Колесница Ехезкеля

Apr 25, 2023 00:32

(продолжение, пп. 464-477)

Крылья

464) От этого свода и ниже свисают эти атрибуты и укрывают святые имена. Из этого свода и выше не свисают атрибуты, поскольку атрибуты светят свечением хохма, а от свода и выше властвуют покрывающие хасадим, блокирующие хохму (см. предыдущий комментарий), как написано: «а под сводом крылья прямые, одно к другому» [1], дабы укрывать те сокровенные, высшие, что в тайнах святых имён.

            465) Крылья суть покровы, что укрывают Имена в потаённости. А в грядущем будущем не будет скрыта тайна святого имени, ибо все удостоившиеся (БС: «праведники») истины будут знать Его в раскрытии, а не по атрибутам, и в этом тайна, что написано: «и учитель твой уже не будет сокрыт, и глаза твои будут видеть учителя твоего» [2].

В атрибутах (кинуим) есть два состояния, называемые «крыльями» (кнафаим): (1) которые  покрывают Имена, то есть уменьшают своими судами их света́, и (2) которые увеличивают их света́ и раскрывают свечение хохма (см. в Суламе к п. 463, со слов «И воспаряют»). Об этом сказано: крылья суть покровы, что укрывают эти имена в потаённости, поскольку своими судами укрывают и уменьшают те света́, что в Именах, а в грядущем будущем не будет скрыта тайна и далее - поскольку уже не будет в Именах никакого уменьшения покровами, ибо все удостоившиеся истины будут знать Его в раскрытии, а не по атрибутам, так как когда покровы не будут препятствовать раскрытию святых Имён, так как все суды в них упразднятся, и святые Имена раскроются сами, а не посредством атрибутов и судов, имеющихся в них. Об этом сказано: «и учитель твой уже не будет сокрыт…», поскольку крылья упразднятся.

466) «У каждого два покрывают их» [3], у каждого есть два крыла, что покрывают их: у того, что справа, есть справа одно и слева одно, а у того, что слева, есть слева одно и справа одно, и все они включаются друг в друга и ими укрываются.

467) Написано: «у каждого два покрывают их тела́». «Их тела́» - тайны, что внутри, и это крылья, которые суть атрибуты, укрывающие святые Имена Эль, Элоким, АВАЯ. От них - тайна их, живых сущностей, облачённых в крылья, то есть атрибуты те́ла, поскольку тело живых сущностей - это ХаГаТ, и это три Имени, а крылья суть их атрибуты. И вместе с тем, эти - как эти, поскольку крылья пребывают в покрывающих хасадим, так же, как их тело, как написано: «я слышал шум крыльев их, как голос» [4] Эль, Элоhим, АВАЯ. «Крылья» указывает на атрибуты - Великий, Сильный, Страшный, где Великий - атрибут имени Эль, Сильный - атрибут имени Элоким, Страшный - атрибут имени АВАЯ, поэтому шум (досл. «голос») крыльев - великий, сильный, страшный - соответствует трём именам Эль, Элоким, АВАЯ, то есть телу живых сущностей. Однако так - в тайнах высших, то есть от свода и выше, укрывая там всё в потаённости. Иными словами, там властвуют хасадим, блокирующие хохму, и потому атрибуты тоже находятся в покрывающих хасадим, как и Имена. Но внизу явлены (досл. «стоя́т») в крыльях видимых, то есть в свечении хохма, называемом «видимым» в мере, то есть хохма светит не в полную силу своего уровня, но лишь частично, в мере пятисот (ת''ק) отмеренных распростертий (парсаот), ХаГаТ Нецах-hОд, в каждой из которых сто ступеней. Однако ГаР хохмы в них нет, поскольку они скрыты посредством средней линии, и это суть видимые светящиеся крылья.

468) Здесь пять есть голосов - напротив пяти высших, укрытых от хохмы, как написано: «я слышал шум крыльев их, как голос, как шум многих вод, как голос Всемогущего (шадай), когда шли они, гомон, как шум в стане» [5]. «Шум крыльев», трёх атрибутов: Великий, Сильный, Страшный - «как шум многих вод», поскольку в этих атрибутах есть имя одно, [шум] от этого имени, которое [происходит] от тех имён, что внутри. И кто это? Это имя Эль, ведь имя это движется («идёт») внутри, в тех атрибутах, которые суть крылья, и имя это - как имя многих вод, поскольку «многие воды» - это милость (хесед), называемая «водами», а имя милости - Эль, и отсюда распространяется это имя вниз, в атрибуты, которые светят от хазе и ниже.

