День Ивана Купалы во Владимире. Современные ожидания и историческая реальность.

Jun 24, 2020 01:15


Когда -то, перейдя в новую школу, я поехал в палаточный лагерь. Там было массу интересного, что позволяет придатся ностальгии. Но один момент хотелось бы рассказать здесь-в один день  наши вожатые организовывали празднование дня Ивана Купалы. С поиском цветка папоротник, кострами и так далее. В общем со всеми вещами, которые вызывают  ассоциации с этим днём. Разумеется, нашими вожатыми было постулировано - наши предки так праздновали чуть ли не после революции, это остатки язычества, и совсем недавно зажигали купальские костры  на Владимирской земле.

Разумеется, в современное время это всё раскручивается в качестве культурных мероприятий моего родного города Владимира.  И по той же схеме: с цветками папоротника, кострами, венками и прочим. В этой связи интересно наблюдение владимирского историка и краеведа Василия Ивановича Доброхотова из его очерка «Характеристический очерк Владимирских гуляний» из газеты Владимирские губернские ведомости №33 от 13 августа 1849 г.



(фото с сайта ключ медиа с подобных мероприятий в Патриарших садах)

«24-м июлем оканчивается общенародная, загородная гулянья: это день Рождества Иоанна предтечи, обыкновенно называемый Ивановым днём. Гулянье бывает за речкой Лыбедью, по северо-западным высотам, начиная от самого города, до того оврага, который имея начало своё неподалёку от места гулянья, оканчивается подле дороги, ведущей от Владимира к Суздалю. Этот овраг, опущенный местами кустарником, известен так называемый Святой Колодец.

Ничего не известно о происхождении этого гулянья. Но самый день его, особенном чтимый христианами, располагает думать, что начало ему, как и первому гулянью(на день сошествия Святого духа, описанного ранее - прим.Вини ОкаКамы) положено ещё во времена до -христианская.

В некоторых местах 24 июня называют днём Ивана Купала, этого бога земных плодов, которому поклонялись в языческой древности с разными обрядами (Доброхотов ориентировался на тогдашние представления зарождающийся этнографии; в реальности существования такого божества крайне сомнительно, так как оно встречается в позднем источнике Густинской летописи- прим.Вини ОкаКамы). Но здесь, как и в этот день, так и на кануне,  в 23 число, в день Святой Агриппины, именуемой народом купальницею, не украшают венками, не раскладывают вечером огонь и не пляшут воспевая купалу, кроме того, что некоторые легковерные чудаки отправляются ещё и ныне на луга, долины и в лесистые места, для собирания, в самую полночь отправляются ныне на луга, долины и в лесистые места, для собирания, в самую полночь, целебных трав -это было хорошо, но для собирания таких трав, которые будто бы имеют чудную силу- привлекать сердца, отпирать замки, делать невидимкою и проч.([i])

[i] У меня хранится старинный гербарий или травник с описанием всех этих чудных трав и способа собирания их. Как сейчас помню - лет 16-ти от роду - я увлечён был в ночи на Иванов день моими товарищами по классу, -повесами, на за-Кляземский луг, где, не дойдя с ними до места изысканий, которое находилось близ какого-то зера, в отдалении от города, а так устрашён был условиями, необходимыми при собирании трав, что бежал от своих товарищей, навёл на них страх, и их увлёк за собою, хотя ни я, ни они не видели чудесного огня, зажигаемого - не помню- какой травой

У нас в Иванов день только гуляют, и это гулянье бывает самое многолюдное, в котором участвуют все сословия. Ни при одном гулянье не устраивается много шатров или палаток с лакомством и винами; нигде не пахнет так маслом, как здесь, где лакомства всех родов, до гречнивиков, блинов, пышек, из которых последние пекут даже на месте гулянья, чего в других местах не бывает.

Здесь нет ни реки, ни ручья, словом: капли воды; но зато много вин, водок, сивухи, пива, меду, квасу и грушевого и яшнаго и простого, который разносится в вёдрах и бочонках, конечно всё это за деньги; да кто же пойдёт на гулянье без денег, когда без ни и в городе житья нет?

Бубны, скрипки в 50 к. серебром, балалайки, гармонь -всё стучит, скрипит, гудит вместе с песнями и пляской. Веселье! Более осторожные гуляки, показав себя, в центр гулянья, чинно, благопристойно сходят со сцены. Но посмотрите в овраг или где-нибудь вдали от гулянья - чудеса творят, при звуке стеклянной музыки, составленной из бутылок и другой посуды.

Те из отдалённых частей города, имеют у себя на за-Лыбядьской стороне, самой ближней к месту гулянья, родственников или знакомых, - расходятся пораньше и делают у залыбедских домохозяев гостями, где в домашнем кругу, проводят с приятностью время до самой ночи.»

Остаётся добавить, что один современный томский этнограф Даниил Крапчунов отмечал: «Я с каким пристрастием в своих первых экспедициях расспрашивал про Ивана Купалу... Думал, под впечатлением художественных и не очень стереотипов, что тут раздолье фольклору... Увы... И ни те папоротника, ни костров и прыжков. Как на идиота смотрели на меня старики...»

Как видим-такие же примерно сожаления были и в 1849 году  во Владимире. Любой человек, не отбросивший стереотипы о дне Ивана Купалы, будет так же разочарован, не только в этнографической экспедиции, но и изучая некоторые исторические источники  и надеясь увидеть, то, что активно внедряется аниматорами и разными любителями на основе устаревших представлений.

****************************************************

ссылки по состоянию на 24 июя 2020 г., изображений из прошлого по понятным причинам нет.

Владимирская земля, традиции

Previous post Next post
Up