Политическая система Соединенных Штатов - весьма смелый эксперимент. Вместо пирамидальных структур, объединенных горизонтальными и вертикальными связями, классических для большинства государств, США представляет собой множество практически не связанных между собой простых тетраэдров.
Каждый штат - полноценное государство, имеющее все необходимые атрибуты - исполнительную, законодательную и судебную власти, свою финансовую систему и силовые структуры, включая военную (национальную гвардию). Вертикальные связи обрываются на уровне штата, а горизонтальные представлены федеральными структурами, определяющими политику всего государства, но не влияющими на управление внутри штата.
Роль основной горизонтальной связи всей структуры выполняют партии.
Система управления США, как пример системной управленческой ошибки.
В классической пирамиде управления «короля делает свита». Есть нулевой уровень управления - это президент и вице-президент, работающие в паре, с разделением функционала и отсутствием дублирования. Дальше идет первый уровень - министры и главы ведомств, потом их заместители, под которым находятся уже региональные или отраслевые руководители, представляющие второй и третий уровни структуры управления. Собственно, от рядового до президента - семь-восемь уровней управления. Званий и должностей, естественно, гораздо больше.
Таким образом, в части информированности и подготовки управляющих решений нулевой уровень полностью зависит от первого, в свою очередь, зависящего от квалификации, эффективности и добросовестности второго и третьего уровней.
Внешнее воздействие с целью принятия определенного решения - подкуп, шантаж, давление, иной способ «лоялизиации» возможны на втором-третьем уровне и вероятны на первом. Для защиты от такого воздействия существуют службы охраны и обеспечения. На уровнях ниже третьего считается достаточным обычной уголовной ответственности.
Однако, такая система полностью увязана на личности «нулевых» и «первых», и их личное окружение. Неадекватные правители, коррупция в окружении правителей, искажения управленческой информации вследствие этого - одна из «болезней» классических систем управления.
Такой же «болезнью» является дублирование контроля и функционала, поскольку разрушает связи-взаимодействия структур.
Создававшие структуру управления США - маленькие государства-тетраэдры, одной гранью упирающиеся в основание-народ, а второй держащие на себе двухпартийную конструкцию «президент против вице-президента», уравновешенную двухпалатным и двухпартийным Конгрессом, между которыми в полной зависимости от всех четырех «вершин» висят государственные институты - армия, правительство, аппарат президента и отдельно Верховный Суд - старались избежать обычных «болезней» классических управленческих схем. Двупартийность появилась позже создания структуры, но именно как необходимый элемент системы управления.
Почему партий только две? Потому США - не шуруповерт. К каждому президенту в наборе идет только один вице-президент.
Эта система прекрасно работала, пока избирателем был белый мужчина, обладавший землей и имуществом. То есть, успешный землевладелец. Были ли это фермеры, плантаторы, мелкие торговцы или ремесленные промышленники, значения не имело.
Избирателем был человек устойчивых политических взглядов и сформированных интересов, что обуславливало цели и задачи, реализацию которых он возлагал на того, за кого голосовал. Малое количество избирателей, как следствие, обеспечивало личную ответственность сенатора штата или сенатора Конгресса США перед ними. А в те времена личная ответственность включала совсем не «публичные извинения».
Сроки президентства, и регулярная, раз в четыре года ротация управленческого персонала высших звеньев, при не синхронной с ними ротацией представительства сенаторов, служили дополнительной страховкой от коррупции управленцев высшего и среднего звена. Если президент соответствовал всем ожиданиям избирателя, он переизбирался. Более того - его эффективность не как руководителя, но как защитника интересов, в немалой степени определяла партийную принадлежность преемника.
По факту, в США была внедрена и копирована «афинская» система управления, с фактическим имущественным цензом, как для избирателя, так и для кандидата, и с борьбой партий, определяющих как общие тенденции и курсы для всего государства, так и политику в каждом штате.
Война Севера и Юга закончилась окончательным объединением страны, с ясным предупреждением всем, желающим поиграть в сепаратизм. Это же привело к определению индустриального пути развития, в целях обеспечения независимости государства в полном смысле слова.
Проблемой индустриализации стали дефицит капитала, и дефицит рабочей силы, как квалифицированной, так и нет.
Деньги добывались безудержной эксплуатацией «земли и труда» с дальнейшей продажей в Европу товаров, а рабочие - среди потерявших работу в Европе.
Реклама «Страны, где можно долго и честно работать, а потом купить себе землю и стать хозяином своей судьбы», дала результат. А была еще и «Золотая лихорадка».
США получили рабочих, скачкообразное увеличение численности населения и борьбу за избирательные права, которые пришлось дать. И вместо малочисленного мотивированного избирателя, знавшего все свои интересы, получили огромное количество избирателя немотивированного, и при этом - не имеющего интересов.
Система управления, в части формирования состава управленческих кадров высшего звена перестала соответствовать объективной ситуации. Возникла системная ошибка.
Козе баян, волку жилетку, системе сдержек и противовесов.