469) «Как голос Всемогущего» - имени Элоhим, этим именем, которым также называются внизу, поскольку суды также называются именем элоhим и передаются вниз [словом] элокей (אלק''י,), как «Бог Авраама (элоhей авраhам) и Бог Нахора» [6], и потому на него скрыто указывает стих «как голос Всемогущего (шадай)», а это Есод. «Гомон» (коль hемула) - это имя, что называется Элоаh (אלו''ה) [7], и имя это поставлено в судебной палате внизу, в месте, где пребывает защита (зхута), то есть в Малхут, но не с той стороны её суда, где принуждение  (хов, «долг»), но с той стороны её суда, где оправдание (зхут, «заслуга»). «Шум в стане» - это имя, в котором пребывает Яаков, и это имя средней линии, как написано: «стан Божий (элоhим) это» [8].

470) И ещё. Голос этот, в котором пребывает Яаков, средняя линия, крылья, покрывает единое тело, состоящее из правого и левого, отделяя это от этого, то есть разводя по сторонам правую и левую, находящиеся в раздоре (см. ППС, п. 35), дабы распознать и выявить хохму из Даат, и соединить тело одно здесь и тело одно здесь, как говоришь ты: «у каждого два соединяются с каждым» [9] - соединяются каждое тело, дабы вывести знание (даат) и отделить это от этого, находящиеся в раздоре.

Здесь разъясняется, почему голос, в котором пребывает Яаков, называется «шумом стана» - потому что голос Яакова, являющегося средней линией, отделяет правую от левой, сцепившиеся друг с другом («прилепившиеся друг к другу») в раздоре, и соединяет их, дабы они стали едино. Иными словами, благодаря тому, что они будут отделены друг от друга, правая линия будет светить сверху вниз, а левая будет светить снизу вверх, благодаря чему их можно будет соединить в единое тело (см. Зоhар, Пкудей, п. 75). Об этом сказано: Голос этот покрывает единое тело, сначала отделяя это от этого, то есть отделяя их свечения, дабы правая светила сверху вниз, а левая снизу вверх, дабы распознать, поскольку благодаря раскрытию свечения хохма, что в Даат, и соединить правую с левой, благодаря чему становится тело одно здесь - правая [линия] тела будет светить отсюда сверху вниз, и тело одно здесь - левая [линия] тела будет светить отсюда снизу вверх. Об этом сказано: как говоришь ты: «у каждого два соединяются с каждым», что означает: у каждого два - есть два свечения: от правой и от левой. «У каждого»  из двух, что в теле, правая будет светить сверху вниз, а левая снизу вверх, благодаря чему соединяются каждое воедино, в одно свечение, дабы раскрыть Даат. Об этом сказано: дабы вывести знание, так как из соединения каждого, правого и левого, воедино раскрывается Даат, и отделить это от этого - отделить их свечения, чтобы это светило сверху вниз, а это снизу вверх, поскольку, если бы не это устроение (тикун), они не смогли бы объединиться. Об этом и сказано: «у каждого два», и потому голос средней линии называется «шумом в стане».

471) И два других крыла покрывают тело, как написано: «а два других покрывали тела их» [10], и все отчеканены от печати (БС: «и явлены») в буквах святого имени из сорока двух букв под двумя камнями, в вышних и внизу, дабы познать Святого, благословен Он, в именах Его и славу Его, они суть едино.

