Китайский - детям! Советы для родителей

Mar 02, 2013 02:51



В качестве предисловия, я хотела бы выразить свое удивление по поводу того, насколько современные дети, зачастую дошкольного возраста, заняты в самых разнообразных кружках и секциях. Если читателю интересно, то я в их возрасте прыгала с гаражей в сугробы и смотрела мультики Дисней по воскресеньям утром. Во-первых, в 90-е не было таких возможностей, которые предлагают нам современные города (даже не очень большие), во-вторых, материальное положение родителей было, как и у всей страны в тот трудный период - плохим. Сейчас мало какой родитель пожалеет деньги, если его ребенка надо чем-то занять, или он сам просит записать его куда-нибудь из личного интереса.





Изучение иностранных языков популярно - это факт. Более того, они действительно необходимы в условиях глобализации. Ими занимаются с рождения и до самой смерти. Особо прозорливые родители сейчас смотрят прогнозы астрологов специалистов на то, какой язык будет престижнее всего в будущем. Тут я отвлекусь и скажу, что любой язык хорош, любой язык пригодится. Знаю большое количество людей, которые убивали время и деньги на английский, а в итоге не применили его ни разу; зато им сейчас очень бы пригодился, по каким-то обстоятельствам, немецкий или французский, отчего им приходится в спешке учить его на экспресс-курсах. Поэтому лучше прогнозировать относительно наклонностей и интересов самого ребенка. А это, признайте, трудно, если у вас нет традиции наследовать профессию семьи.
А теперь давайте перейдем непосредственно к китайскому языку. Оговорюсь, что опыт работы репетитором у меня 3 года, и лишь полгода из них я работаю с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Несмотря на такой короткий срок, я уже извлекла из этой работы какие-то уроки и выводы, которыми поделюсь с читателем в серии постов "Китайский - детям!". Все пункты я готова аргументированно обсудить и оспорить, ибо основаны они на личном опыте. И начать бы я хотела с советов родителям, которые хотят, чтобы их маленькое чудо прониклось таинством китайского языка и в будущем смогло без труда его освоить. Оговорка №1: говоря о детях, я подразумеваю людей до 12 лет. И я настоятельно советую изучать китайский уже после этого возраста. Оговорка №2: далее речь пойдет о среднестатистических детях без каких-то особых склонностей к языкам.

Итак, начнем.

1. Основательно взвесьте все за и против.

Это самый важный пункт, так как это отправная точка вашего пути.

Ребенка можно обучить китайскому языку, и я ни в коем случае не отговариваю браться за него. Чтобы до конца понять, что это за "зверь" необходимо как минимум попробовать. Но будьте предельно осторожны. Банально, но китайский язык не похож на другие языки. Пройдемся по аспектам:

1) иероглифика. Во-первых, для того, чтобы хорошо учить иероглифику, которая включает в себя базовое правописание, ключи и дальнейшее изучение самих иероглифов, необходима усидчивость. Из своего опыта скажу, что дети запоминают иероглифы достаточно хорошо. Но если ребенок не прописывает их дома, или прописывает небрежно, или (да, такое бывает, если ученику менее 6 лет) не умеет писать вовсе, то этот аспект просто выпадает, а без иероглифики китайский - не китайский.

2) фонетика. Первые занятия будут целиком и полностью отведены ей. В китайском языке около 420 слогов. Записываются они латинскими буквами - это называется пиньинь. НО правильно произнести любой слог китайского языка без подготовки не может ни один человек, потому что пиньинь не отражает всех особенностей произношения. Поэтому ребенку вновь необходима усидчивость и терпение: он должен будет слушать аудиозаписи, и повторять за диктором/преподавателем, смотря при этом в тетрадку, чтобы запоминать написание этих слогов. Вторая особенность китайского языка - тоны. Развенчиваю миф: слух не обязателен; чувствительность к тонам и звукам можно выработать как языковую привычку, необходимо только заниматься. Фонетика особенно сложно дается детям дошкольного возраста. Им не объяснить зачем нужно произносить в тонах, и как читаются "эти английские буковки", когда они и свои-то еле читают. Дети дошкольного возраста вообще отдельная тема для поста, поэтому постараюсь их больше не касаться до следующей статьи.

