В Ханчжоу, столице провинции Чжэцзян, несколько тысяч водителей такси третий день подряд продолжают бастовать, протестуя против завышенных цен на топливо и аренду машин. Забастовка таксистов прошла также в Шанхае, где водители одной из компаний требовали гарантировать выплаты по программам социального страхования.
1 августа таксисты Ханчжоу собрались на главных улицах и автобусных остановках этого крупного курортного центра, а некоторые просто стояли по обоим сторонам дороги и отказывались брать пассажиров. Как сообщает National Business Daily, с утра на Moganshan Road выстроились не менее 70 такси с плакатами, призывавшими "прекратить работу". По сведениям информационного портала Southern Weekend в Гуанчжоу, в акции протеста приняли участие более 8 тысяч водителей - практически до половины всего городского парка такси.
Часть водителей мигали фарами машин, чтобы сделать акцию еще более заметной. В переговоры с участниками забастовки, продолжавшейся до позднего вечера, вступили даже служащие милиции и дорожного контроля. В интернете распространялись призывы к трехдневной стачке в Ханчжоу. Забастовщики говорили, что их доходы резко снизились из-за повышения цен на топливо и дорожных пробок, поскольку сократилось число пассажиров, которых можно перевезти за смену. Представитель компании Jingwei Taxi в Ханчжоу сказал, что здесь приказали “водителям не участвовать в забастовке”. По данным Синьхуа, власти Ханчжоу разместили дополнительные наряды милиции и закрыли проезд по улицам, чтобы помешать забастовке, начавшейся в период утреннего часа пик.
Бастующие швыряли камни и бутылки с водой в тех, кто настаивал на продолжении работы, отмечается в микроблогах жителей Ханчжоу. "Oдин из бастующих водителей сказал, что разгромит все работающие такси, с которыми встретится эти вечером. Для вашей же безопасности воздержитесь вечером от поездок на такси", -
цитирует один из постов South China Morning Post.
Причиной забастовки стали тяжелые условия, в которых приходится работать таксистам. По словам водителей, они "были вынуждены прибегнуть к конкретным действиям" на фоне сокращения расходов, высоких расценок и возросших цен на топливо. В среднем за 10-часовую смену водители платят компании 230 юаней и почти 200 юаней приходится отдавать за бензин, тогда как большинство получают за смену лишь от 300 до 500 юаней. В лучшем случае в день остается 70 юаней. Водители с начала года подавали жалобы местным чиновникам, но удовлетворительного ответа так и не получили. "Не оставалось ничего иного, кроме как бастовать", - говорит он.
Плата за посадку на такси в Ханчжоу составляет 11 юаней, включая 1 юань в качестве платы за топливо, и каждый километр после первых трех обходится пассажиру по 2 юаня. За пять минут ожидания пассажир платит 2 юаня. Как
сообщает Shanghai Daily, в ответ на забастовку управление по транспортным перевозкам на скоростных трассах Ханчжоу предложили водителям временные субсидии. До конца октября, когда чиновники обещают подправить расценки на такси, водители будут получать за поездку надбавку в 1 юань (16 центов).
Однако таксист по фамилии Цао, бастовавший на стоянке экскурсионных автобусов, выразил общее недовольство по поводу 1-юаневой надбавки. По его словам, это "временный и неэффективный" план, который не избавит водителей от потерь. Таксисты требуют от властей повысить расценки за время ожидания до 5 юаней за пять минут, выплачивать компенсации за ночную работу и снизить выплаты компаниям. Забастовщики требуют внесения поправок в действующие правила, касающиеся услуг такси, поскольку сейчас компании и представители властей непрерывно штрафуют водителей, ссылаясь на жалобы клиентов - по большей части безосновательные.
Опасаясь возмущения туристов из-за отсутствия такси, чиновники управления по транспортным перевозкам направили свыше тысячи машин на автобусные остановки, железнодорожные вокзалы и в аэропорты.
