В Ленинград из Ломоносова. 1966 г.
Пандус Камероновой галереи. Пушкин.
Всякий, кто побывал в Екатерининском парке Царского Села, видел великолепную Камеронову галерею дворца, возвышающуюся над Большим прудом. На неё ведёт широкий пандус из пудожского камня, замковые камни арок которого украшены маскаронами с лицами греческих богов. Во время войны они получили повреждения от пуль, осколков гранат и бомб.
Именно тут начала в 1953 году свою первую работу после окончания ЛВХПУ имени В. И. Мухиной скульптор-реставратор Тамара Шабалкина.
«...Было трудно, но зато как мы радовались, когда маски были закончены-красивые, без изъянов и трещин. Казалось, что они заулыбались, прикрытые снегом, искрившемся на солнце.»*
Потом было ещё больше дел: восстановления требовали львы Большой Оранжереи, теламоны (атланты) фасада дворца, мраморная парковая скульптура и т.д.
Пушкин. Екатерининский дворец©
https://peterburg.center/maps/pushkin-ekaterininskiy-dvorec.html Специалистом Тамара стала хорошим: боги, музы, нимфы становились у неё такими прекрасными, что их с коллегой даже пригласили создать пару новоделов для элегантнейшего по тем временам Дома Мод на Невском (ныне снова дом Мертенса).
Но если с обнажёнными телами героев Эллады Тамара мастерски управлялась при помощи паяльной лампы для снятия старой краски и ведра с гипсом, то с современными мужчинами у молодой реставраторши не задавалось.
От её несчастных историй знакомым только слёзы утирать приходилось.
Живёт Тамара к тому времени с любимой мамой в новой хрущёвке на Новоизмайловском проспекте, перебравшись из коммуналки на 13-й линии Васильевского острова. Оттуда удобно ездить на работу в Павловск, где под руководством знаменитой директорши Анны Зеленовой продолжается бесконечно трудная и интересная реставрация дворца и парка.
В фильме 1971 года «О любви» девушка-реставратор также влюблена в своё дело. И так же в личной жизни у неё сложно, а вернее сказать, пока никак. Хотя смутная надежда появляется.
Click to view
А нашей Тамаре Петровне, между тем, исполняется 36 годочков, и надо что-то решать и с личной жизнью. Добросовестно съездив пару раз в санатории, наша героиня там, под тёплым абхазским солнышком, так никого и не встретила.
Тамара Петровна в молодые годы
И тут судьбу Тамарочки Петровны берётся устроить по-дружески А.В. Иванова, добровольная сваха из Ломоносова, города-парка на берегу Финского залива. Там, теперь уже в Ораниенбаумском дворце, ждут прикосновения добрых рук мастера обсыпающиеся кариатиды.
Приискался приличный холостяк, правда в комплекте с мамой. Уже назначены и смотрины, как вдруг, точно в пьесе Гоголя «Женитьба» жених с маменькой... - нет, не выпрыгнули в окно, - а внезапно по-английски укатили в деревню. Наша Тамара Петровна в отчаянии, но активная А.В. Иванова, подобно гоголевскому Кочкарёву, чей деятельный энтузиазм лишь подстёгивают препятствия и заминки, обещает всё устроить в лучшем виде.
Впрочем, введение наше затянулось, и пора представить читателю оригинальный документ.
Тамарочка, подружка ты моя дорогая!
Получила твоё грустно-печальное письмо и спешу тебе ответить.
Моё письмо, надеюсь, тебя успокоит.
Во-первых, я тебя предупреждала, что он ярый охотник, и поэтому он после работы захочет отдохнуть (т.е. поехать охотиться).
А.И., его мать, конечно, я в этом уверена, ничего ему не сказала в отношении тебя. Просто это такой человек, который любит носиться по гостям, и она, пока ещё не зима, решила поехать на свою родину.
Ведь знакомство твоё с Колей и всё дальнейшее, что произошло бы, могло (бы) оттянуть поездку. И вообще, она могла бы не состояться. А этого она не хочет лишиться.
Приедут они через месяц. И Николай будет всю зиму дома.
Настроены все, кто знает тебя, воинственно. Марина, моя сестра, так сказала (вчера я у неё была): «С А.И. (т.е. с матерью Николая - ред.) я поговорю так:
- Ну и нахалка Вы и страшная эгоистка, А.И.! Не любите Вы своего сына, а любите его деньги и себя любите. Купили себе платье , а Вам саван и тапочки надо! Знакомят с хорошей девушкой Вашего сына, а Вы упрямитесь. Прячете Колю и т.д.»
Мне, говорит Марина, с ней детей не крестить.
А потом я с Николаем обязательно поговорю. Ведь он о тебе не имеет ни малейшего представления. А человека надо настроить. Рассказать о тебе подробно, заинтересовать. А.И. этого, конечно, не сделала.
Мама моя к ним пойдёт. Тоже поговорит. Ты ей очень нравишься.
Короче говоря, мы эту А.И. доконаем.
А Николай? С ним надо просто хорошо побеседовать. Пусть он отдохнёт. Он чудесный человек. Он тебя не знает, и даже, если бы сразу сказали о тебе, он, наверняка, и не проявил особого интереса. Он очень любит охоту. А вот приедет - тогда другое дело.
