаджима Williams-Toyota 1:16.530 + 0.909 18 14. Т. Глок Toyota 1:16.636 + 1.015 27 15. С. Бурдэ Toro Rosso-Ferrari 1:16.808 + 1.187 23 16. Н. Хайдфельд BMW Sauber 1:16.906 + 1.285 24 17. А. Сутиль Force India-Ferrari 1:16.938 + 1.317 20 18. Р. Баррикелло Honda 1:17.189 + 1.568 20 19. Д. Физикелла Force India-Ferrari 1:17.312 + 1.691 22 20. Р. Кубица BMW Sauber 1:17.469 + 1.848 15
Героем квалификации в третий раз в нынешнем сезоне стал Льюис Хэмилтон. Он почти на две десятые опередил Фелипе Массу, который занял второе место.
Оба пилота Force India борьбу завершили, как обычно, в первом сегменте квалификации. С ними в последней пятерке оказались Нельсиньо Пике, Казуки Накаджима, и Рубенс Баррикелло. Жертвами же Q2 стали Себастьян Бурдэ, Нико Росберг, Дженсон Баттон, Тимо Глок, и, что самое удивительное, Ник Хайдфельд, который на решающей попытке ошибся в Spitzkehre.
Ну а "антигероем" заключительной части квалификации стал Кими Райкконен, который показал несвойственный ему плохой результат - всего лишь шестое место, позади Фернандо Алонсо и Ярно Трулли. Red Bull Racing смогли пробиться в финал квалификациями обоими болидами, что случается не так уж и часто. Ну а Феттель в очередной раз доказал свою скорость, став девятым.
Результаты квалификации
Место Пилот Команда 1 сессия 2 сессия 3 сессия 1 Льюис Хэмильтон McLaren 1:15.218 1:14.603 1:15.666 2 Фелипе Масса Ferrari 1:14.921 1:14.747 1:15.859 3 Хейкки Ковалайнен McLaren 1:15.476 1:14.855 1:16.143 4 Ярно Трулли Toyota 1:15.560 1:15.122 1:16.191 5 Фернандо Алонсо Renault 1:15.917 1:14.943 1:16.385 6 Кими Райкконен Ferrari 1:15.201 1:14.949 1:16.389 7 Роберт Кубица BMW Sauber
1:15.985 1:15.109 1:16.521 8 Марк Уэббер RedBull-Renault 1:15.900 1:15.581 1:17.014 9 Себастьян Феттель Toro Rosso-Ferrari 1:15.532 1:15.420 1:17.244 10 Дэвид Култхард RedBull-Renault 1:15.975 1:15.338 1:17.503 11 Тимо Глок Toyota 1:15.560 1:15.508 12 Ник Хайдфельд BMW Sauber
1:15.596 1:15.581 13 Нико Росберг Williams-Toyota 1:15.863 1:15.633 14 Дженсон Баттон Honda 1:15.993 1:15.701 15 Себастьян Бурде Toro Rosso-Ferrari 1:15.927 1:15.858 16 Казуки Накадзима Williams-Toyota 1:16.083 17 Нельсон Пике Renault 1:16.189 18 Рубенс Баррикелло Honda 1:16.246 19 Адриан Сутиль Force India-Ferrari 1:16.657 20 Джанкарло Физикелла Force India-Ferrari 1:16.963
В воскресенье Кими Райкконен вновь попал в неприятную ситуацию еще до гонки - фанатка из Японии так желала заполучить автограф чемпиона мира, что по пути сбила собственную дочь и не обратила на это внимания.
Click to view
Старт прошел без аварий. Хейкки Ковалайнен пытался проскочить мимо Фелипе Массы, но не тут-то было: бразилец в нескольких первых поворотах отстоял свою позицию, после чего напор пилота McLaren снизился. Удачно первый круг провел Роберт Кубица - со старта он опередил Кими Райкконена, а затем, воспользовавшись борьбой Трулли и Алонсо в Spitzkehre, прошел их обоих, выйдя на четвертую позицию. Кстати, в том же самом моменте в шпильке Райкконен имел возможность отыграться, но уткнулся в Трулли, и едва не откатился еще на одно место дальше - Феттель попробовал обойти Кими, однако в седьмом повороте финн не поднял ноги с педали газа, и немцу пришлось отступить.
