Иностранные журналисты подверглись нападениям в ходе освещения протестов в провинции Чжэцзян

Feb 21, 2012 05:06

Двое иностранных журналистов подверглись нападению в ходе освещения земельных протестов в деревне Паньхэ провинции Чжэцзян, где на днях задержаны несколько десятков местных крестьян. Клуб иностранных корреспондентов Китая (FCCC) обратился к своим членам с призывом соблюдать осторожность.

Земельный конфликт в Паньхэ продолжается уже несколько лет: местные чиновники постепенно отняли крестьянские участки и продали их 12 компаниям. По словам жителей деревни, чиновники распродали пятую часть от принадлежащих деревне 5 тысяч му (1/16 га) сельскохозяйственных земель.

В июле 2011 года жители деревни избрали 20 с лишним представителей для переговоров с местным правительством. Они передали различные варианты решения спора, включая выплату компенсации за землю, а также требования освободить двоих крестьян, которые были задержаны милицией за попытку повредить имущество компаний, купивших эти участки.

Но прошло полгода, а жители Паньхэ так и дождались ответа на свои требования: никаких денег не получили; не были отпущены и двое задержанных.

1, 3 и 5 февраля в деревне прошли массовые демонстрации и митинги. По информации RFA, 6 февраля свыше тысячи человек вышли на демонстрацию, развернув транспаранты с надписями "Деревенский комитет использует общественные средства для личной выгоды", "Долой коррупцию!" и "Очистить деревенский комитет!". Скандируя "Вы продали нашу землю!" и "Долой коррупцию!", они прошли до здания парткома деревни, но там никого не оказалось.

По данным Global Times, 14 февраля были задержаны “несколько десятков человек”, принимавших участие в этих акциях. Ночью 15 февраля и утром 16-го "агентами в штатском" были схвачены еще двое активистов - Люй Сиси (Lü Xisi), 49 лет, и Люй Янъюй (Lü Yangyu), которому также за 40.

Как утверждается на местном официальном сайте, чиновники уже после первого митинга вспомнили об этом конфликте и создали рабочую группу, которая должна была заняться рассмотрением требований крестьян, если те окажутся “разумными”. Но “горстка крестьян подстрекала других” к уничтожению госимущества и устройству преград на дорогах, что явилось “серьезным нарушением общественного порядка”. В связи с этим 15 февраля милицией были арестованы трое подозреваемых.

Изложив этот сюжет, весьма напоминающий подготовку к такому же противостоянию, как в широко известной теперь деревне Укань, партийная Global Times критически оценивает действия местных властей. Как отмечается в заметке, возглавивший рабочую группу чиновник по фамилии Хуан заявил 15 февраля, что власти уже перечислили причитающиеся крестьянам суммы, исходя из выплаты 16 тысяч юаней за 1 му земли. Но жители деревни не получили ни денег, ни приглашений обсудить размер о компенсациях.

15 февраля журналист Ремко Танис (Remko Tanis), корреспондент Netherlands Press Association в Шанхае, сумел проникнуть в Паньхэ 15 февраля в 6.30 утра, пока милиционеры и дружинники, которые стерегли дороги, еще спали. В то время, как он записывал интервью с участниками митингов, другие жители деревни пришли предупредить, что за ними идет милиция.

Примерно в 9.45 “агенты в штатском и бандиты”, которых было около сотни, окружили центральное здание деревни, где работал Танис, разбили окна и вломились в двери. "Они вытащили меня из помещения в другую часть этого здания, на рынок живой продукции, - приводит его рассказ Комитет защиты журналистов (CPJ). - Вокруг были человек 20-30, и каждый норовил ударить или пнуть меня".

Но ему не причинили серьезных повреждений - очевидно, имелись особые инструкции насчет иностранных журналистов, тогда как крестьянам, с которыми он разговаривал, пришлось гораздо хуже. Рядом с ним группа мужчин сбила на землю женщину, которую зверски пинали ногами.

На вопросы о том, кто эти люди и какие органы представляют, следовали новые удары, продолжил Танис по телефону из Шанхая. Через пять или десять минут прибыли некие сотрудники уездного управления по работе с иностранцами, которые усадили его в свою машину. По их словам, его работа привела к “тревожной ситуации” в Паньхэ. Эти чиновники повезли его назад в город Лунган (Longang), откуда он выехал утром. По дороге какие-то люди окружили машину, силой вытащили журналиста и забрали его сумку. В Вэньчжоу сумку ему вернули, но в камере не оказалось карты памяти, а все блокноты и документы, которые передали крестьяне, исчезли.

16 февраля подобному насилию подверглись корреспондент France24 Баптист Фавелло (Baptiste Fallevoz) и его посредник Джек Чжан (Jack Zhang). Как сообщает блог Shanghaiist, их машину окружили два-три десятка мужчин, вытащили журналистов наружу и били китайца по голове видеокамерой, пока не потекла кровь. В управлении общественной безопасности заявили, что они случайно оказались на месте разборки между деревенскими группировками. Чтобы избежать дальнейших жалоб, потерпевшим на месте выплатили 45 тысяч юаней в качестве компенсации за травмы и испорченное оборудование.

"Насильственные нападения на журналистов представляют собой грубый и заслуживающий осуждения способ воспрепятствования освещению земельных протестов, которые становятся все более значимой проблемой в Китае, - заявил координатор программ CPJ по Азии Боб Диц (Bob Dietz). - Центральному правительству следует вырвать руль у местных чиновников, прибегающих к таким бандитским приемам".

Эти нападения отражают растущее стремление чиновников на местах применять насилие против иностранных журналистов, считает корреспондент BBC в Пекине Мартин Патиенс (Martin Patience). Власти практически всегда заявляют, что нападавшими были всего лишь "рассерженные крестьяне". 
На одной из демонстраций в деревне Паньхэ провинции Чжэцзян

В мятежной деревне провинции Гуандун прошли первые свободные выборы членов избиркома
В провинции Хэнань подожгла себя в знак протеста против действий чиновников 81-летняя женщина
Материковая пресса сообщает о новых акциях протеста в провинции Гуандун
В провинции Чжэцзян около 500 человек приняли участие в трехдневном митинге протеста

протесты, милиция, Чжэцзян, пресса

Previous post Next post
Up