Преследования китайской правозащитницы Ни Юйлань должны прекратиться - Amnesty International

Dec 17, 2017 21:11

Российский центр Amnesty International в расках ежегодного марафона писем призывает послать открытки в поддержку китайской правозащитницы Ни Юйлань (倪玉兰), которая на протяжении почти 20 лет подвергается преследованиям, запугиваниям и издевательствам за правовую помощь рядовым гражданам.

Ее адвокатская практика началась в 1986-м, но правозащитная деятельность получила широкую известность позже, в связи с делами таких уязвимых групп, как приверженцы "Фалуньгун" и жертвы принудительных выселений.

После того, как в 2001 году в Пекине было объявлено о планах коммерческой застройки старых кварталов, Ни Юйлань вместе с окрестными жителями участвовала в протестах против "незаконного принудительного выселения и сноса домов". В 2002 году она была арестована и провела год в заключении. Ее также лишили адвокатской лицензии.

В отделении милиции, куда она была доставлена за съемку сноса дома ее соседа, задержанную с такой силой пинали по коленям, что она потеряла способность ходить.

В апреле 2008 года, в разгар сноса к олимпийским мероприятиям, ее арестовали якобы за нападение на рабочего из бригады, прибывшей сносить ее собственный дом. В ноябре дом был разрушен, а в декабре Ни Юйлань была приговорена к 2 годам лишения свободы. В тюрьме у нее отобрали костыли и ей приходилось ползать по лестнице, пока не передали инвалидную коляску.

После освобождения в апреле 2010 года Ни Юйлань ютилась в самодельной палатке, установленной в убежище для чрезвычайных ситуаций на территории парка Huangchenggen Relics в Пекине. Во время акции в ее поддержку, организованной в июне, милиция увезла ее и мужа в отель, превращенный в черную тюрьму.

7 апреля 2011 года, когда в материковом Китае распространились призывы к 'жасминовой революции', Ни Юйлань и ее муж Дун Цзицинь (董继勤 были арестованы в этом же отеле. 10 апреля 2012-го по хулиганскому обвинению в "побуждении к спорам и провоцировании тревожных ситуаций" (寻衅滋事), которое обычно применяется в политических процессах, а также в "мошенничестве" (诈骗) с целью присвоения имущества граждан, Ни Юйлань приговорили в заключению в тюрьму на 2 года и 8 месяцев. Дун Цзицинь, вместе с ней отказавшийся платить за недобровольное содержание в отеле, был приговорен к двум годам тюрьмы.

В течение 12 месяцев еще оставались какие-то надежды на снисхождение для женщины-инвалида, пытавшейся помочь людям спасти свои дома или получить должную компенсацию. Министерство иностранных дел Нидерландов даже отложило объявление о присуждении Ни Юйлань международной правозащитной премии "Тюльпан" (Mensenrechtentulp) за 2011 год, на которую номинировали ее две организации, выступающие в защиту китайских христиан - Christian Solidarity Worldwide и ChinaAid. Церемонию награждения пришлось проводить 1 февраля 2012 года in absentia (при пустом кресле). Ни Юйлань сидела за решеткой, а ее дочери Дун Сюань (董璇) не позволили выехать за границу.

Третий тюремный рок вызвал широкое возмущение международной общественности. Тогдашний посол США Гэри Лок (Gary Locke) выразил серьезную озабоченность и потребовал освободить Ни Юйлань. Назвав эти призывы "неадекватными", спикер министерства иностранных дел Лю Вэйминь (Liu Weimin) лицемерно заявил в ходе пресс-конференции 19 апреля 2012-го, что в Китае "строгие законы". Пекин "решительно выступает против вмешательства во внутренние дела и судебный суверенитет под предлогом так называемых 'прав человека' и других вопросов", процитировал его русский сайт рупора компаотии Жэньминь жибао.

В июле суд, рассмотревший апелляцию, убрал из приговора обвинение в "мошенничестве", но сократил срок лишь на 2 месяца. Ни Юйлань освободилась в октябре 2013-го, однако пекинские девелоперы, разбогатевшие на застройке центра столицы, по-прежнему мстят ей.

В феврале 2016-го Ни Юйлань подала заявление на новый паспорт для поездки в Вашингтон, где 29 марта она должна была присутствовать на церемонии вручения специальной награды США за женскую храбрость. "Когда я приехала за паспортом, они сказали, что мне запрещено выезжать за границу, - приводит ее слова BBC. - Они сослались на мою причастность к уголовному делу, в котором я поддерживала обвиняемых и писала статьи про них". По ее словам, чиновники имели в виду группу правозащитников, которых арестовали в июле 2015 года.

Вскоре после этого, 26 марта, в дом, который она арендовала, ворвались  какие-то чоповцы в черной форме. Пока одни избивали ее мужа, другие рылись в вещах, рассказала она Voice of America на китайском. Риэлтор пожаловался, что на него давит управление общественной безопасности, и досрочно разорвал договор аренды.

В апреле 2017-го, когда Ни Юйлань сняла новое жилье в пекинском районе Дунчэн, их через неделю опять выбросили на улицу. Примерно в 22.40 15 апреля, рассказала она гонконгской интернет-газете HKFP, три десятка мужчин силой выволокли ее, мужа и дочь во двор и затолкали в микроавтобус. Только в час ночи их высадили в незнакомом месте, откуда они смогли позвонить в милицию.

Вернувшись в дом, они увидели, что замки сменены и все вещи, включая документы, пропали. Ни Юйлань заявила, что накануне "черный риэлтор" и "фальшивый домовладелец" потребовали от них съехать, но вернули лишь 7 тысяч юаней из 40 тысяч, которые взяли за 4 месяца аренды. На ее снимках, опубликованных HKFP, видно, что Ни Юйлань и ее муж ночевали в отделении милиции Аньдинмэн (Andingmen). Они могли только надеяться, что ее идентификационную карту и хукоу (регистрацию по месту прописки), все же найдут. На вопрос, почему бы ей не уехать из Пекина, Ни Юйлань ответила, что является "старой пекинкой", имевшей свой частный дом, который снесли в период Олимпиады.

История Ни Юйлань, которой уже 57, должна быть особенно близка и понятна российским гражданам, для которых слово "реновация" стало в уходящем году самым популярным. Необходимо добиваться, чтобы издевательства прекратились и ей выдали паспорт для выезда за границу.

права человека, amnesty international, Китай

Previous post Next post
Up