Эрик Бергер написал интересную статью о том, в каком тупике оказалась ракетная программа Европейского Космического Агентства Чуть более недели назад Европейское космическое агентство объявило об инициативе по изучению «будущих космических транспортных решений». По сути, агентство предоставило около 600 000 долларов каждой трем компаниям - ArianeGroup, Avio и Rocket Factory Augsburg - для изучения какие Ракеты Носители будут конкурентны, начиная с 2030 года. «Эта инициатива позволит Европе понять будущее космических ракет и подготовиться к нему», - сказал Даниэль Нойеншвандер, директор космического транспорта космического агентства. Это закладывает основы, которые позволяют нам подготовить будущее за пределами Ariane 6 и Vega-C», - сказал он. «Эти концептуальные исследования, которые определяют приоритеты будущих потребностей космических программ Европы, но также позволят нам удовлетворить потребности глобального рынка».
По мере того, как паровой каток SpaceX набирает обороты, европейская ракетная промышленность обещает сопротивляться. Подразумевается, что следующее поколение европейских ракет, большая ракета-носитель Ariane 6 и меньшая Vega-C, смогут удовлетворить потребности Европейского континента в космических запусках в следующем десятилетии. Обе эти новые ракеты , разработанные на основе ракет более раннего поколения, должны дебютировать в течение следующих 12-18 месяцев.
Однако сейчас, похоже, в Европе растет беспокойство по поводу того, что ракеты Ariane 6 и Vega-C не будут конкурентоспособными на рынке пусковых услуг в ближайшем будущем. Это важно, потому что, хотя государства-члены Европейского космического агентства оплачивают разработку и создание ракет, после достижения ими эксплуатационного статуса, эти программы, как ожидается, должны стать самоокупаемыми за счет привлечения пусков коммерческих спутников.
Министры экономики Франции и Италии пришли к выводу, что рынок пусковых услуг сильно изменился с 2014 года, когда были спроектированы ракеты Ariane 6 и Vega-C. Согласно сообщению , в Le Figaro газеты, министры считают , что способность этих новых европейских ракет , конкурировать за коммерческие контракты на запуска на орбиту значительно ухудшилось с тех пор.
Виновник это SpaceX. Благодаря своей многоразовой недорогой ракете Falcon 9 SpaceX смогла снизить цены на большие коммерческие спутники, которые могут быть доставлены на орбиту на Ariane 6. В то время как европейские ракеты Ariane5 когда-то играли доминирующую роль в запуске геостационарных спутников, они уступили значительную долю рынка с 2014 года. Более того, в рамках программы совместного использования Falcon 9 SpaceX также угрожает и ракете Vega-C, которая имеет грузоподъемность около 1,5 тонны на полярную орбиту.
Как сообщает издание, Европа сейчас отстает от SpaceX и по другим ключевым параметрам. Благодаря партнерству с НАСА SpaceX теперь может запускать астронавтов. Французский астронавт Томас Песке, по сути, является специалистом в экипаже Crew-2, старт которого состоится в следующем месяце. Он, вероятно, станет первым из многих европейских астронавтов, который улетит в космос на корабле SpaceX. У Европы также в настоящее время нет ответа на мегасозвездие Starlink - либо в способности строить сотни спутников в год, либо по доступной цене вывести их на орбиту.
Из-за этого министры Франции и Италии призывают Европу предложить значительный «технологический и промышленный» ответ на столь резкое возвышение SpaceX. Неясно, какую форму это примет, и как быстро европейские страны могут предпринять ответные меры.Более того, любая инициатива будет осложняться политикой. Программа Ariane возникла во Франции, а программа Vega возникла в Италии. Германия, у которой не было собственных ракет в эпоху Европейского Союза, тем не менее, имеет несколько многообещающих небольших компаний по запуску, включая Rocket Factory Augsburg, и она может стремиться стимулировать частную конкуренцию, а не оказывать финансовую поддержку ,традиционным полугосударственным компаниям.
В целом ни убавить не прибавить, возможно судьба ЕКА не столь печальна как РосКосмоса , ибо ЕКА базируется на мощной технологической базе и огромном промышленнном и финансовом потенциалу ЕС, но суть одна и таже. Ариан-6 не больше отвечает представлениям о Ракете ХХI века, чем наша Ангара.. И если идеология Ангары была сформулирована почти 20 лет назад, то для Ариан-6 все гораздо обиднее - она "недождалась" буквально на 3-4 года и сейчас ЕКА получит носитель , который абсолютно не конкурентоспособен на открытом ранке пусковых услуг в конкуренции с Falcon9..
Что еще более печально, это то, что ЕКА и ЕС в принципе не имеют аналога SpaceX - частной компании, с абсолютисткой системой управления человеком, который не нуждается в трате времени на обсуждения с Советами Директоров, Наблюдательными Советами, соблюдения многотомных отраслевых правил, описывающих? как надо создавать ракеты в ХХ веке, и имеет огромные финансовые ресурсы, которыми распоряжается лично и максимально эффективно. Те темпы и методы, которыми сейчас создается СтарШип не могут быть реализованы в любой крупной акционерной компании с госучастием, создающей что то на бюджетные деньги и потому связанной по ногам инструкциями, положениями и десятками контролеров..
И все это происходит на рынке, на котором для утверждения нового производителя или ракеты требуется не менее 5 лет, а если считать от первого эскиза вообще 10+ лет.. У меня нет другого прогноза как окукливание ЕКА по типу РосКосмоса или Японии, с собственными, хотя и надежными, но редколетающими ракетами в рамках бюджетного финансирования и правительственных (читай военных) спутников, и если повезет со спутниками созданными по межгосударственным программам с предоставлением финансирования и кредитов..