Курьи, Свердловская область - Ленинград. 1953 год.
На скале Три Сестры. Курьи.
Благоразумный ленинградский школьник проводит каникулы на лесном курорте с мамой и бабушкой. О нём мы не знаем совсем ничего. Кроме того, что он изложил в своей исповеди на двух тетрадных листочках. Но там даже имени нет.
Нечаянная встреча нарушает его блестящую карьеру отличника и ставит перед ним вопросы, которые уже не помогут разрешить добрые родители, бабушка и дедушка.
Год 1954.
Январь 3. 1954 год взял старт. Я начал свой Tagebuch*. Моё желание записать свои мысли и личные пожелания. Итак, каковы же они?
I. Итоги года минувшего.
I. Мои личные итоги во-первых. 1953 г. можно разделить на несколько частей. Первая, с начала до конца мая, это учёба в VI cl, подготовка к экзаменам, довольно спокойная жизнь, если не считать смерти И.В. СТАЛИНА, которая отразилась в душах всех честных людей земного шара. С этого момента, кажется, а а, может быть, и раньше, начало складываться желание заняться вновь поэзией. Чтение книг в большом тогда количестве и учёба + некоторая работа в Совете дружины отрывала меня от этой мысли. Шахматами я занимался мало. Матчи с ГК** прекратились. Классный турнир сорвался. Только наш маленький матч-турнир прошёл довольно сносно. ГК и ГГ довольно отравляли мне это время, но, повторяю, это время было спокойное, занятое учёбой и книгами. После конца экзаменов, которые были блестящим финишем столь удачного учебного года.
Круглый отличник (с двумя - физ-ра, рис.) с двумя в 1 день сданными экзаменами - геогр. и ботаника, я был очень рад наступившему отдыху. В 1-ый же месяц я обленился страшно, хотя я и всегда, надо сказать, был несколько ленив. Жизнь на курорте с мамой и бабушкой не оставляла желать лучшего.
Замечательный пейзаж - река Пышма, окружённая покрытыми зеленью высокими берегами и скалами, большой, переходивший в лес парк; книги, которых я довольно много прочёл, игра в волейбол, в шахматы на турнир. Вот мои занятия и развлечения.
К этому можно прибавить ещё много различных впечатлений, но ограничусь только этими. Самое счастливое время из этого II этапа -c 1 июня по 9 августа - это с 28 по 30 июня. 28/VI приехала сестра моя (двоюродн.) Эля. Весь день прошёл весело. Мы ходили через реку в санаторий учителей. Надо сказать, в тот день был мамин день рождения, так что веселье было обоюдно.
Курорт Курьи. 1950-е гг.
Вечером осуществилось то, чего я хотел весь месяц. Общества для меня там не было, кроме мамы, да бабушки, да шахматистов. Там было, правда, 4 девочки, с двумя я был знаком, да редко виделся. И вдруг, благодаря сестрице, я познакомился с July и Svet - её подругой. Последние дни я проводил с сестрой и с ними - играл в волейбол и т.п., и, вообще, три дня я провёл замечательно. Этим бы всё и кончилось.
Но 30/VI перед отъездом я случайно подслушал Юлин адрес причём спутал его со Светиным и ошибся к тому же - ул. Ленина, дом 99, кв.2 Хохрякова.
Но вот я уехал с курорта, потом уехала мама, и я остался один с бабушкой, дедушка был на стройке у дяди Миши, тётя Аня - на работе. Сидел я дома да занимался «государственными глупостями», но иногда ходил в кино и в Парк пионеров с т. Аней.
Однажды я пошёл в кино. Один. Сеансы были 10.00 и 12.30. Я достал неожиданно для себя на 10.00, хотя сказал тёте Ане, что, наверное, достану лишь на 12.30, и после кино пошёл по ул. Ленина к 99 дому. Вернее, я сел на трамвай и поехал. Приезжаю и иду к дому 99, назад от остановки. Времени у меня больше часу, благо оттуда к ВИЗу, где я жил, прямое сообщение.
