"Угрюм-река" на телеэкране

Apr 06, 2021 23:53

Новые сериалы смотрю не часто. Но "Угрюм-реку" Юрия Мороза (сценарий Марии Сапрыкиной) не мог не посмотреть. Собственно говоря, уже писал о том, что новая экранизация этого романа просто необходима.
https://vsokolov21.livejournal.com/418835.html
С первых кадров Александр Горбатов в роли Прохора Громова показался мне каким-то "южанином". Но я быстро привык к его облику, и скоро убедился в его органичности. И путь героя от юношеского любопытства к жизни, амбициозной мечтательности к преступлениям и безумию сыгран ярко. Вот к кому долго не мог привыкнуть - это к Юлии Пересильд в роли Анфисы. Неужели это и есть та роковая красавица, которая сводит с ума окружающих мужчин? Всё-таки выглядела она какой-то блёклой. Но Пересильд, несомненно, хорошая актриса. И она отлично играет ощущение собственной неотразимости. А представления о женской красоте за прошедший век изменились весьма резко. Так что в конце концов согласился: да, Анфиса может быть и такой. Александр Балуев в роли Петра Даниловича совершенно органичен в гриме (а вот когда он в сумасшедшем доме обрит наголо, сразу видишь, что это тот самый артист, который играл Ларичева и Жукова). Великолепен Юрий Миронцев в роли Ибрагима. Тот факт, что Нину играет жена продюсера (Софья Эрнст), невольно заставлял скептически относиться ещё до просмотра. Но попадание оказалось точным - именно такой Нину я себе и представлял (за теми исключениями, о которых речь ниже).
Нужно сказать, что за перипетиями сюжета романа авторы следовали довольно точно. Книгу я читал давно и, оказывается, многое забыл. Перечитал и обнаружил, что некоторые эпизоды, которые казались мне несколько выпадающими из повествования (как, например, ползанье Шапошникова на коленях перед Анфисой, явление Синильги Нине в Медведеве, попытка пристава Амбреева ограбить золотой обоз, появление Шапошникова в резиденции Громова, хождение Прохора с бритвой в руке с мыслью убить Нину) взяты из романа.
Привнесено тоже немало. В книге Пётр Данилыч отправляет сына на Угрюм-реку в самом начале, а Анфиса появляется на страницах романа уже после этого. В фильме оба они долго крутят роман с Анфисой, и Пётр отсылает сына, чтобы с ним не соперничал. Анфисе (по книге - местной, бывшей горничной деда Данилы) дали городское происхождение и уголовное прошлое. Есть впечатление, что на каком-то этапе Анфису решили "принизить" (чего стоит сцена, когда они стоят с Ниной посреди села - чёрный ангел и белый ангел). При этом Нину сделали более жёсткой по сравнению с книгой. Она уже на суде даёт показания против Ибрагима (в книге лишь зачитывают телеграмму её отца). А в конце во время болезни Прохора берёт на себя управление и отказывается от благотворительности со всей решительностью (тогда как в книге она долго колеблется и лишь к концу показывает свою классовую сущность). В книге Протасов узнаёт от Шапошникова о доказательствах преступления Громова. Авторам фильма этого недостаточно - там Шапошников собирается убить Прохора, но так и не решается и вспоминает с ним Анфису.
Нужно сказать, опасения, что из истории изымут классовую борьбу, не сбылись - за это авторам респект. Но при этом истории добавили "инфернальности". "Адские" черты приобрёл Филька Шкворень. В книге он, конечно, бандит, но преступник вполне бытовой. Грязные поручения Прохора он исполняет, но не та он фигура, чтобы на него влиять, втягивая в омут зла. Отчасти ему приписали черты другого злодея - беспощадного надсмотрщика Фомы Ездакова, в фильме отсутствующего. Преступления Прохора авторы склонны приумножать - по его намёку Филька убивает его отца (в книге лишь в предсмертных записках Прохора говорится "я могу разрубить топором череп отцу"). Сцена с охотой, в которой Филька изображал медведя, в книге скорее комична. Филька был в итоге легко ранен (и не губернатором, а выслуживавшимся приставом), убил же его в конце концов грабитель-целовальник в селе Разбой. В фильме его убивает губернатор и Прохор его этим шантажирует, "повязывая кровью". Мистическую линию в фильме по сравнению с книгой усилили, гробница Синильги периодически притягивает Прохора. Я ожидал, что в итоге и на тот свет его позовёт Синильга. Сделали сильнее. Его убивает Тунгусский метеорит. "Божий суд". Ради этого суда хронологию истории сдвинули на несколько лет назад, завершив её в 1908 году (тогда как события на предприятиях Громова, конечно, ассоциируются с Ленским расстрелом 1912 года).
Так или иначе, эта история обрела новую жизнь на экране. История "дикого капитализма", подминающего под себя "традиционные ценности". И история чудовищного честолюбия, способного многое создать, но в итоге приходящего к разрушению всего вокруг и самого себя.

телевидение, кино, литература

Previous post Next post
Up