3) грамматика. Детям сложно понять грамматику китайского языка. Прислушайтесь к русской речи ребенка: она зачастую путаная, неструктурированная, нелогичная. А это НЕЛЬЗЯ переносить в китайскую речь. Русский язык вариативен: "Сегодня шел дождь", "Дождь шел сегодня", "Сегодня дождь шел", "Шел сегодня дождь". Китайский язык - язык с определенной нерушимой структурой предложения. "今天下雨了" jin1tian1 xia4yu3 le0. Дословно с китайского: "Сегодня пошел дождь". И никак иначе. Заучивать предложения без понимания грамматики бесполезно, если вы действительно хотите, чтобы ребенок заговорил на китайском и мог поддержать минимальную беседу. Если попросить его составить аналогичное, то он сразу выдает кашу из китайских слов.

Процесс изучения может проходить медленно, иногда придется возвращаться к повторению старого материала, потому что дети быстро забывают пройденное, если не практикуют. Вспомните, например, как после летних каникул в школе вы (или ваш ребенок) приходили на уроки английского как чистый лист, и приходилось потихоньку все вспоминать. А тут не английский, а китайский. Особенно медленно процесс будет протекать, если вы решите, что 45 минут в неделю достаточно. Тогда даже не пытайтесь через полгода просить ребенка сказать что-нибудь на китайском: осознанно он ничего не скажет, максимум вспомнит первую строчку какой-нибудь пройденной считалочки.

Стоит также принять к сведению, что за восприятие китайского языка отвечает правое полушарие головного мозга. Поэтому людям с активным левым полушарием сложнее изучать китайский язык, им приходится переключаться с одного на другое и это происходит гораздо медленнее.

Родители, прошу, подойдите к этому решению с максимальной осторожностью, это очень сильно влияет в первую очередь на вашего ребенка. Во вторую - на ваш кошелек.

Взяться за китайский никогда не поздно. Я начала учить его в 17 лет. Зато это был осознанный выбор, подкрепляемые искренним интересом и желанием выучить этот прекрасный язык.

Если вы окончательно определились с выбором в пользу китайского языка, продвинемся дальше.

2. Заинтересуйте ребенка.
Это совместная задача, как родителя, так и преподавателя. Но в первую очередь должен этим озаботиться родитель. Давайте разберемся, почему: родитель - самый авторитетный человек для ребенка как минимум в первые 10 лет жизни; какая-то чужая женщина или мужчина (а в случае с китайским языком это скорее всего будет человек от 18 до 30 лет) никак не сможет убедить ребенка, что учеба - интересный процесс. Поэтому родитель должен прививать ребенку любопытство к окружающему миру в целом. Тогда ребенок сам будет делать процесс обучения интересным: у него обязательно появятся какие-то вопросы, на которые ответит преподаватель, он сможет предложить нестандартные варианты трактовки чего-либо, какие-то свои задания. Таким образом, процесс обучения превращается в игру, которая, как мы знаем, есть наиболее распространенная форма познания мира и социализации.

3. Объясните ребенку, зачем ему это надо.

Это очень важный пункт. Многих детей просто блокирует, когда они через несколько занятий задумываются, зачем им это нужно. Они становятся недисциплинированными, они перестают слушать, что им говорят, перестают записывать материал из вредности. А преподаватель не может мотивировать ребенка ничем, кроме "Это очень распространенный язык, скоро на нем будет разговаривать каждый второй человек в мире" (Кстати, не скоро. В СМИ об этом ведутся лишь пустые разговоры, и ответа на вопрос "Станет ли китайский международным языком?" нет). Преподаватель не может мотивировать его так, как это можете сделать вы, просто потому, что он для ребенка незнакомый человек, равно как и ребенок, его жизнь, его окружение, его семья не знакомы преподавателю.
Мотивация нужна, потому что без нее нет интереса и вовлеченности, ребенок начинает думать, что над ним издеваются, заставляя изучать такой непонятный язык. Причем издевается, по его мнению, именно преподаватель. Очень часто у детей просто сдают нервы, и они льют слезы на занятиях просто потому, что НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЮТ. Китайский язык у них начинает стойко ассоциироваться со слезами и трудностями, что может навсегда отбить желание его учить.
Помогите ему.

4. Занимайтесь с ребенком.

Просматривайте его прописи, слушайте как он говорит, просматривайте с ним вместе учебные мультфильмы, даже если ничего не понимаете в этом. Поощряйте за успехи, советуйте как сделать работу лучше и продуктивнее, без ругани (а тем более рукоприкладства) укажите на ошибки. Интересуйтесь, чем он занимается, как у него успехи на "китайском фронте". Ваш интерес пробуждает интерес в нем, дает ему почву для размышления над учебой, развивает его. Ребенку важно, чтобы у него был родитель, с которым можно разделить процесс изучения языка. Да даже просто: важно, чтобы был родитель. Не делайте из преподавателя вторую мать, которая должна заниматься с вашим ребенком просто потому, что у вас нет на это времени.