Кими Райкконен попробовал начать восхождение к первым позициям, но после обгона Фернандо Алонсо он надолго застрял за Ярно Трулли. На 18-м круге Льюис Хэмилтон поехал в боксы, и выехал аккурат между Трулли и Райкконеном, но итальянец долго сдерживать британца не стал, так как кругом спустя сам отправился на дозаправку. Одновременно с ним заехал и Алонсо, так что Кими вышел на пятое место, которому никто не угрожал - Феттель былв нескольких секундах позади.
В лидеры после пит-стопа Хэмилтона вышел Масса, но и он свернул в боксы. Бразильца зазвали на пит-стоп на 20-м круге, так что хороший задел он создать не успел. Ковалайнен также заехал в боксы, и выехал между Глоком и Хайдфельдом. Пилот BMW тут же пытался пройти Хейкки, но в Spitzkehre финн довольно жестко пресек эти попытки, и умчался вперед.
Кими Райкконен, заехал в боксы через два круга после своего напарника по команде, хотя многие надеялись, что он выступил так неудачно в квалификации из-за большой загрузки топливом. Это оказалось не так, но благодаря трем лишним кругам после того, как Трулли побывал на пит-стопе, Кими смог сделать хороший задел, и вернуться на трассу впереди итальянца.
Гонка шла своим ходом, и ничто уже не предвещало каких-то экстремальных ситуаций на трассе, но Toyota Тимо Глока решила как-то разнообразить заезд, и в последнем повороте трассы, когда немец проезжал по поребрику, задняя подвеска сломалась, после чего болид на полной скорости полетел задом наперед в отбойник, находящийся перед мостиками команд. Глок пережил очень неприятный удар - в Формуле-1 все привыкли к тому, что ударяются обычно боком или передом, а тут удар пришелся на спину. К счастью, с Глоком все в порядке, и в следующем Гран при он, скорее всего, примет участие.
В пелетоне после выезжа на трассу Сэйфти Кара началась суматоха - пилоты повалили в боксы, стараясь по максимому воспользоваться сложившимся положением. Тем более, что прошло уже больше половины гонки, и можно было спокойно заправиться до финиша. Больше всех не повезло в этот момент Кими Райкконен - его и Массу позвали в боксы на одном круге, и финну пришлось потерять несколько драгоценных секунд в ожидании своей очереди.
В итоге Кими выехал на трассу на 13 позиции. Таким образом, гонка Кими оказалась загублена окончательно. В McLaren поступили иначе - Ковалайнена заправили вместе с общей волной, а Хэмилтон остался на трассе, после ухода Сэйфти Кара умчался вперед, а затем, дозаправившись во второй раз, и одев мягкие шины, без проблем расправился сначала с Массой, который буквально открыл ему калитку в Spitzkehre, а затем и с главным везунчиком нынешнего Гран При - Нельсоном Пике-младшим.
Бразилец из Renault заправился прямо перед тем, как боксы закрыли в связи с выездом атомобиля безопасности. И заправился до самого финиша - а после пит-стопа Хэмилтона он оказался лидером. Многие думали, что ему еще предстоит заезд в боксы, но все оказалось далеко не так - и он финишировав вторым, на последней стадии гонки не подпуская к себе Фелипе Массу.
Четвертым финишировал Ник Хайдфельд, которому также Сэйфти Кар пришелся кстати, пятым финишную черту пересек Хейкки Ковалайнен, который красноречиво продемонстрировал, кто есть кто в McLaren - сразу после того, как Рон Деннис воспользовался радиосвязью, финн пропустил вперед своего партнера Льюиса Хэмилтона. Маневр этот напомнил о временах Шумахера и Баррикелло, когда Рубенсу не раз приходилось снимать ногу с педали газа. Будем надеяться, что у Ковалайнена это не войдет в норму.
Шестым стал Кими Райкконен, итоговая позиция которого оказалась такой же, как и стартовая. И это далось ему весьма непросто - ему пришлось обгонять Росберга, еще раз Алонсо, Феттеля, Трулли, и Кубицу. И все это - ради трех очков за шестое место. А ведь мог набрать куда больше - но такова плата за собственную неудачу в квалификации, и решение команды принять обоих гонщиков на одном круге. Замкнули восьмерку Роберт Кубица и великолепный Себастьян Феттель.
Победу же одержал, что вполне естественно, Льюис Хэмилтон. Он провел почти безупречную гонку, и вполне заслуженно выиграл немецкий Гран При. Уже второй этап подряд Ferrari ничего не могут противопоставить лидеру McLaren, но Кими Райкконен пообещал, что на тестах в Хересе, которые проходят на этой неделе, они разберутся в причинах этого.
