Дело, видать, движется к закруглению. Какие-то всё итоги подводятся. И - не попадаю я в современные ноты.
Главные сейчас вопросы - чему надо современных детей учить?
Я ответа не знаю, я учу, чему, мне кажется, надо учить. И литература для меня даже не вчера стала средством.
Особенно это заметно не с теми, с кем каждый почти день встречаюсь, а с группами, которые у меня раз в неделю.
Конечно, выборка не репрезентативная. Ну, такой контингент достаётся.
Я сейчас не буду про то, что они во времени зависли в том моменте, где они, что для них история - это что-то совершенно от них отдельное, и, правда, для них что Куликовская битва, что события тридцатилетней давности. Тут факторов много.
Но вот что меня тревожит. Они совершенно не ориентируются в пространстве, в котором существуют. Не просто топографически, на уровне "центр - окраина", а словно в аэродинамической трубе их носит и болтает.
Они не замечают деталей мира вокруг себя, разнообразия оттенков цветов, звуков, запахов.
На последнем занятии с двумя группами говорили о ритмах (чтобы потом о размерах говорить). Не могут назвать - путаются даже со звуками. Дала задание - ходить-гулять-наблюдать-оглядываться и прислать 3 фотографии с визуальными ритмами. Получается далеко не у всех.
Я не к тому, что они такие-сякие. Я к тому, что мне представляется важным этому учить на уроках, связанных с изучением литературы.
И - паралллельно с этими думами - я подсела на сайт -
http://www.pragmema.ru/ Там много записей интересных лекций фольклористов, антропологов, радиоэфиры.
В частности вот послушала эфир про традиционное воспитание, которое входит в конфликт с современными идеями. Там, в частности, рассказывали о том, на что укачивание младенцев и колыбельные оказывали влияние. Конечно, нынешним детям не придётся косить, например, и много чего коллективно работать.
И всё же, всё, всё же...
Вот так и живём.