Настроения жителей материкового Китая опираются на недовольство неравенством и коррупцией

Oct 22, 2012 22:05

В материковом Китае накопилось недовольство пустыми обещаниями партийной верхушки, сосредоточенной на повторении устаревших идеологических формул, заимствованных из безнадежно ушедшего маоистского прошлого. Выражаясь языком повседневного общения, в “cреднезажиточный социализм” никто не верит, но пропаганда однопартийного строя отказывается сказать, что в стране создан капиталистический рай для немногих.

Бедные говорят о пропасти, отделяющей горстку семейств, собравших в своих руках огромные богатства, богатые считают, что возникла необходимость уезжать из страны. Эти высказывания приобретают особое значение в преддверии XVIII съезда компартии, открытие которого назначено на 8 ноября, после которого верхние ступеньки партийной пирамиды займут семьи с миллионными состояниями, получившие первый опыт политической борьбы в отрядах ‘стражей красной революции’.

В этом году в материковом Китае произошел ряд инцидентов, неопровержимо доказавших, что за фасадом "красно-культурных" церемоний скрывается коррупция и пренебрежение к закону. Партбосс Чунцина Бо Силай, некогда популярный персонаж мифа о победе над организованной преступностью, уволен с государственной службы по обвинениям во взяточничестве и превышении полномочий с целью сокрытия убийства британского предпринимателя. За рулем Ferrari, врезавшегося в марте в стену на кольцевой автодороге Пекина, сидел представитель ‘второго поколения богатых’, сын высокопоставленного аппаратчика из лагеря Ху Цзиньтао. Чиновник среднего звена в провинции Гуандун с зарплатой в 10 тысяч юаней оказался владельцем 21 дома общей стоимостью 40 млн юаней. Материковые блогеры выяснили, что начальник управления в провинции Шэньси, тупо улыбавшийся на фоне сгоревшего автобуса, в котором погибли 39 пассажиров, имеет 11 дорогих часов, не соответствующих уровню его зарплаты.

Заметный рост недовольства граждан по поводу коррупции, имущественного неравенства и низкого качества пищевых продуктов, подтвердил отчет, опубликованный на днях Pew Research Center по результатам опроса, проведенного в 2012 году. Данные исследования основаны на личных собеседованиях с 3177 респондентами, проведенных в период с 18 марта по 15 апреля. Опрос отражает настроения примерно 64 процентов взрослого населения Китая - в основном из числа городских жителей.

Эти результаты являются лишь частью многолетнего изучения общественного мнения в Китае, которое проводилось в течение нескольких лет, пояснил Ричард Вайк (Richard Wike), второй директор проекта Global Attitudes. "Мы получаем результаты опросов из Китая в течение десяти лет и надеемся продолжать эту работу", - отметил он в интервью Reuters. Поскольку материковый Китай запрещает иностранным организациям проводить прямые опросы населения, Pew Research Center приобретает данные у пекинской фирмы Horizon Research Consultancy Group.

"В то время, как Китай готовится к смене руководства, происходящей раз в десятилетие, китайский народ уверен, что их страна сталкивается с серьезными и растущими проблемами", говорится в докладе Pew Global Attitudes China. "В частности, большую обеспокоенность вызывают побочные эффекты быстрого экономического роста, в том числе разрыв между богатыми и бедными, рост цен и загрязнение окружающей среды, а также усилившиеся опасения по поводу политической коррупции".

Взяточничество в среде чиновников остается одним из самых больных мест второй экономики мира. "Когда мы спрашивали об этом в 2008-м, уже достаточно много людей говорили, что это большая проблема. 39 процентов сказали тогда, что коррумпированные чиновники представляют очень большую проблему. В этом году до 50 процентов сказали, что коррумпированные чиновники представляют очень большую проблему для страны, что означает весьма приличный прирост", - отметил Ричард Вайк. Треть опрошенных полагает, что большую проблему представляют коррумпированные предприниматели, тогда как в 2008-такой ответ давал лишь каждый пятый.

