В этом году в православных соцсетях как-то особенно много обличений купания в проруби. Аргументы, к сожалению, очень слабые. Часто ссылаются на решения Стоглавого собора 1551 года, однако в оригинальном тексте купания не упоминаются. Ни одно из
средневековых значений слова плещевание («шум, гам, весёлое шумное сборище, суета») не связано с водой, поскольку этимологически этим словом обозначалось рукоплескание, а не плескание в воде.
на нощное плещевание, и на безчинный говор, и на бесовские песни, и на плясания, и на скакания, и на многия Богомерзкия дела не сходилися, и таковых древних бесований Эллинских не творили, и в конец престали.
Так что ни один собор прямым текстом не запрещает купаться в проруби, зато Владимирский собор 1274 года запрещает делать иордани в форме креста и ледяные кресты. Оперативность потрясающая, ведь «хождение на иордань» было для того времени совсем новой традицией, проникнув в русский богослужебный обиход из Иерусалимского устава. В этой связи вспоминается екатеринбургская история с граффити в виде креста на асфальте, оскорбившего чувства православных активистов.
Никтоже да не пишет на земли креста и на леду, егда воду крестят, да не оукаряемо боудет победное оружье наше. По крещении бо попирают ногами человеци, кони и весь скот и псы, потом и порты мыют и польют и сквернами. Не тем бо крестом освящаеться вода, доспеным на леду, нъ держимым священьничьскими руками.
Другой аргумент против купаний - неблагоговейное отношение к святыне. Между тем, Типикон специально предостерегает от излишней сакрализации святой воды,
ибо благодати ради Божия дана бысть на освящение миру, и всей твари. Темже во всяких местех и скаредных, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть.
Получается, что святой водой можно кропить скверные нечистые места и ходить по ней ногами, а окунаться в неё нельзя? Наконец, снобов как всегда подводит узость культурного опыта, поскольку они считают купание в проруби «русской языческой традицией». Интересно, что бы им ответили греческие епископы, развлекающиеся на Богоявление бросанием в ледяную воду креста, за которым потом плывут наперегонки мужчины, как собаки за палкой.
Разумеется, современные российские купания в проруби имеют мало общего с дореволюционной традицией, которая не могла не прерваться в пору коллективизации. Так что мы имеем дело с традицией не православной, а скорее советско-физкультурной, в духе Порфирия Иванова. Интересно в этой связи, что знаменитое «
ледено хоро» - впечатляющий болгарский перформанс национального единения в ледяной воде - на поверку тоже
оказалось изобретённой в 1970-е годы традицией. Что-то вроде наших «проводов русской зимы», которые организовывали массовики домов культуры в рамках советского переизобретения русскости.