Тибетцам из числа выпускников университетов нелегко найти работу в Лхасе, так как рынок труда заполонили ханьские китайцы и места в секторе государственной гражданской службы для них практически недостижимы.
Как выяснилось в результате изучения обращений граждан, почти одна треть писем указывает на растущий дефицит возможностей трудоустройства для тибетцев. По данным государственной прессы на 18 ноября такие жалобы содержались в 74 письмах из 246, поступивших по электронной почте на интернет-платформу муниципальной канцелярии китайского правительства.
Звучавшие в последние годы обещания создать места для тибетцев, завершающих обучение в вузе, остались нереализованными,
рассказал Radio Free Asia (RFA) один из выпускников Тибетского университета в Лхасе, отметив, что и сам был без работы.
"Правительство обещало в 2018 году создать новые возможности для трудоустройства выпускников университетов, но большинство профессиональных рабочих мест по-прежнему предлагаются китайцам, так что тибетцы с трудом находят работу", - отметил он.
Прежде тибетцам из числа выпускников университетов были доступны некоторые возможности устроиться учителем или на скромные должности в госсекторе. "Однако в последние несколько лет под предлогом развития в Тибет приехало много китайцев, и тибетцы с дипломами вузов лишились всех возможностей найти работу. И даже если они находят работу, их нанимают только по контракту и с посуточной оплатой", - приводятся слова другого источника в том же репортаже RFA от 22 ноября.
Большинство тибетцев с высшим образованием, которым нужна работа, не могут найти места в частных компаниях, включая высокотехнологичные фирмы и производства, а значит, приоритетным выбором становится трудоустройство на высокооплачиваемую должность в секторе государственной гражданской службы.
Как отметил научный сотрудник Института тибетской политики в Дхарамсале Карма Тензин (Karma Tenzin), если тибетцев и берут на госслужбу, то часто направляют в департаменты, не имеющие отношения к их подготовке или специальности. "Это показывает, с какой дискриминацией сталкиваются тибетцы в том, что касается уровня образования", - подчеркнул он.
На высших должностях в госслужбе соотношение между ханьскими китайцами и тибетцами больше, чем два к одному, отмечается в репортаже RFA от 2 декабря.
Согласно отчетам правительства, после того как 19 октября партийным секретарем Тибетского автономного района ТАР стал Ван Цзюньчжэн (王君正),
находящийся под санкциями за ущемление прав уйгуров в Синьцзяне, только 4 из 15 должностей глав и заместителей глав администраций в Лхасе заняты этническими тибетцами.
Теперь, когда во всех административных учреждениях в качестве официального языка начали использовать нормативный китайский (путунхуа), чиновники не умеют ни читать, ни писать на тибетском, отметил источник тибетской службы RFA, добавив, что "еще более беспокоит то, что в настоящее время китайцы составляют 60% населения Лхасы".
Нынешнее положение и общий тренд резко контрастируют с положением дел в 1970-х и начале 1980-х годов, когда тибетцы были гораздо лучше представлены на руководящих позициях в тибетских областях, констатирует директор Института тибетской политики Дава Церинг (Dawa Tsering): "За исключением наиболее высоких уровней тибетцы занимали множество различных официальных должностей, причем тибетцы занимали 70% таких должностей, а китайцы - 30%. Но в последние годы политика Китая в этом отношении резко изменилась".
Тибетцев заменяют китайцами, поясняет Дава Церинг, "в попытке создать в этих учреждениях среду, в которой употребляют только китайский и говорят только на нем. И все эти меры китайское правительство внедряет, чтобы реализовать свою политическую программу по уничтожению тибетской идентичности".