Результаты Гран При Германии
ПилотКомандаВремяЛучший круг
Пит 1. Л. Хэмилтон
McLaren1:21'20.8741:16.0392 2. Н. Пике
Renault+ 5.5861:16.9101 3. Ф. Масса
Ferrari+ 9.3391:16.5022 4. Н. Хайдфельд
BMW Sauber+ 9.8251:15.9872 5. Х. Ковалайнен
McLaren+ 12.4111:16.4952 6. К. Райкконен
Ferrari+ 14.4031:16.3422 7. Р. Кубица
BMW Sauber
+ 22.682
1:16.6102 8. С. Феттель
Toro Rosso-Ferrari
+ 33.299
1:16.7722 9. Я. Трулли
Toyota+ 37.158
1:17.0232 10. Н. Росберг
Williams-Toyota+ 37.625
1:17.3802 11. Ф. Алонсо
Renault+ 38.600
1:17.1152 12. С. Бурдэ
Toro Rosso-Ferrari
+ 39.111
1:16.9692 13. Д. Култхард
Red Bull-Renault
+ 54.971
1:16.9942 14. К. Накаджима
Williams-Toyota+1:00.003
1:17.6912 15. А. Сутиль
Force India-Ferrari+1:09.488
1:17.8892 16. Д. Баттон
Honda+ 1 круг
1:17.636317. Д. Физикелла *
Force India-Ferrari+ 59.0931:18.2082НФ Р. Баррикелло
HondaСтолкновение1:17.9862НФ М. Уэббер
Toro Rosso-FerrariМотор1:17.2062НФ Т. Глок
Red Bull-RenaultАвария1:16.7121
Примечание: * - Физикелла оштрафован прибавкой 25 секунд к итоговому результату за нарушение регламента Сэйфти Кара.
Лучший круг: Н. Хайдфельд (BMW Sauber) - 1:15.987 (52 круг)
Click to view
Таким образом, положение в лидирующей тройке не изменилось, а вот разрывы стали совсем другими - Масса теперь отстает от Хэмилтона на четыре очка, а Кими - на все семь. В Кубке Конструкторов Renault вплотную приблизилось к Toyota и Red Bull - так что схватка за 4 позицию в Кубке Конструкторов обещает быть острой.
Что касается статистики, то тут событий произошло немного: Хэмилтон сравнялся по числу побед с Массой, а по числу подиумов - с Физикеллой. Также Ник Хайдфельд прервал потрясающую серию Кими Райкконена из лучших кругов - установи сегодня финн быстрейшее время в гонке, то он сравнялся бы с Аскари, который показывал 7 лучших кругов кряду 56 лет назад. Кстати, Ник Хайдфельд на домашнюю гонку сменил дизайн своего шлема:
Личный зачет после Гран При Германии:
№
Пилот Команда
Очки 1
Льюис Хэмильтон
McLaren Mercedes 58 2
Фелипе Масса
Ferrari 54 3
Кими Райкконен
Ferrari 51 4
Роберт Кубица
BMW Sauber
48 5
Ник Хайдфельд
BMW Sauber
41 6
Хейкки Ковалайнен
McLaren Mercedes 28 7
Ярно Трулли
Toyota 20 8
Марк Уэббер
Red Bull Renault 18 9
Фернандо Алонсо
Renault 13 10
Рубенс Баррикелло
Honda 11 11
Нельсон Пике
Renault 10 12
Нико Росберг
Williams Toyota 8 13
Казуки Накаджима
Williams Toyota 8 14
Дэвид Култхард
Red Bull Renault 6 15
Себастьян Феттель
STR Ferrari 6 16
Тимо Глок
Toyota 5 17
Дженсон Баттон
Honda 3 18
Себастьян Бурдэ
STR Ferrari 2
Кубок Конструкторов после Гран При Германии:
КомандаОчки 1. Scuderia Ferrari Marlboro
105 2. Vodafone McLaren Mercedes
85 3. BMW Sauber F1 Team89 4. Panasonic Toyota Racing
25 5. Red Bull Racing
24 6. ING Renault F1 Team
23 7. AT&T Williams
16 8. Honda Racing
14 9. Scuderia Toro Rosso
8 10. Force India
0
Следующая гонка пройдет через 2 недели, 3 августа, на Хунгароринге, где состоится Гран При Венгрии, а на этой трассе в Хересе проводятся четырехдневные тесты.