Есть 32 тропы хохмы, и в этом тайна 22 букв ЗА и десяти сфирот ИшСуТ, благодаря которым, им обоим, раскрывается хохма. Это значит, что хохма раскрывается в результате подъёма ЗА ради примирения правой и левой [линий] ИшСуТ (см. ИЗ, п. 219). И это определяется как свечение ВаК Бины, поскольку ИшСуТ суть ВаК Бины. И есть там 42 (מ''ב) буквы в качестве добавки к 32 тропам хохмы, раскрывающие 10 сфирот хасадим АвИ, называемые «чистым воздухом» (авира дахья), а 10 плюс 32 - это 42. И тогда светят ГаР Бины. И потому имя Мем-Бет светит в голове (рош) ЗА - поскольку получает их от ГаР Бины, высших АвИ, которые суть «голова». А 32 тропы хохмы светят в ВаК ЗА, так как получают их от ИшСуТ, ВаК Бины, то есть тела (гуф), но не головы. Но и тело ЗА, его ХаГаТ НеhИ, тоже подразделяются на ГаР и ВаК: ХаГаТ, что от хазе и выше суть ГаР тела, а НеhИ, что от хазе и ниже - ВаК тела. И, соответственно, получается, что НеhИ ЗА, его ВаК, получают свечение хохмы от ИшСуТ, ВаК Бины, 32 тропы хохмы, а ХаГаТ ЗА получают от десяти сфирот хасадим АвИ в качестве добавки к 32, что от ИшСуТ, в итоге 42, и потому в ХаГаТ ЗА властвуют 42 буквы, то есть хасадим высших АвИ, а свечение хохма покрыто ими. В НеhИ же ЗА светит хохма из ИшСуТ в виде 32-х троп хохмы.

И не следует задаваться вопросом: раз ХаГаТ ЗА получают от десяти сфирот хасадим высших АвИ, он должен был бы называться десятью буквами, а не 42-мя. Но дело в том, что, до того, как ЗА получит 32 тропы хохмы от ИшСуТ, его хасадим определяются как ВаК без головы, и он не может получить от АвИ хасадим «чистого воздуха», которые суть ГаР, которые предпочитают [хасадим] хохме. Но сначала он получают 32 тропы хохмы от ИшСут, и тогда, наполнившись хохмой, могут подняться и получить ещё и хасадим от АвИ, то есть ГаР головы. И получается, что получить 10 от АвИ они могут, только когда у них уже есть 32 от ИшСуТ. И потому десять [сфирот] АвИ называются именем [из] 42 (מ''ב) букв. Однако, когда они получают десять от АвИ, те властвуют над 32-мя от ИшСуТ, поскольку являются ГаР, и потому хохма в ХаГаТ ЗА укрыта, и во всяком месте, где светит имя Мем-Бет, хохма укрыта.

Об этом сказано: «а два других покрывали тела их», и все отчеканены от печати в буквах святого имени из сорока двух букв - все покровы, о которых мы говорим, отчеканены и явлены благодаря имени Мем-Бет, которые суть десять сфирот хасадим АвИ, которые внутри себя содержат 32 тропы хохмы. И имя Мем-Бет светит под двумя камнями, в вышних и внизу, где камень, что в вышних, это Бина, а камень, что внизу - Малхут, поскольку Бина это высший престол, который несут ХаГТаМ, четыре живые [сущности] ЗА. в которых светится имя из 42-х букв. А камень, что внизу, это Малхут, или нижний престол, который несут живые [сущности] Малхут. И в этих живых [сущностях] тоже светится имя Мем-Бет, как и в живых [сущностях] ЗА, поскольку это имя покрывает хохму. И написано: «а два других покрывали тела их», то есть покрывали свечение хохма, что в телах живых [сущностей] силой имени Мем-Бет, которое в них светится. Об этом сказано: дабы познать (леиштемодъа), или распознать (леhакир) Святого, благословен Он, в именах Его и славу Его - а славой Его называется Малхут, что они суть едино, то есть одним свечением, ибо, как имя Мем-БеТ укрывает хохму в живых [сущностях] ЗА, так оно покрывает хохму в живых [сущностях] Малхут. А то, что говорилось выше, в истолковании слов Писания «у каждого два соединяются с каждым», что живые [сущности] раскрывают хохму, то это означает, что [раскрывают] не на их собственном месте, но в ногах живых [сущностей], то есть в их НеhИ, где светят атрибуты, и в этом тайна крыльев, что раскрывают хохму. Однако в теле живых [сущностей], где светят Имена, хохма находится под их покровом.

472) Сорок восемь колесниц сокрыты особо, они сокрыты со стороны того человека, который восседает на престоле, то есть ЗА, в тайне сорока восьми букв, и двести других отчеканены особо, итого 248, согласно 248 членам тела. Все властвуют над престолом, что внизу, Малхут, по счёту 248 заповедей Торы «делай» в тайне «помни».

