Женская теннисная ассоциация (WTA) отменила все мероприятия в Китае в связи с обеспокоенностью по поводу состояния китайской теннисистки Пэн Шуай (彭帥).
"При полной поддержке совета директоров WTA объявляю о немедленной приостановке всех турниров WTA в Китае, включая Гонконг", заявил 1 декабря президент ассоциации Стив Саймон (Steve Simon).
В этом году WTA запланировала в Китае 11 мероприятий, но пандемия Covid-19 заставила изменить место проведения или отменить их. Возобновление состязаний откладывается на неопределенный срок.
“Я не вижу, как могу с чистой совестью просить спортсменов соревноваться там, когда Пэн Шуай не позволяют свободно общаться и на нее явно давят с целью опровержения ее обвинений в сексуальном насилии”, отметил он. “Учитывая нынешнюю ситуацию, я также глубоко озабочен теми рисками, с какими могут столкнуться наши спортсмены и сотрудники, если мы решим проводить мероприятия в Китае в 2022 году”.
К настоящему моменту не остается никаких сомнений в том, что 35-летняя звезда тенниса, выступившая против одного из партийных бонз, стала жертвой недобровольного исчезновения.
Вечером 2 ноября Пэн Шуай опубликовала в социальной сети Sina Weibo длинный пост, в котором рассказала, что член политбюро компартии Чжан Гаоли (張高麗) неоднократно принуждал ее к сексу на протяжении 10 лет. "Пусть это как яйцо ударит по камню, или я подобна мотыльку, который тянется к пламени, призывая самоуничтожение, я все равно расскажу о тебе правду",
приводятся ее слова в заявлении президента WTA. "Она знала, с какими опасностями столкнется, но все равно выступила публично. Я восхищен ее силой и храбростью", подчеркнул Стив Саймон.
Пэн Шуай описала последний инцидент, имевший место около трех лет назад. Чжан Гаоли, вышедший в отставку с поста вице-премьера госсовета, пригласил ее сыграть в теннис в Пекине. После этого он и его жена отвезли ее к себе домой, где заставили заняться с ним сексом. Жена стояла за дверью спальни. "В тот день я была ужасно напугана, никогда не думала, что со мной может случиться такое. Я не давала согласия, только все время плакала”. "Не могу описать, какое отвращение испытывала, и сколько раз спрашивала себя, осталась ли человеком? Я как ходячий труп. Каждый день думаю, кто же я настоящая?",
приводит фрагмент ее поста CNN.
Поскольку Sina Weibo постоянно просматривается цензурными ведомствами, ее запись была удалена примерно через полчаса. Однако в частном обмене в мессенджере WeChat ее имя и скриншоты разоблачительного поста продолжали распространяться, пока цензура не добралась и до них. К 4 ноября от ее аккаунта не осталось и следа.
Чжан Гаоли, которому теперь 75, с 2018 года ведет роскошную жизнь влиятельного партийца, пребывающего в отставке. Хотя пост с упоминанием его имени привлек широкое внимание международной прессы, он предпочитает скрываться от взора публики. Ему даже не понадобилось устраивать лицемерный судебный процесс, на котором высокооплачиваемые адвокаты могли бы потребовать молчания о его частной жизни.
На вопросы журналистов, работающих в Пекине, о положении Пэн Шуай отвечать просто некому. Официальный представитель министерства иностранных дел в Пекине Чжао Лицзянь (趙立堅) заявил 3 ноября, что это “не дипломатический вопрос и я не осведомлен о данной ситуации”. Но когда то же самое повторилось 17 и 18 ноября, стало ясно, что ее намерены содержать в условиях “черной тюрьмы” - в полной изоляции не только от внешнего мира, но и от других узников.
Пэн Шуай является обладательницей чемпионских титулов в парном разряде, завоеванных на турнирах Wimbledon в 2013-м и French Open в 2014-м, и участвовала в трех Олимпиадах. О ней не получится “забыть”, пока ее дальнейшая судьба решается в мрачных коридорах внутрипартийного следствия. Поэтому в дело включилась пекинская пропаганда, пытающаяся снизить накал возмущения произволом.