Подошёл осмотрел дом вижу квартира 2 в 1-м подъезде, во дворе. Иду туда на кв. 2 надпись Васильев 1 зв. и т.д. Хохрякова и в помине нет. Я раньше шутя сказал маме о том, что слышал адрес, так она сказала, что Хохряков - это матрос-революционер, именем которого названа улица в Свердловске. И там живут предки моего предка, но я на это внимания не обратил. Итак, убедившись, что я ошибся, я как «в воду опущенный», выхожу во двор.
Свердловск. Улица Ленина. Дом 99 - слева.
Но тут фортуна повернулась ко мне лицом - я вижу в ворота вбегает, кто бы Вы думали - ЮЛЯ! Наступила развязка.
Она жила в квартире 32, а не 2 и фамилия её была Coldring (Золотой круг - нем., кажется) а не Хохрекова - это отрывок из адреса её подруги.
После этого мы ещё несколько раз встречались, гуляли, были в кино, в театре.
до 9/VIII жизнь была хоть очень скучна, но жить было можно. После дня рождения я потерял все мои надежды на ранний отъезд. С 9/VIII под попечением дедушки я безуспешно стал учиться выпиливать. Этот период был для меня ужасным. Осень и неумение, а в последствии, правда, только неумение, вызывали неудовольствие дедушки. Он был недоволен моими глупыми занятиями, моим неумением. кончился и этот короткий период, с 9/VIII до 24/VIII, но довольно значимый.
Я приехал в Ленинград и без великого желания. Надо сказать, что мы с Юлей договорились, что по приезде напишу ей письмо. Вообще, к Юле я питаю какую-то странную привязанность, о сущности которой у меня нет желания рассуждать, ибо всю опасность и безрассудность этого я уже испытал. У меня, в связи с этим знакомством, появилось страстное желание писать стихи. Я написал воспоминания, которые были довольно плохи, зачеркнул их и с тех пор всё желаю писать почему-то о себе и о своих мыслях, если не сказать больше.
Итак, к последнему периоду, который как и летний, можно разбить на 1 и 2 четверть. С чем я пришёл? Рассмотрим этот вопрос, который поможет понять все мои неудачи 1-ой четверти и относительные неудачи 2-ой.
- Я был отличник и имел желание учиться опять хорошо, но 2-я часть летнего периода меня не исправила, я был ленив страшно.
- Я был быв. Член совета дружины и был обязан и далее продолжать общественную работу. Если б в Совете дружины, то это можно было бы скинуть со счетов, но работа вожатым, которым меня назначили - это уже не то.
- Занятия английским. Все три пункта + чтение книг я успешно совмещал в VI cl, но теперь прибавляется:
- Стихи
- Шахматы
- Потребность в моём развитии физическом.
Я по оплошности потерял анкету и решил не идти во дворец пионеров в шахматн. кружок и пошёл в Радио, так как думал, что он будет Электро (Э-Р кружок). Впоследствии я пошёл в кружок св. района по шахматам.
Ленинградский дворец пионеров. 1958 г. Фото: Говард Сохурек
Беглое перечисление всех факторов моей жизни даёт понятие о том, что эти 7 (с книгами) пунктов как следует совместить невозможно. Всё это + восьмой и самый важный пункт Лень. Вот причины моих неудач в 1-й четверти - поражения на всех фронтах.
I. 4*4 (рп, ру, лит., алг.)
II. Развал работы и мой ужасный отказ
III. Единственный успешно идущий фронт
IV. Мои глупые вступления, кончившие заслуженным концом
V. Два поражения в турнирах
VI. Плохое движение дел в радиокружке, совершенно не (нрзб)
7. Читал мало
Конечно, степень самоорганизации и самокритики семиклассника удивляет. Но вместе с тем, сама жизнь показывает ему, как относительны все считающиеся правильными общественные, школьные и семейные приоритеты перед первым настоящим чувством.
Ему только предстоит сделать первый самостоятельный выбор, и дай Бог, чтобы на первое место вне всяких пунктов он поставил бы письма к Юле и продолжил бы своё глупое виршеслагательство, наплевав на «безрассудство и опасности».
А иначе такое жесткое самовоспитание сделает из него зануду и бездушного карьериста.
......
Tagebuch* - дневник (нем.)
ГК и ГГ - по всей видимости, инициалы товарищей
P.S. Ещё о «правильности» воспитания школьников можно прочитать
здесь.