473) Этот человек, восседающий на престоле, взял все эти заповеди числом 248 и все эти 248 членов тела, и внедрил их все в святой престол, и ими поднялся престол в триста шестьдесят пять заповедей других, «не делай», в тайне «храни».

248 заповедей «делай» привлекают покрывающие хасадим, поскольку они приходят от ХаГаТ ЗА, которые являются покрывающими хасадим, которые разделяются на три линии ЗА, где две сфиры, Хесед и Гвура суть две линии, правая и левая, нисходят к нему от Бины как «двести», поскольку сфирот Бины исчисляются в сотнях, а сфира Тиферет, средняя линия, принадлежащая самому ЗА, обустраивает две линии Бины, определяется как 48, поскольку в ней есть 12 сочетаний АВАЯ, в каждом из которых четыре буквы, итого 48. Отсюда происходит число 248: 200 от Хеседа и Гвуры и 48 от Тиферет. Также они называются 248 членов тела, поскольку ЗА называется «телом», а его сущностной основой (икар) являются сфирот ХаГаТ, в которых имеются 248 качественных состояний (бхинот).

Сорок восемь колесниц сокрыты особо (бе-гармайhу/бе-ацман), то есть хохма в них скрыта и «исчезает» из них, и потому они сокрыты со стороны того человека (адам). 48 (מ''ח), который восседает на престоле, то есть ЗА, являющегося средней линией, в которой властвуют покрывающие хасадим, в тайне сорока восьми букв, [происходящих] из 12 сочетаний букв АВАЯ, что в средней линии, и двести других отчеканены особо и происходят от Хеседа и Гвуры, двух линий, которые ЗА взял от Бины, каждая из которых исчисляется как 100, в сумме 200, а вместе их 248, согласно 248 членам тела. Все 248 покрывающих хасадим, что в ХаГаТ ЗА, властвуют над престолом, что внизу, Малхут, называемой «престолом», и своей властью блокируют («уменьшают») ГаР хохмы в Малхут, дабы та светила только снизу вверх, то есть как ВаК хохмы, и во время зивуга они полностью властвуют над ней, возвращая Малхут в покрывающие хасадим так же, как 248 ЗА, по счёту 248 заповедей Торы «делай» в тайне «помни», так как ЗА соответствует состоянию «помни» (захор), а Малхут - «храни» (шомер), и 248 заповедей «делай», дабы привлечь покрывающие хасадим, нисходят от ЗА, то есть «помни».

А 365 заповедей «не делай» - это устроения для «исчезновения» ГаР хохмы левой [линии], которые светят сверху вниз, дабы привлечь свечение хохма путём подъёма снизу вверх, то есть ВаК хохмы, и потому 365 [заповедей] «не делай» [обозначены словом] «храни», и это Малхут, или [место] от хазе ЗА и ниже, где место свечения хохмы снизу вверх, поскольку состояния ЗА от хазе и ниже тоже определяется как Малхут, поскольку они облачаются в Малхут. И исчисляются они как 365, поскольку от хазе и ниже находятся три с половиной сфиры, а именно: половина Тиферет и НеhИ, каждая из которых исчисляется как 100, в сумме 350 состояний. А поскольку они обустраивают хохму, а это ГаР, йуд-hей (י''ה, числовое значение 15), то к ним добавляется 15 (ט''ו), что в гематрии так же йуд-hей, в итоге 365 состояний. Однако вся сила этих 365 устроений направлена на то, чтобы «исчезла» та хохма, что [светит] сверху вниз и привлекать её только путём подъёма от ХаГаТ ЗА, где всё это совершается средней линией, и хасадим приумножаются.

Этот человек взял все эти заповеди, 248 заповедей «делай», и все эти члены тела числом 248, и внедрил их свечения в святой престол, Малхут, и ими, свечениями 248 хасадим, поднялся престол в триста шестьдесят пять заповедей других - благодаря 248 хасадим престол поднимется вверх, к 365 заповедям [«не делай»]. Таким образом свечение престола, Малхут обустраивается, дабы светить путём подъёма снизу вверх 365-ю путями и устроениями, которые суть 365 заповедей «не делай» в тайне «храни». поскольку 365 заповедей - это тайна слова «храни», то есть Малхут.