Ручная осколочная граната, оружие безусловно опасное, имеет три предохранителя: удаляемый запал-взрыватель, предохранительную чеку, предохранительную скобу. Для срабатывания гранаты необходимо ввернуть запал-взрыватель, выдернуть чеку, отпустить скобу. Американская система сдержек и противовесов представляет собой гранату, корпус от которой хранится в одном месте, заряд в другом, запал-взрыватель разобран и разложен по складам. И все места хранения отдалены друг от друга на сто километров, и брать можно по одной детали за раз. И при этом, на одних и тех же деталях резьба разного шага и направления. В общем, пока боеспособная граната будет собрана - война кончится.
Государственная система управления США - механизм безусловного компромисса. Если два патриота - президент и вице-президент, демократ и республиканец, решают, что принятое решение полезно для страны - оно требует одобрения Конгресса, и даже при условии всеобщего согласия процесс выработки и согласования управленческого решения становится достаточно сложным. Это должно ограничивать возможности реализации необдуманных и ангажированных решений. Фактически, этот механизм служит полной парализации инициатив оппонентов.
Административный аппарат, его вертикальные и горизонтальные составляющие, для эффективного функционирования, все задействованные в работе сотрудники, должны были быть либо аполитичными, либо патриотами, следующие своему функционалу, игнорируя убеждения, поскольку, в противном случае, они начинают действовать в интересах партии, а не службы.
Партия в США имела роль носителя горизонтальной управленческой связи между отдельными штатами, и вертикальной управленческой связи между штатами и федеральными структурами, а так же как механизм обратной связи, должна была быть носителем взглядов, а не идей. Как только в дело вступили корпорации, их лоббисты и посредники, как только диалог «кандидат - избиратель» перешел из сбора пожеланий и пожертвований мотивированного избирателя, в подкуп массового избирателя навязыванием ему интересов, и обещаний их реализации, с раздачей кепочек, флажков и маек - партия перестала выполнять свою функцию полностью.
Все остальное - экспансия США, разжигание конфликтов, возникновение «глобализма» как явления, это лишь следствия сложившейся ситуации.
Политическая система управления США парализована борьбой сторонников партий в ней, и полностью не соответствует целям и задачам, для которых создавалась. Это две взаимодополняющие и усиливающие друг друга системных ошибки, действующих на систему управления. перегруженную избыточными функционалами, дублированием, и обладающих избыточными штатами, по сравнению с имеющимися задачами.
При этом, каждый электоральный цикл, в результате торговли предвыборными обещаниями в обмен на голоса избирателей, бессмысленными с учетом системы выборщиков, и служащими лишь для формального закрепления победы на выборах, государство получает лишний функционал, ложащийся на систему управления, и ведущий к увеличению на нее нагрузки, при отсутствии какого-либо резерва мощности.
Как же тогда функционирует государственная система США, и почему все не развалилось вообще? Потому, что она двойная. Есть федеральная структура, с которой может твориться всё что угодно. Есть штат. Государство в государстве. Где тоже может твориться что угодно, а может царить тишь и благодать. А внутри штата есть округа. Где тоже своя, маленькая уютная страна. В одном округе полицейские могут становиться на колени, в другом - полицейскому достаточно притормозить и посмотреть, не открывая окна, на пяток негров, обсуждающих новую рэпчину, чтоб митинг тут же закончился.
Если губернатор решит задействовать Национальную Гвардию, которая тоже армия США, армия резерва, с трубой пониже и танками пожиже, но все же, против каких-то недовольных - это его дело. Вмешаться может только президент США, да и то, не везде и не всегда. Его избиратели, его ответственность. Его право.
П.С. Управленческие процессы, скорость их протекания, и как следствие, время реализации управленческих решений, требуют продолжительного нахождения носителей одной доктрины на верхних уровнях системы управления. При этом, необходимо своевременное обновление управленческой элиты, для внедрения новых способов поиска и реализации управленческих решений. Тут возникает и третья потребность, сводящаяся к тому, что неофиты на втором-третьем уровне структуры управления так же должны быть носителями той же доктрины, для обеспечения преемственности стратегических и глобальных целей. Однако, быстрая ротация элит может быть полезной, в условиях когда мир сталкивается с вызовами разной природы, возникающими на коротком периоде времени. Так, собственно, произошло с СССР и США в период после Первой Мировой Войны и до окончания Второй Мировой, что обеспечило их прорывное развитие, по сравнению с остальным миром. СССР, с хрущевской эпохи, перейдя к консервации правящей группы, не смог адекватно реагировать на вызовы, что и обусловило кризис, закончившийся «перестройкой» и революцией 1999 года.
В случае с США, у власти на продолжительное время, «взломав» выборную систему, и нарушив принципы, на которых выстроена система управления США, оказались лица, чьи стратегические и глобальные цели никакой связи с таковыми целями США не имели. Консервация же правящей группы приводит к разрыву преемственности, и отсутствию равноценной замены убывающим кадрам в лице обученных, подготовленных и освоивших новые методы носителей такой же доктрины.