В честь Рождества Иоанна Предтечи решил продолжить дальше разговор о народном празднике. И как всегда небольшая затравка:
"
Наши прадеды всегда видели богов в силах природы, и самым главным был бог Солнца Хорс. Почести Хоросу отдавали в день солнцестояния. Славяне считали, что именно в этот день две сильнейшие стихии, огонь и вода, переплетаются. Ночь Купала перед днем солнцестояния была одной из самых главных ночей в году, а в день солнцестояния девушки занимались плетением цветочных венков, потом они спускали их на воду, гадая о счастливом замужестве. Чем дольше венок держался на воде, тем счастливее должна быть супружеская жизнь. В полночь же народ разжигал костры, устраивал танцы и хороводы, самые смелые перепрыгивали через огонь, таким образом получая здоровье, счастье и удачу на оставшийся год. Именно в эту ночь родители бросали в костер одежду больных малышей, веря, что, сгорая, она забирала болезни детей." Это пишет представитель Владимирской филармонии и фотография также из этой статьи. Читатель, который
не читал предыдущую заметку, может задаться вопросом - что же тут неправильного?Да и что прочитал может заморочится -как это стереотипы? Есть смысл поговорить и раскрыть тему дальше
Опять - говорим Иван Купала подразумеваем прыганье через костры, говорим прыганье через костры подразумеваем … Возвращаемся к заметке о
данном празднестве во Владимире, да и в энциклопедию «Славянские древности» читаем - зажигание огней не характерно для русского и восточной части южнославянского ареала (1)
Да, в других местах фиксируется что-то подобное этнографами в XIX веке.Распронять же на всех и писать "прадедов"!? Не у всех же они из зон, где этнографами это отмечено. Может быть гораздо раньше у всех. Но это тогда не прадеды. Здесь ещё важно отметить слово «может быть».
Такая традиция фиксируется и ещё у других народов .Скажем у греков в их Византийский период: «на Кипре это делали в ночь на Пасху, на острове Симе - накануне дня св. Георгия, на Лесбосе - с Великого Четверга до утра Великой Субботы. Однако более всего известны и популярны «костры св. Иоанна», которые жгут по всей Элладе, радостно прыгая над ними - дети и старики, и матери с детьми своими.<..> Катартическая сила огня раскрывалась и в таких словах, которые также могли произносить во время прыжка: «Расстаюсь с блохами и клопами». Существовало предание, которое пыталось связать его с евангельской историей и тем самым хотя бы в какой-то степени легализовать. Речь идет о том, что повествование евангелиста Луки (I. 65) о рождестве св. Иоанна Предтечи…» Более того, упоминается : «Схожая обрядность широко распространена у народов, входивших прежде в «византийское содружество наций». Речь, прежде всего, о южных и восточных славянах, календарные обычаи которых свидетельствуют о большой популярности костров, разводимых на Масленицу и в канун праздника Ивана Купалы» (2) Хотя, как мы видели, не везде.
В этой связи провозглашать связь с Хорсом, как-то не совсем корректно….Да и непосредственных источников исторических об этом прямо скажем нет .
Конечно, тут могут возразить - это далёкие индоевропейцы шлют привет своим потомкам в виде праздника солнцестояния, который там хитрым образом переехал на несколько дней (и куда?) и закрыться ворохом цитат от различных обладателей разных волшебных корочек кандидатов и докторов наук. Конечно, эта версия и смежные с ней имеют право на жизнь, но подтвердить это ранними источниками мягко говоря не так просто, в отличие от древности обычая пить до дна, например. Есть аргументированные возражения против таких измышлений и схем. И тоже от обладателей таких корок.(3)
Есть ли смысл приводить сии обсуждения при каждом празднике и говорить всегда: «может», «скорей всего», согласно теории или гипотезы какой-нибудь ИНК и т.д. Ведь скажем, полёт Гагарина в космос это чётко установленный факт с конкретной датой и пример триумфа науки. А подобные рассуждения, как сказать... Поэтому есть смысл обращаться к
непосредственным источникам известным, говоря о празднике и его проведение, а не разного рода реконструкциям и материалам из других регионов и соседних народов! Или хотя бы делая акцент при проведении праздника: что там так, а тут эдак, так считают те то. И тем более не навязывать какие-то стереотипы, появившиеся в начале изучения этнографии и свои измышления.
______________________________________
*ссылки по состоянию на 7 июля
1. Иван Купала /Л. Н. Виноградова, С. М. Толстая // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. - М. : Межд. отношения, 1999. - Т. 2: Д (Давать) - К (Крошки) - С. 363
2
.Барабанов Н. Д. Костры святого Иоанна. Огонь в культовых практиках византийцев // Мир Византии. Проблемы истории церкви, армии и общества. Армавир; Волгоград, 2011. С. 65-79.3.Например,
Страхов, Александр. Ночь перед Рождеством : народное христианство и рождественская обрядность на Западе и у славян / А. Б. Страхов. - Cambridge, Mass. : Palaeoslavica, 2003. - 380 c. - (Palaeoslavica XI ; supplementum 1). - Библиогр.: с. 25-26