Правозащитница Ни Юйлань (倪玉蘭) из Пекина 5 октября вышла на свободу после 30 месяцев заключения в тюрьме по обвинению в “провоцировании конфликтной ситуации”.
Она чувствует себя неважно, но намерена вскоре подать иск против управления общественной безопасности района Сичэн. "Бесполезно бояться, если мы и так лишены своих прав, - сказала Ни Юйлань в интервью Reuters. - Если не сражаться за свои права, так придется только ждать смерти".
По словам ее дочери Дун Сюань (董璇), у тюрьмы ее встречали 10 сторонников с красным транспарантом, которых забрала милиция.
Ни Юйлань, в течение нескольких лет занимавшаяся защитой жилищных прав граждан, 10 апреля 2012 года
была приговорена к тюремному заключению на 2 года 8 месяцев. В июле 2012 года суд рассмотрел ее апелляцию на приговор, сняв статью о мошенничестве, но оставив обвинение в провоцировании стычек. Прежний приговор был сокращен на 2 месяца. Суд отказался удовлетворить апелляцию ее мужа Дун Цзициня (董继勤) на 2-летний приговор по тому же обвинению в провоцировании конфликта.
Этот тюремный срок был уже третьим для активистки, которая сама
стала жертвой принудительного выселения в ходе застройки старых кварталов Пекина. В 2002-м в отделении милиции, куда она была доставлена за съемку сноса дома ее клиента, задержанную с такой силой пинали по коленям, что она потеряла способность ходить.
В период подготовки к Пекинской Олимпиаде 2008 года, когда она защищала права граждан, выселенных из своих домов без соответствующей компенсации, ее снова на два года
отправили за решетку. В тюрьме Ни Юйлань лишили костылей и ей приходилось изо дня в день ползти вверх и вниз через пять этажей. Так продолжалось в течение нескольких месяцев, пока ее не навестили представители посольства США и передали костыли.
После освобождения в апреле 2010 года Ни Юйлань вынуждена
была жить в палатке, установленной в парке Huangchenggen Relics в Пекине. В июне служащие милиции заставили ее переселиться в номер отеля, превращенный, по ее словам, в “черную тюрьму”. Так обычно называется гостиница или старое убежище, в котором без оформления каких-либо документов содержатся под охраной участники протестов.
В этом отеле Ни Юйлань и Дун Цзицинь
были задержаны 7 апреля 2011 года, когда
распространявшиеся в интернете призывы к ‘жасминовой революции’ в материковом Китае заставили серьезно понервничать партийную верхушку.
Как позже заявил прессе представитель суда района Сичэн, они “самовольно занимали” номер с июня 2010-го по апрель 2011-го, но “отказывались сменить номер или выписаться, что серьезным образом нарушило нормальную работу отеля”. Это стало первым обвинением в ее деле, а “мошенничеством” районная прокуратура назвала в мае правовую поддержку для граждан, выселенных из своего жилья.
История женщины, подвергшейся преследованиям за помощь тем, кто чаще всего страдает от произвола коррумпированных чиновников, привлекла внимание общественности в Соединенных Штатах и европейских странах. По словам Ни Юйлань, благодаря международной известности ее дела и регулярным визитам дипломатов Евросоюза ей удалось избежать физических издевательств в тюрьме. В 2011-м служащие органов безопасности в изоляторе Пекина говорили ей: "Если ты умрешь, так даже лучше - все твое имущество перейдет государству".
“Сейчас я в очень плохом состоянии здоровья, поскольку в силу повреждений, которые я получила в результате пыток еще до тюрьмы, я страдаю от опухоли щитовидной железы и лимфомы за левым ухом”, - сказала 54-летняя активистка после освобождения. “Прошел год с тех пор, как я видела солнце, и я очень ослабла”, -
цитирует ее гонконгское радио RTHK.
"После приговора они не позволили мне получить лечение, поэтому мое физическое состояние ухудшилось", - пояснила она.
Ни Юйлань намерена обратиться в суд с жалобой на действия милиции в связи с недобровольным содержанием в номере отеля, а также за отключение воды и электричества. "Я хочу, чтобы они вернули мое имущество. Они снесли мой дом без всякой компенсации, оставив нас бездомными", - добавила она.
Ни Юйлань на фото, сделанном в январе 2011