Однажды у меня был забавный случай. Еду себе тихонько по Альпам, музыку слушаю, из колонок машины голосит Сукачев: "Эй ямщик, поворачивай к черту! новой дорогой поедем домой!..."
И так совпало, что в этот самый момент раздается ласковый нежный голос моей Дуси: "через триста метров поверните направо!"
Ржал я тогда в голос минуты три!
Кто такая Дуся?
А это я так все свои навигаторы обзываю. В честь Евдокии Максимовны, нашей преподавательницы землеведения в институте.
Вот с навигаторов сегодня и начну.
(на фото: так выглядит объездная Варшавы в городе. начало автобана в сторону Познани)
По европейским дорожкам я успел покататься еще в донавигаторную эпоху. Тогда было все просто: заезжаешь на АЗС, покупаешь мишленовский атлас нужного региона, с полчаса тупишь в него, пытаясь запомнить иноземные названия и перебежками едешь. Длина перебежки зависела от собственной памяти или тупости штурмана-пассажира.
Сейчас конечно же все намного сложнее стало!.. ;о)
Этих самых GPS навигаторов развелось тьма тьмущая! В любом телефоне GPS модуль вкрячен, ставь навигационную прогу, качай карты и - вперед!
Какой софт ставить, какие карты использовать? TomTom? iGo? Если честно, я олдскульный такой товарищ. Да и просто уже - old. Поэтому, как начинал с Garmin, так до сих пор ими и пользуюсь. По России он конечно "не фонтан", но в Европе работает отлично, а в России мне он и не нужен. Еще одно мое твердое убеждение, что навигатор в автопутешествии должен быть отдельным девайсом! Не в смартфоне! В смартфоне у меня тоже установлен. Sygic. Неплохая в общем то прога, с нормальным понятным интерфейсом и функциями. Но я их сравнивал при одновременном использовании - Гармин отрабатывает быстрее и точнее.
Для навигации в пешеходном режиме в городах в Европе я пользую гугл на смартфоне.
Гугл в Европе, это совсем не то что гугл в России. Там ипользуется весь его функционал. Как он например там прокладывает маршруты с использованием общественного транспорта! Это сказка!
Вплоть до номеров трамваев и платформ на вокзале, показывает все пересадки, время необходимое чтобы перейти от одной электрички до другой. Разумеется все эти прелести доступны при использовании местной SIM карты.
Возвращаясь к автомобильному навигатору.
Лайфхак: Я его использую не только для того чтобы проехать от одного места к другому. Поиск интересных достопримечательностей поблизости, также реализован во всех навигаторах, но пользуются им не все. К примеру: катите вы по трассе. Вроде бы уже захотелось передохнуть, перекусить, развеятся. Ну так и нажимайте: "поиск-рядом-интересные места". Обязательно найдутся неподалеку какие нибудь: водопад, замок, руины, гора, музей и т.п. Тыц на кнопку: "ехать к..." И отдохнете, и что то интересное на маршруте увидите, и рядом с такими объектами наверняка будет едальное заведение с кухней всяко лучшей чем в кафе на трассе.
На трассе, кстати сказать, навигатор не особо и нужен. Достаточно голову не отключать и следить за номерами дорог и указателями. А вот для въезда/выезда в незнакомом городе - незаменим. Да и найти отель, парковку, ресторан в каком нибудь Дюссельдорфе - тоже!
Про парковки.
Мы тут у себя в Вятке привыкли, что запарковаться можно прямо у дверей нужного адреса. Если в 300 метрах, то это уже - "оооочень далеко припарковался!"
В европейских городах так не получится! Бесплатных парковочных мест в центре города попросту нет, или они единичны и естественно заняты. Парковаться на улице на платных (по чеку из паркомата) местах можно обычно на ограниченное время -час, два. Но зато в центре любого города полно платных подземных или наземных многоэтажных парковок. Где их искать? В том же навигаторе, или в
Паркопедии, или просто-напросто езжайте по указателям центр и крутите по сторонам головой в поисках таблички с синенькой буковкой "Р".
Стоимость размещения там авто зависит от центровости места и жадности хозяев паркинга. Обычно час стоянки начинается от 4-5 евро. Сутки: 20-30. На въезде в паркинг у щлагбаума нажимаем на кнопку и берем вылезший билет. Ищем свободное место, аккуратненько паркуемся. Узко и тесно! Ничего, заодно и потренируетесь. Билет берем с собой, машину закрываем и идем гулять.
Лайфхак: Нелишне предварительно запомнить или сфоткать на телефон номер парковочного места на стене. Это ей-богу необходимо! Вы же наверняка потом забудете на каком этаже и в каком крыле паркинга оставили авто.