Единственное требование от преподавателей: проверяйте наличие домашнего задания. Очень многие талантливые ученики на этом "горят": думают, что занятия по китайскому дополнительные, значит ничего делать не надо, потому ничего и не делают. Не помогают даже факты, что человеческий мозг забывает около 2/3 информации, пройденной на уроке, и без домашней работы (то есть, фактически, повторения), эти 2/3 не восстановить. И даже объяснение, что "домашняя работа на то и домашняя, ее надо делать дома", - это для них пустые слова. Необходимо авторитетное слово родителей.

5. Стимулируйте интерес к Китаю.

Смотрите обучающие фильмы, слушайте музыку, читайте книги, рассказывайте друг другу, что вы знаете о Китае. Опять же это стимулирует интерес. Но у этого процесса также есть второй плюс. Китайский язык - кладезь китайской культуры, отражение менталитета китайцев. Некоторые слова, конструкции, выражения будут непонятны без культурного базиса. По ходу занятий, если ученик сталкивается с каким-то чисто китайским понятием, преподаватель обязательно объяснит в чем его особенность, какое культурное, историческое и географическое объяснение оно имеет. Но этого недостаточно, некоторые вещи слишком специфичны, и приходится рассказывать историю всей династии в качестве введения, чтобы объяснить какое-то слово.
За советом по выбору материалов обращайтесь к преподавателю, он обязан помочь вам с рекомендациями.

6. Выберите оптимальную группу.

Наиболее удобным и для ученика, и для преподавателя являются следующие варианты: а) индивидуальное занятие 1 на 1; б) групповой занятие 2 на 1 либо 3 на 1. Во-первых, преподаватель уделяет достаточное внимание всем ученикам. Во-вторых, не страдает дисциплина. В-третьих, создается конкурирующая, в хорошем смысле, среда: человек развивается, когда конкурирует, соревнуется с кем-то, у него как минимум есть мотивация быть лучше, а значит он будет осознанно стараться. Для групп также можно выделить еще  одну положительную сторону: дети могут составлять диалоги между собой, общаться на китайском на те темы, которые им интересны, практическое применение которых прямо у них перед глазами. На этом остановимся подробнее в пункте 8.

7. Выбор преподавателя.

Очень сложный и спорный совет. Преподаватели китайского бывают разные: некоторые после 7 лет опыта работы преподавателем все еще не могут правильно поставить тоны, у других ученики через полгода обучения могут сдать экзамен на знание китайского HSK на второй уровень. В любом случае старайтесь выбирать преподавателя, который окончил или оканчивает уже зарекомендовавшее себя в китаистике учебное заведение. По всей России знание китайского передается по-разному! Санкт-Петербургская школа и Московская школа разнятся как небо и земля. Внутри городов также существуют свои ответвления. Поэтому поищите в интернете, почитайте рекомендации и отзывы. Это определяет качество полученных знаний.

8. Попытайтесь организовать практику для ребенка.

Использование китайского в будущем - хорошая цель, но слишком далекая, чтобы ребенок мог её увидеть и осмыслить. Поэтому практика языка даёт ему осознание того, что он наконец видит реальный результат, реальное применение своих навыков. Это может быть общение с китайским ребенком, чтение детских книжек на китайском, просмотр мультфильмов на китайском, практика языка в самом Китае, обучающие игры на планшетных компьютерах (которых сейчас, к слову, огромное количество). К этому совету стоит прибегать, когда у ребенка уже есть базовый словарный запас. Скорее всего преподаватель должен будет обозначить вам момент, когда можно начать самостоятельную практику.

В заключение хочу сказать, что изучение китайского языка - серьезный шаг, его надо делать осознанно, держа в уме, что этот выбор вы делаете не за себя, а за своего ребенка. Начать никогда не поздно. А вот сломать ребенку жизнь можно запросто. Прислушайтесь к нему, развивайте в нем то, к чему у него действительно есть склонности, умейте в нужный момент отказаться от затеи, даже если уже вложили в это деньги. Я обожаю, когда ученики уходят с моих уроков с улыбкой на лице и говорят "Спасибо!", когда у них виден прогресс, когда они превосходят себя, неожиданно понимают, что могут перевести предложение без моей помощи. Эти восторженные лица - лучшая награда для преподавателя. И мне безумно жалко тех, кто говорит на уроке "ненавижу домашку", "ненавижу прописи", "не хочу учить китайский", "мне это не нужно".
Мы вместе делаем счастье детей. Не забывайте это.

советы, преподавание, Китайский - детям!, китайский язык

Previous post Next post
Up