Звезда тенниса Наоми Осака (Naomi Osaka) заявила 16 ноября через Twitter, что цензура не может быть оправдана ничем, выразив надежду, что Пэн Шуай и ее семья в безопасности. "Я потрясена сложившейся ситуацией и шлю ей любовь и свет", говорится в посте с хэштегом #WhereIsPengShuai. Волна поддержки, идущей от знаменитых спортсменов, не прекращается.
17 ноября зарубежный госканал CGTN, который пропагандирует кампании китайской компартии, постит в Twitter скриншот e-mail, якобы написанного Пэн Шуай в адрес WTA, в котором утверждается, что прежние обвинения в сексуальном насилии "не соответствуют истине", что она в безопасности и просит WТА не публиковать новости без ее согласия. Как
отмечает CNN, письмо было показано только для англоязычных читателей, тогда как в материковой прессе о его содержании нет ничего.
Пользователи Twitter
заметили, что на скриншоте письма, который показал CGTN, виден курсор, хотя оно уже отправлено. Стив Саймон снова пытается связаться с ней по адресу, указанному в e-mail, и другими способами, но все безрезультатно. Он требует "независимого и поддающегося проверке доказательства, что она в безопасности".
19 ноября пресс-секретарь Управления Верховного комиссара ООН по правам человека в Женеве Лиз Троссел (Liz Throssell) заявляет о важности раскрыть местонахождение и состояние Пэн Шуай, призвав "с полной прозрачность расследовать ее обвинения в сексуальном насилии".
Направленный на внешнюю аудиторию отклик пекинского таблоида Clobal Times, выходящего в издательстве Жэньминь жибао, лишь усиливает подозрения в том, что Пэн Шуай подвергается пыткам. 20 ноября главный редактор GT Ху Сицзинь (胡錫進) пишет в Twitter, что "она уже несколько дней на свободе у себя дома, и не хочет, чтобы ее тревожили. Она скоро появится на публике и примет участие в некоторой деятельности". В аккаунте @shen_shiwei, принадлежащем государственной прессе, публикуются три фотографии из WeChat Moments Пэн Шуай, которые нарочито подобраны для репоста в соцсети Twitter.
На сайте таблоида, придерживающегося национал-патриотических позиций, выходит видео, в котором директор China Open Чжан Цзюньхуэй (Zhang Junhui) и две женщины сидят с ней в ресторане. Говорит только он, Пэн Шуай не проронила ни слова. 21-го в соцсетях распространяются видеозаписи, где она якобы присутствует на юношеских соревнованиях по теннису в Пекине. Проверить даты, когда были сделаны эти записи с Пэн Шуай, не удалось.
Международный олимпийский комитет (IOC) сообщает 21 ноября, что его президент Томас Бах (Thomas Bach) переговорил с Пэн Шуай по телефону. При разговоре присутствовали китайская спортивная функционерка Ли Линвэй (李玲蔚) и председатель комиссии спортсменов Эмма Терхо (Emma Terho). Пэн Шуай поблагодарила IOC за беспокойство и утверждала, что “находится в безопасности и чувствует себя хорошо, живет в своем доме в Пекине, но хотела бы, чтобы к ее частной жизни отнеслись с уважением. Вот почему она предпочитает сейчас проводить время с друзьями и семьей”.
Это напоминает послания от неизвестных вымогателей, удерживающих заложника. Пекинская пропаганда добивается, чтобы дело Пэн Шуай не вызывало большого шума по крайней мере до церемонии открытия Олимпийских игр, которая намечена на 4 февраля 2022 года. Применение пыток и скверного обращения в условиях "черной тюрьмы" позволяет состряпать любое обвинение - от неуплаты налогов до призыва к свержению власти.