По возвращении, на входе в паркинг на первом этаже парковочные автоматы. Суем туда билет, на экранчике высвечивается сумма, которую и оплачиваем. Монетами, купюрами, банковской картой. Как оплатили - билет выползет обратно. Забираем его, находим машину, аккуратненько выезжаем. На выезде шлагбауму нужно скормить оплаченный билет. Непривычно, но ничего сложного.
Кстати про деньги!
Всегда имейте с собой евромонеты и мелкие купюры. Понадобятся для оплаты во всякого рода автоматах. 100 евровую купюру автомат не примет! Про 200 и тем более про 500 евровые купюры - забудьте! С ними даже на АЗС могут возникнуть проблемы. Наклейки с текстом: мы не принимаем 200 и 500 евровые купюры, на заправках попадаются все чаще. Да и в городских магазинах и кафе с разменом таких денег могут быть проблемы. С банковским картами траблов меньше. Принимаются практически везде, но во Франции например, можно столкнутся, что не принимают ни Визу, ни Мастеркард, а только свою местную Еврокард.
Лайфхак: Наши двухрублевики отлично прокатывают в некоторых автоматах за евровую монету. Тележку в супермаркете например отстегнуть с её помощью. Трубы подзорные на смотровых площадках тоже ей отпираются на раз! А уж как хорошо шли тайские монеты в 10 бат в в баре в Шладминге!.. ;о)
Внезапно! В связи с наличием мелочи в карманах вспомнил про..... туалеты!
В Германии, на автобанах, при крупных АЗС посещение сортира может быть платным!
Вот тут то и пригодится мелочь. Знакомые немцы утверждают, что этот бизнес придумали и внедрили русские. Так это или нет не знаю, но реализовано изящно. Для прохода в туалет нужно бросить в автомат 70 центов. В ответ вылазит талончик на 50 центов. После посещения сортира, этот талончик можно предъявить к оплате в кафе или магазинчике при АЗС. Маркетинговая фишка в том, что на 50 центов вы там нихрена не купите, поэтому чтобы их не потерять доплатите к примеру еще евро, до стоимости бутылки воды.
Лайфхак: талончики эти действительны не только на этой конкретной заправке. Соберите их несколько и потратьте "оптом"
Лайфхак: воду, все таки разумнее покупать не на заправке, а в любом гастрономе по пути, типа: Lidl, Netto, Aldi и т.п. Я беру сразу упаковку, ставлю в багажник. Туда же кидаю использованные пластиковые бутылки, которые затем можно сдать при последующем заезде в магазин. Стоимость воды (и пива кстати тоже) в этих магазинах смешная, по сравнению с ценами в киосках и тем более на АЗС. Ну да про покупки и магазины как нибудь отдельно.
Еще мелкие евромонеты могут понадобиться для автомойки самообслуживания. Я обычно от российской грязи авто отмываю в Польше. для этого и вожу в машине монетки злотых. Мойки эти весьма удобная штука. Заехал. Накидал в автомат монеток. Кнопками выбираешь программу: обливание, намыливание и т.п. и за 5-10 злотых быстренько обмываешь машину. Там же имеется и мощный пылесос. (пылесосы, впрочем часто встречаются и на обычных АЗС. Как и компрессоры для подкачки колес.)
Про дороги, скоростной режим, полицию и т.п.
Про то что в Германии все дороги бесплатные я уже упоминал. Есть в этой стране еще один "плюсик", касательно автобанов.
В большинстве своем на них отсутствует ограничение скорости. Вообще!
Да-да! Сейчас мне непременно возразят, что не везде, что мол зато если на автобане затеяли какой нибудь мелкий ремонт - то скорость ограничат до 80 и на протяжении 5 км. до участка ремонта и 5 км. после. и т.п.
Но, ребята, положа руку на сердце, в какой еще стране, если поспешить, то можно проехать 830 км за 7 часов, при этом с парой остановок по пути на покушать и заправиться? (камрад
yuch_travel может подтвердить. Я как то раз, его несколько удивил тем, что доехал к нему в Регенсбург уже к 15:00 стартовав в 8:00 с острова Рюген ;о)). Хотя, подобные скоростные покатушки это все таки экстрим.
Ехать продолжительное время со скоростью свыше 160 км/час. напрягает очень сильно. Устаешь при таком скоростном режиме сильнее, нежели неспешно двигаясь 130 км/час. по той же Белоруссии.
Погонять всласть, на все деньги конечно прикольно, но все таки среднюю скорость движения между городами Германии я планирую обычно в 100 - 120 км/ч. Да и расход топлива при скоростной езде существенно возрастает. На обычных загородных дорогах в Германии (не автобанах) ограничение в 100 км/ч. Все примерно так и едут, разве что на прямых участках пришаливают +5 +10 км. А вот по населенке 50км/ч. и это ограничение соблюдается практически неукоснительно!