Итак, 248 заповедей «делай» являются покрывающими хасадим, место которых в ХаГаТ, то есть в теле живых [сущностей], которые получают от ХаГаТ ЗА, покрывающих хасадим, и потому пребывают в тайне «помни», ЗА, а место 365 заповедей «не делай», пребывающих в свечении хохма - в Малхут, поскольку свечение хохма раскрывается только в Малхут, или в ТаНhИМ ЗА, то есть от хазе его и ниже, которые относятся к Малхут, и потому они пребывают в тайне «храни», Малхут.

И не задавайся вопросом, почему во множестве мест в Зоhаре говорится, что 365 относятся к ГаР, а 248 - к ВаК, ссылаясь на то, что «Имя Моё» [11] (שמי, шми, 350) плюс йуд-hей (י''ה, 15) даёт в гематрии 365, а «памятование Моё» [12] (זכרי, зихри, 237) плюс вав-hей (ו''ה, 11) даёт в гематрии 248. Выходит, 365 пребывают в йуд-hей, то есть ГаР, а 248 - в тайне вав-hей, то есть ВаК? Дело в том, что 365 запретов суть устроения хохмы, а это ГаР, и потому они пребывают в йуд-hей, а 248 представляют собой устроения хасадим, то есть ЗА, и потому они суть вав-hей. Однако место их свечения обратно: 248, то есть покрывающие хасадим, светят в ХаГаТ ЗА, в ГаР тела, а 365, являющиеся устроениями хохмы, светят только в ТаНhИ ЗА и в Малхут, то есть ВаК тела, как было разъяснено выше.

474) Высший престол, Бина, выводит их все, все 613 светов, из одного источника сокрытого, потаённого. Его утаивает Тот, кто тайно управляет им. Никто не знает источник этот и никто не смотрит на него. О нём написано: «сокрыта она от очей всего живущего, от птиц небесных утаена» [13].

Причиной устроения трёх линий является исключительно экран де-хирик средней линии (см. ППС, п. 38), который убирает («уменьшает») ГаР хохмы и соединяет правую с левой, которые раскрывают хасадим в виде 248 и хохму в виде 365 (см. предыдущий комментарий). Экран же этот черпает свою силу из Малхут меры суда, утаённой в высшей Име. Об этом сказано: высший престол выводит их все, из одного источника сокрытого, потаённого, экрана де-хирик в средней линии, и сила его утаена в высших АвИ. И потому никто не знает источник этот, поскольку он утаён в высших АвИ.

475) И написано: «шесть ступеней к престолу» [14], ХаГаТ и НеhИ, включённые в ХаГаТ от хазе и выше - это шесть сторон внизу, в Малхут, называемой «нижним престолом», подобно шести сторонам в вышних, в Бине, «высшем престоле», поскольку есть шесть ступеней к престолу высшему, и это ХаГаТ ЗА и НеhИ, включённые в ХаГаТ, и шесть ступеней к престолу нижнему, и это ХаГаТ живых [сущностей], что в Малхут, и НеhИ, включённые в эти ХаГаТ. Ни те, ни эти не могут смотреть и познать славу престола, что над ними, тем более Того, кто восседает на престоле - на высшем престоле восседает Хохма, а на нижнем престоле восседает ЗА. Все в страхе и трепете стоят под престолом. Несут они престол на себе и не знают, в каком месте соединяются тела, как сказано инде: «соединялись друг с другом их крылья» [15], дабы поднимать престол. И тогда все атрибуты, которые скрывают святое Имя, властвуют над именами их, и называется Святой, благословен Он, по атрибутам.

Как мы уже выяснили, тела живых [сущностей], несущих престол - как живых [сущностей], несущих высший престол, Бину, это ХаГаТ ЗА, так и тела живых [сущностей], несущих нижний престол, Малхут, все они пребывают в хасадим, блокирующих хохму, и только в ногах живых [сущностей], то есть в ТаНhИ, или в крыльях, которые тоже являются ТаНhИ, хохма раскрывается. И, хотя мы и говорим, что тела живых [сущностей] являются только ХаГаТ, вместе с тем в них включены НеhИ, и потому они представляют собой шесть сфирот ХаГаТ НеhИ. Однако все они находятся над хазе и потому пребывают в покрывающих хасадим.

