46-летний буддийский ученый и писатель Го Шераб Гьяцо (Gō Sherab Gyatso), известный как Гошер (Gosher), более 13 месяцев находящийся под стражей без связи с внешним миром, тайно приговорен к 10 годам тюрьмы. Он является автором целого ряда статей и книг, посвященных жизни тибетцев под правлением Пекина.
Тибетский центр прав человека и демократии (TCHRD)
выяснил, что приговор вынесен судом промежуточной ступени Лхасы около месяца назад. Как
сообщили Radio Free Asia (RFA) близкие к нему источники, он отправлен в тюрьму неподалеку от Лхасы.
Го Шераб Гьяцо был задержан 26 октября 2020 года агентами госбезопасности из Тибетского автономного района (ТАР) в Чэнду, столице провинции Сычуань. Информация о его произвольном задержании распространилась только пять месяцев спустя, поскольку близкие выжидали в надежде на его скорое освобождение.
Как
отмечал в апреле 2021 года сайт Центральной тибетской администрации Tibet.net, никаких новостей о месте его содержания под стражей не появилось, что вызвало большую озабоченность по поводу его состояния здоровья. К тому же его забрали служащие органов безопасности из ТАР, хотя он проживает в округе Нгаба.
На запрос экспертов ООН по правам человека от 16 июля Китай в октябре 2021 года ответил, что Го Шераб Гьяцо задержан по уголовному обвинению "в соответствии с законом по подозрению в подстрекательстве к сецессии". Далее утверждалось, что в Китае не происходит ничего подобного “тайному содержанию под стражей”, “произвольному задержанию” или “недобровольному исчезновению”.
Го Шераб Гьяцо родился 9 сентября 1976 года в деревне Кхашул (кит. Касюй) в округе Нгаба (кит. Аба-тибетско-цянский округ провинции Сычуань). В юном возрасте он стал монахом монастыря Кирти, а позже продолжил образование в монастырях Дрепунг и Сера в Лхасе.
По
сведениям Международной кампании за Тибет (ICT) Го Шераб Гьяцо опубликовал несколько книг по философии тибетского буддизма, традиции и культуре. Он также изложил критические замечания о тибетской системе монастырского образования, призывая к расширению кругозора монашеской общины. Как отмечает ICT, его репутация как ученого очень высока, о чем свидетельствуют материалы диплома на тему «Го Шераб Гьяцо и его научная мысль», представленного к защите в Тибетском университете в Лхасе в мае 2019 года. После распространения информации о его аресте на китайской платформе qq.com создана
страница с подборкой его текстов.
За работу в защиту академической свободы в устройстве монастырского образования китайские чиновники мстили неоднократными задержаниями, заключением и принудительной высылкой из монастыря. В интервью студенту Тибетского университета, которое было записано в 2018 году в рамках подготовки диплома, Го Шераб Гьяцо упомянул, что в период с 30 марта 1998 года по 30 ноября 2001 года проходил "реформирование через труд". Причину отправки в тюрьму "Мяньян" в провинции Сычуань он не указал, но RFA отмечает, что почти 4-летнее заключение, начавшееся в 1998-м, он отбывал за то, что во время "кампании патриотического перевоспитания" в Нгаба у него нашли портрет Далай-ламы.
В 2008 году Го Шераб Гьяцо был среди 47 мирян и монахов из Нгаба, учившихся в то время в монастырях Дрепунг и Сера, которых задержали после протеста монахов из Нгаба в Лхасе 12 марта. Около месяца они оставались под надзором в монастыре Сера, затем 15 суток содержались в военном городке в поселке Недансян уезда Цюсю (Qüxü), входящем в административные границы Лхасы. Позже их содержали в изоляторе в городе Нагормо в округе Цонуб (кит. Голмуд, Хайси-монгольско-тибетский автономный округ). 27 августа 2008 года их перевели в поселок Троцик в уезде Нгаба, где держали в школе в деревне Секор до освобождения 4 сентября. В итоге они отбыли под стражей шесть месяцев без предъявления обвинений или суда.
В 2011 году он был задержан в Силинге (кит. Синин) служащими госбезопасности Нгаба и увезен в центр временного содержания в Чэнду. Хотя точная причина задержания остается неизвестной, его младший брат Го Джигме (Gō Jigmey) сказал, что это может быть связано с книгой, которую он хотел напечатать в Силинге,
отмечает TCHRD.
В очерке под названием "Не могу промолчать" он осудил новый регуляторный документ 2013 года, который требует, чтобы все тексты и публикации до распространения получали одобрение в отделе управления образованием. Он пришел к выводу, что новое положение ограничит свободу выражения мнений для молодых монахов. Это вызвало конфликты в монашеской общине и ему в конце концов пришлось уйти из монастыря. После высылки он путешествовал по востоку Тибета между 2013-м и 2016-м, продолжая свою писательскую и образовательную деятельность в других монастырях.