Власти пытаются перевести недовольство водителей на тех, кто зарабатывает извозом на машинах и мотоколясках за меньшую плату, но без лицензии. До октября чиновники планируют проводить опросы и семинары с участием экспертов, но это лишь обычный метод оттянуть решение проблем, на которые указывают участники забастовки.
В Шанхае с 9 утра началась забастовка водителей из небольшого парка Fuxin Taxi Co, перекрывших главные улицы в западном пригороде мегаполиса. Как
сообщает Shanghai Daily, несколько десятков водителей припарковали машины напротив офиса компании на Songhong Road, Xianxia Road и Kele Road. Только на Kele Road, по словам дежурившего здесь охранника из жилого комплекса, стояли не менее 20 машин.
На окнах машин были размещены листовки, гласившие: "Хочу иметь пенсию".
По словам очевидцев, акция протеста, инициаторы которой говорили, что компания не выплачивает свою долю в рамках пенсионного обеспечения, завершилась около 15 часов. Пресс-секретарь Fuxin заявила, что в результате прошедших во второй половине дня переговоров инцидент был разрешен. Конфликтом занялись также чиновники из управления по людским ресурсам и социальной безопасности района Чаннин (Changning).
Это не первый случай, когда шанхайским таксистам приходится устраивать забастовку по поводу пенсионного обеспечения,
уточняет Shanghai Daily. В середине июля водители из парка Chengjian Taxi Co перекрыли своими машинами движение по одной из центральных улиц. Длительные смены и низкий уровень доходов вызывают протест многих водителей. В шанхайском бизнесе таксомоторных перевозок заняты около 100 тысяч водителей, которым в среднем приходится работать более 15 часов в день.
По словам таксистов, небольшие компании в Шанхае не выплачивают за своих водителей или выплачивают меньше положенного взносы социального страхования, включая пенсионные вклады, медицинскую страховку и страховку на случай производственной травмы. В соответствии с материковым законодательством в сфере соцстраха работники и работодатели должны делать взносы по обязательному социальному страхованию. Некоторые водители выплачивают эти взносы самостоятельно, но могут позволить себе лишь скромные суммы, которые не покроют их базовые потребности после выхода на пенсию.
"Я серьезно боюсь думать о том, как придется жить, когда я больше не смогу водить такси", - говорит занимающийся извозом уже 18 лет Цзинь Каншэн (Jin Kangsheng), водитель одной из крупных компаний Шанхая. По его словам, компании, да и сами водители, долгое время пренебрегали вопросами пенсионного обеспечения и не платили взносы соцстраха. На свою пенсию он выплачивает 187 юаней в месяц самостоятельно и почти вдвое большую сумму вносит его компания, тогда как другие работники в городе вносят не менее 200 юаней. "Это значит, что я на пенсии буду получать значительно меньше", - подчеркивает Цзинь Каншэн, который уже поднимал этот вопрос перед начальниками из транспортных органов.
Эти забастовки обозначили новую волну
протестов в транспортной индустрии материкового Китая. В 2008 году заметные забастовки таксистов прошли в городах Санья и Чунцине, где водители требовали снижения платы за аренду машин и изменения правил предоставления услуг. Начиная с марта 2010 года, забастовки, связанные с инфляцией, доходами или процедурами выдачи лицензий, вспыхивали в транспортных компаниях городов Шанцюй провинции Хэнань, Муданьцзян провинции Хэйлунцзян, Чунцина и Шанхая. В апреле водители грузовиков в Шанхае устроили забастовку против растущих цен на топливо, вызвавшую прекращение операций в городском порту.
В июне индекс потребительских цен в Китае вырос на 6,4 %, и власти опасаются, что возможный рост цен приведет к новым всплескам общественного недовольства.
Забастовка таксистов в Ханчжоу. Провинция Чжэцзян, 1 августа 2011
В ходе забастовки таксистов в провинции Хунань арестованы 11 человек Таксисты Гуанчжоу продолжают крупнейшую в материковом Китае забастовку