Шесть ступеней к престолу высшему, и это ХаГаТ НеhИ, что в ХаГаТ ЗА, и шесть ступеней к престолу нижнему, и это ХаГаТ НеhИ, что в ХаГаТ живых [сущностей] Малхут. Ни те, ни эти не могут смотреть и познать славу престола, что над ними и далее - из-за того,  что пребывают в хасадим, блокирующих хохму.

Все в страхе и трепете и далее - боятся раскрыть хохму, поскольку ХаГаТ суть ГаР тела, и если бы хохма в них раскрылась, раскрылись бы ГаР хохмы, но экран де-хирик средней линии навёл на них ужас (эйма), чтобы не раскрывали. И потому правая и левая [стороны] тела раскрывают хохму, [только] когда они объединяются в одно тело, как сказано в тайне [слов] «у каждого два соединяются с каждым» (см. выше, в п. 470). Об этом сказано: не знают, в каком месте соединяются тела - живые [сущности] не знают, как соединить тела и раскрыть хохму, но соединялись друг с другом только их крылья, чтобы хохма светила только путём подъёма.

И в этом тайна, почему [используются] атрибуты, а не святые имена. Ведь тела, то есть имена (см. п. 463), не знают, как их соединить, поскольку тела живых [сущностей] пребывают в покрывающих хасадим. И сказано: и тогда во время свечения хохмы все атрибуты, которые скрывают святое Имя, властвуют над именами их - получается, что хохму раскрывают атрибуты, и потому они властвуют над святыми именами, пребывающими в покрывающих хасадим, то есть управление (hанhага) происходит в соответствии с атрибутами, а не святыми именами. Об этом и сказано: и называется Святой, благословен Он, по атрибутам, но не по Имени, поскольку тогда властвуют и действуют атрибуты, а не святые имена (подробней см. выше, в п. 463).

476) Когда же престол стоит в атрибуте «радость», то есть после того, как престол получает атрибут, раскрывающий хохму в подобающем месте, то есть когда совершает зивуг с ЗА, Малхут, именуемая «престолом», снова оказывается в покрывающих хасадим, как и ЗА (см. Новый Зоhар, Берешит, п. 106), и потому тогда живые [сущности] расслабляют крылья, и не властвуют уже этими атрибутами, поскольку крылья раскрывают хохму, и радость в них в это время зивуга, ибо атрибуты эти расслабляют крылья, а значит не властны раскрыть хохму и не препятствуют зивугу ЗА и Малхут, ибо называется тогда Святой, благословен Он, по-другому - высшими святыми именами, поскольку тогда властвуют святые имена, а не атрибуты.

477) Об этом написано: «когда останавливались» [16] в движении своём. И это означает, что, когда останавливаются, не перемещаются, не раскрывают хохму, так как хохма раскрывается, только когда они перемещаются, то есть когда три линии последовательно сменяют одна другую (см. Зоhар, Бешалах, с. 39, со слов «И три» [17]), но, когда останавливаются, радуются радостью святой и светят светами хасадим, что берут от престола, Малхут, которая находится тогда в зивуге с ЗА. И об этом написано: «расслабляли крылья свои» [18], и властвуют другие - высшие святые Имена - Эль, Элоким, АВАЯ, и ими называется Святой, благословен Он, а не атрибутами.

[1] Иез. (Ехезкель) 1:23.
[2] Ис. (Йешайя) 30:20.
[3] Иез. (Ехезкель) 1:23.
[4] там же, 1:24.
[5] там же.
[6] Быт. (Берешит) 31:53.
[7] Эль + вав-hей (из Имени йhвh).
[8] Быт. (Берешит), 32:2.
[9] Иез. (Ехезкель) 1:11.
[10] там же.
[11] Исх. (Шмот) 3:15.
[12] там же.
[13] Иов, 28:21.
[14] 3 Цар. (Млахим 1) 10:19.
[15] Иез. (Ехезкель) 1:9.
[16] там же, 1:24.
[17] Сулам к п. 137.
[18] Иез. (Ехезкель) 1:24.

Колесница Ехезкеля, Зоhар, Бааль Сулам

Previous post Next post
Up