Резкие перемены в настроениях общества связаны также с качеством пищевых продуктов - респондентов, считающих, что это серьезная проблема, стало на целых 30 процентных пунктов больше по сравнению с данными 2008 года. Пресса едва ли не каждый день пишет о поддельных продуктах, о “помоечном масле”, которое делают из кухонных отходов ресторанов, об отравленном молочном питании, загрязненном промышленными добавками.

Другой серьезной проблемой китайское общество считает пропасть между богатыми и бедными - на это указали 48% (почти половина) опрошенных, что больше, чем 41% в 2008-м (и целых 87% считают, что это по меньшей мере относительно большая проблема).

Зафиксирован общий консенсус в том, что экономические выгоды последних лет распределились далеко не равным образом: 81% соглашается с утверждением “богаты становятся еще богаче, бедные еще беднее” и 45% согласны с этим пoлностью.

92% заявили (и трудно было ожидать другого), что их финансовое положение лучше, чем было у родителей в том же возрасте. Однако инфляция остается “очень большой проблемой” для 60%, пусть это и меньше, чем 72% в 2008 году.

Годовой уровень общей инфляции после того, как в июне 2011 года достиг рекордной за три года отметки в 6,5%, снизился в сентябре до 1,9 процента, что значительно ниже, чем намечавшиеся правительством 4 процента. А вот цены на продукты питания - весьма чувствительная тема для страны с низкими доходами - по-прежнему в среднем на 5,5 процентов выше, чем в 2011 году.

Материковые китайцы с некоторым пессимизмом оценивают отношения Китая с Соединенными Штатами - указывая, впрочем, на такие трудные для понимания вопросы, как Тибет и Тайвань, а также положение юаня как валюты. 26% опрошенных описывает эти отношения как враждебные, тогда как два года назад было всего 8%. Доля китайцев, считающих, что контакты с Вашингтоном можно охарактеризовать как "отношения сотрудничества", упала до 39% по сравнению с 68% в предшествующем опросе.

Однако "американские идеи демократии" нравятся 52 процентам опрошенных, что означает подъем на четыре процентных пункта в сравнении с 2007-м. Тогда как среди китайцев с высокими доходами эти идеалы позитивно оценивают 7 человек из 10. И что еще более примечательно - снизилось число людей, отвергающих идеи американской демократии: с 36% в 2007-м до 29%. "Mногие китайцы - в особенности молодые, состоятельные, образованные, городские - продолжают приветствовать определенные элементы американской 'мягкой силы'. В частности, они восхищаются Соединенными Штатами в связи с научными и технологическими достижениями", - отмечается в отчете.

Как полагает специалист из Городского университета Гонконга Джозеф Чэн (鄭宇碩), наблюдающееся в течение последних пяти лет ужесточение контроля за несогласными заставило многих китайцев прийти к разочарованию в однопартийной системе, но они еще не готовы продвигать демократию в западном стиле. “Хотя привлекательность западной демократии ширится, китайский народ не имеет ни стремления, ни политической воли, для того, чтобы бросить вызов существующему режиму, - говорит он. - Китайский народ ощущает, что его жизненные стандарты за последние 30 лет улучшились, и они рассчитывают на дальнейшие улучшения в грядущем десятилетии”.

С другой стороны, официальная пропаганда вряд ли рискнет признать, что однопартийная пирамида, в которой чиновники не отвечают перед гражданами, способствует процветанию коррупции. Многие используют вопрос о коррупции для "нападок на политическую систему Китая", но для компартии "борьба с коррупцией не сводится к политической реформе", говорится в редакционной статье, появившейся на днях в Global Times.

Недовольство коррупцией и неравенством угрожает самому выживанию партийной верхушки, но штатные пропагандисты предпочитают твердить о "поддержке большинства" даже тогда, когда реальные настроения отражаются иными цифрами.

демократия, коррупция, Китай

Previous post Next post
Up