Письмо и проездной билет Тамары Петровны в Павловск
Верно, что 1967 год будет для тебя счастливейшим годом! Только, чтобы Николай тебе понравился, а ты ему должна понравиться. Работай, живи и спи спокойно. И чтобы никакой тоски!
Учти, что может, когда-нибудь эти годы ты будешь вспоминать как самые счастливые. Муж - это большая нагрузка. Женские болезни и прочее. А дети - это счастье на расстоянии.
Но я не собираюсь отговаривать. Это просто так.
Целую тебя. Привет Марии Михайловне. Приезжай ко мне. Буду рада.
Наш читатель, да и мы сами, конечно же на стороне Тамары Петровны.
И нам не терпится узнать, - ну как же, как же оно всё повернётся? Срастётся ли? Как покажется наша скромная Тома тюфяку Николаю? Не взбрыкнёт ли снова маман? И вообще - бывает ли в жизни счастье и награда за тяжкие труды?
Увы, мой дорогой читатель! Увы, и ещё раз увы!
Никаких дальнейших сведений о том, что и как вышло, да и вышло ли вообще из этой истории у добрейшей Тамары Петровны и «чудесного человека» Николая, у нас не имеется.
В вышеупомянутом фильме также появляется сосватанный подругой «чудесный жених», перспективный, но нечуткий к душе героини. Но который, тем не менее, прозревает её будущее.
Click to view
Так, собственно, и вышло в реальной жизни. В мокнущем под мартовским снегом чемоданчике на блошином рынке возле станции «Удельная», среди кучи смет «Фасадремстроя», эскизов, реставрационных планов да пары почётных грамоток мы найдём лишь пару-тройку писем более позднего периода.
Это будут приветы от сестры из деревни Воробьёво, содержащие насущные просьбы вроде этой:
Будет тут и черновик прошения в райсобес об оказании материальной помощи одинокой и больной пенсионерке.
«Прошу оказать мне материальную помощь, т.к. я очень нуждаюсь. Пенсии недостаточно и на пропитание, и на лечение. Я инвалид 2-ой гр., одинокая, нет детей, живу одна, помочь некому.»
Грустно, любезный мой читатель!
Хоть и хотелось повеселить тебя , а всё же людские письма - документы, а не выдумка автора, и конец истории переписать на счастливый не получится.
Утешение лишь в том, что жизнь идёт своим чередом.
Львы и атланты по-прежнему на своих местах.
Музей Павловска ныне включил сведения о послевоенных реставраторах в свои издания. Возле парка по велению самого губернатора появится памятник бывшему директору Павловского дворца Анне Зеленовой, а в её лице и всем, кто трудился над возрождением красоты ансамбля. Написала воспоминания скульптор-реставратор Надежда Ивановна Мальцева, со студенческой поры долгие годы работавшая вместе с Тамарой Петровной.
В мемуарах своих она оставила важные для ее души скульптора слова:
«Жизнь, несмотря ни на что, - это песня! Природа, своей красотой разных времен года наполняет душу радостью бытия! Жаль, что от чрезмерной занятости работой редко остановишься, и как взглянешь в окружающую тебя природу - и поразишься очарованием ее удивительной палитры и силой в ней заложенной!»
В Павловском парке
Посещая Павловский парк, прекрасный в любую погоду, сверни, дорогой читатель, к укрытому лесом мавзолею императора Павла. Внутри ты увидишь мраморный кенотаф. Коленопреклонённая плакальщица склонилась к погребальной урне.
Пусть же вспомнится тебе тут Тамара Петровна Шабалкина, приложившая к этой печальной фигуре свои умелые руки.
Кенотаф императора в Павловском парке.
* Мальцева Н. И. «Своими глазами и руками». Рукопись Ч.I. л. 2
P.S. Мой добрый сосед и опытный сердцевед Олег С. предложил более естественное объяснение неудач личной жизни Тамары Петровны: война выбила много мужчин, и на её долю их просто не осталось. Такова судьба того поколения.
P.S.S. Ну а кино на то и кино, чтобы там всё получилось не как в жизни. И героине прекрасной Виктории Фёдоровой счастье улыбнётся.
Click to view
P.S.S.S. К сему повествованию я хотел бы ещё присовокупить свою великодушную просьбу, воспользовавшись по случаю цитатою из помянутого выше классика:
«Не дурно также, если бы кто-нибудь такой, кто наделен способностью воображать, или живо представлять себе различные положения людей и преследовать их мысленно на разных поприщах, словом, кто способен углубляться в мысль всякого читаемого им автора, или развивать ее, проследил бы пристально всякое лицо, выведенное в моей книге, и сказал бы мне, как оно должно поступить в таких и таких случаях, что̀ с ним, судя по началу, должно случиться далее, какие могут ему представиться обстоятельства новые и что̀ было бы хорошо прибавить к тому, что̀ уже мной описано: всё это желал бы я принять в соображенье к тому времени, когда воспоследует издание новое этой книги, в другом и лучшем виде».**
** Н.В. Гоголь. Мертвые души. Предисловие ко второму изданию. К читателю от сочинителя
То бишь, ждём благоразумной критики и читательских суждений по поводу прочитанного.