https://fotostrana.ru/public/post/232619/845254443/ Почему вакансии не закрываются?
Кто из нас не сталкивался с известной проблемой: открыта вакансия - и висит. Неделю висит, две, месяц, иной раз и до полугода доходит. В конце концов, ее или заполнят (что маловероятно), или отправят по-тихому в архив, так и не найдя нужного специалиста. Почему такое происходит? Неужели, во всем городе нет ни одного кандидата, удовлетворяющего требованиям работодателя? Так вроде бы ходят люди, общаемся, но никак не срастается. В чем же тут дело?
- Заказчик сам не знает, чего хочет, - сетуют малоопытные рекрутеры и с ними соглашаются такие же малоопытные кандидаты.
Конечно же, это не так. Все они прекрасно знают, эти заказчики, они же не малые дети, а взрослые дяденьки и тетеньки. Если они вакансию замыслили и заложили ее в ФОТ (либо сделали вид, что заложили), то прекрасно понимают, зачем они совершили эти действия. Просто нам они не докладывают о своих истинных целях и намерениях, и мы бегаем, как пони, по кругу, выслушиваем упреки от начальства и в сотый раз забиваем в строку хедхантера поисковый запрос, хотя уже мутит и от этого запроса, и от найденных по нему кандидатов. Для того, чтобы разорвать этот порочный круг, надо четко для себя прояснить, что происходит на самом деле и как вырулить из этой вакансии с минимальными потерями, а, желательно, и с пользой для себя лично.
Чтобы это сделать, надо хорошо понимать, что по-настоящему нужные позиции закрываются БЫСТРО. Абсолютно все и всегда. Если вдруг выясняется, что на пути закрытия возникает какое-то препятствие - например, назначенная зарплата оказывается ниже рыночной, то изменения оперативно согласовываются с лицом, принимающим решение (ЛПР). И это самое лицо ведет себя покладисто, понимая, что потери от незакрытой позиции компания несет куда большие. Если же выясняется, что рынок искомых специалистов, гуляющих на свободе, не может удовлетворить работодателя: компетенции этих людей недостаточны либо вакансий ощутимо больше, чем кандидатов, и никак не удается кого-то путного поймать - то в этом случае происходит оперативное выдвижение кандидата внутреннего, повышение либо перевод из другого отдела. Это тот самый шанс, которого ждут сотрудники, нацеленные на карьеру: когда начальник их сломает зубы о внешний рынок и посмотрит, наконец, у себя под носом.
Если же вакансия висит, то мы имеем дело с намеренным затягиванием процесса ее закрытия. Делает это обычно то самое лицо, принимающее решение (либо прямое начальство над этим лицом). И вот наиболее распространенные причины этого явления:
- ЛПР знает, что сроки своего проекта он уже сорвал и закрытие вакансии никак ему не поможет, даже, наоборот, ухудшит его положение: ФОТ обычно напрямую связан с бюджетом проекта, а результат показать новичок уже не успеет. А, может, вообще испугается масштабов провала и сбежит еще на испытательном сроке. Такое нередко случается, когда в самом начале ЛПР затянул с подбором и завинтил недостижимые требования. А мы-то знаем, как быстро сокращается воронка поиска - сегодня у нас был выбор из пяти кандидатур, а завтра только двое дошли и оказались слабее первых. Первые, из которых следовало выбирать вчера, сегодня уже разбежались по другим работодателям. А завтра… а завтра вообще никого подходящего в зоне доступа не оказалось, и поиск затянулся, перейдя в стадию зависания. Внутри компании ЛПР также не готов никого рассматривать - по его словам, нет достойных, но на самом деле, достойные либо сами не хотя с ним работать, либо см. первое предложение в этом абзаце. Многое поздно, к сожалению. Что делать в этой ситуации рекрутеру? Понять и простить. Если что, я серьезно.
ЛПР вляпался, скорее всего, по неопытности, неуверенности в себе и неумению просчитывать шаги наперед. Ведь ни для кого не секрет, что зарплаты сотрудников у нас воспринимаются, как затраты, а не как инвестиции. Поэтому так и живем. Рекрутеру желательно ласково поговорить с незадачливым ЛПРом, аккуратно дать понять, что проблему его понимает, но на текущий момент специалиста все же полезно найти, не скрывая от кандидатов истинного положения дел. Во-первых, может, он так лихо возьмется за дело, что проект удастся продвинуть вперед до безопасных показателей, а, во-вторых, надо быть оптимистом и верить, что далее последуют проекты другие и к старту их желательно иметь подготовленную и адаптированную пару рук. Обычно позиция «понять и простить» помогает. Но, опять же, как говорит мой мудрый отец: важно не то, ЧТО ты говоришь, а то КАК ты это говоришь. - Боязнь конкуренции. Тут меня без дополнительных объяснений поймут те, кому доводилось подбирать заместителей к разного рода начальникам. Да-да, речь именно об этом. Начальнику морально тяжело иметь за спиной свою половину, которая не известно, как поведет себя на поворотах судьбы. Может, как в известном анекдоте, и полоснуть. Опять же, как известно, незаменимых у нас нет, но всем нам хочется, чтобы эти самые незаменимые в компании были - мы, конечно же, кто же еще? Вот только эта незаменимость оборачивается порой переработками, неврозами и невозможностью уйти в отпуск именно тогда, когда хочется. Бывает и того хуже: отсутствие возможности отключить рабочий телефон в выходные и во время больничного. Ну вы понимаете, как в этом случае следует поступить рекрутеру? Конечно, понять и простить. Обнять, поплакать и обрисовать бедному заказчику что его ждет в обозримом будущем без заместителя - см. предложение выше.
- ЛПР хочет привести на вакансию кого-то своего, но стесняется. И тянет, разумеется, в надежде, что ситуация зайдет в тупик - и тут-то он приведет того, кого нужно. Почему он сразу не может обозначить наличие у себя возможной кандидатуры, не знаю. Ну любят у нас некоторые нагнать туману и простые вещи сделать сложными. А, может, думает, что ему запретят или у нас в отделе без него работы нету. Поэтому нам, рекрутерам, любую деятельность по вакансии надо начинать с беседы с заказчиком и сакраментального вопроса:
- А может у вас есть кто-нибудь знакомый на эту позицию? Давайте посмотрим его и покажем Иван Иванычу?
Вот, пожалуй, основные причины, по которым у нас случаются проблемы с закрытием позиций. Разумеется, они не единственные, но, поверьте, чаще всего, весь сыр-бор упирается именно в эти. И правило наше одно - поставить себя на место заказчика, и да, то самое - понять и простить. Он оценит обязательно. Как минимум, станет более договороспособным, а, как максимум - притащит и подарит всех своих друзей, которые обязательно окажутся классными кандидатами. Такое тоже бывает.