Автоматические камеры фиксации нарушений скоростного режима там повсюду. Они исправно работают. Но вот ведь незадача: автоматическая система обработки и рассылки штрафных квитанций, пока не умеет распознавать по российским номерам адрес владельца авто. Базы данных то нет. (по крайней мере в Германии) Но я вам этого не говорил! ;о)
А вот итальянцы каким то образом научились уже высылать штрафы за нарушение ZTL в Россию. Что такое ZTL? Zona Traffico Limitato. Попросту говоря: запрет въезда неместного транспорта в центральные части городов. Подробнее можно почитать например на
форуме Винского Ходят слухи, что для взыскания штрафов с российских автовладельцев, итальянцы даже основали в России некое коллекторское агентство.
Нечто подобное с 2008 года введено и в Германии. Так называемые Umweltzonen. Въезд в центры некоторых городов только с наклейкой соответствующей классу экологической безопасности вашего автомобиля.
Почитать о них подробнее можно
тут.
И хотя пока неизвестно ни об одном случае реального наказания российских автолюбителей за въезд без "плакетки", я себе на всякий случай такую получаю уже на вторую машину. Сделать это можно например через
этот сайт При въезде в любую из европейских стран стоят большие информационные щиты с информацией об ограничениях скоростного режима в данной стране. Как правило это 50 км/с. в населенке. 90 - на загородных шоссе. 120 или 130 по автострадам. В Италии на части автострад разрешенная скорость 150 км/ч. Но итальянцы - отдельная тема. Они вообще не сильно соблюдают правила. ;о)
Культура вождения радикально отличается от нашей. Вам никто не станет сигналить, если вы затупите на перекрестке, вас пропустят если вам нужно выехать с неудобного места, за вами будут терпеливо тошнить по улице пока вы крутите головой по сторонам. Но и вы должны вести себя соответствующе. На трассе: совершили обгон - вернитесь в правый ряд, поверьте, оттормаживаться со 160 км/ч. из-за мудака неспешно едущего в левом ряду занятие противное. Не забывайте про сигналы поворотниками!
Если, не приведи Господи, у вас что то случилось на дороге.
Личный опыт
как мы попали в ДТП на немецком автобанеЕсли машина сдохла до такой степени, что вы не можете продолжать движение, и случилось это на атобане - аварийку врубаем,немедленно прижимайтесь вправо к самому отбойнику, всех пассажиров сразу же за отбойник напяливаете тот самый жилет, выставляете знак аварийной остановки, снова прячетесь за отбойник и звоните 112. Тащить на веревке вас никто не станет. Приедет ADAC-овскй (или другой конторы) эвакуатор. Счет за эвакуатор + штраф - ваши. На автобане вы останавливаться не должны и ниипёт! Ваше авто не должно ломаться на автобане!
Если ДТП в городе или на загородном шоссе. По любому, даже при незначительных повреждениях вызывайте и обязательно дождитесь полиции. Даже если местный водЯтел будет совать вам бланк своей страховки, и убеждать что все ОК. Даже если он плюнув на вашу непонятливость уедет, все равно дожидайтесь полицаев.
Про полицию.
За 10 лет регулярных покатушек по Европе я общался с местными полицаями по их инициативе всего 2 раза. Один раз прямо в центре Мюнхена, они видимо от скуки среагировали на русские номера. Стояли на светофоре позади меня, затем вдруг включили люстру, обогнали и показали следовать за ними на обочину. Попросили документы, унесли их к себе в машину, проверили и через 5 минут вернули с пожеланиями счастливого пути. Второй раз на выезде из Испании во Францию рядышком с Андоррой. Там проверкой документов не ограничились, попросили открыть багажник и сумку. Но там это как я понимаю обычное дело. Отлавливают шопперов ездивших в безпошлинную Андорру.
В остальных случаях, я обращался к полицейским с вопросами как мне проехать и т.п.
Самое длительное общение было с полицией на вокзале Санта Лючия в Венеции, но к автопутешествию оно не имеет отношения. Там у меня увели рюкзак... ;о(
Короче говоря: если вы, двигаясь на машине по европейским дорогам, ничего не нарушаете - вы скорее всего вообще не увидите полицию...
На сегодня, пожалуй достаточно...
Следующий пост наверное будет про достопримечательности и интересности. Хотя, конечно тема эта бездонная!
Другие записи по теме:
Часть первая. Про авто, документы и прочее Часть вторая. Сколько нужно денег? Часть третья. Как и где пройти границу? Часть четвертая. Дороги. Навигация. Полиция. Часть пятая. Достопримечательности. Опрос Часть шестая. Бытовуха Часть седьмая. Еда и Пиво. Германия. Часть восьмая. Еще раз о "хлебе насущном". Другие страны. Часть девятая. Культур-мультур. Шоппинг. Часть десятая. Дорога домой!.