1. Маск пока что далеко не убил рынок, точнее убил только для ЮЛЫ. Так цены держатся плюс-минус в одной категории с РК и ЕКА. Потенциальную прибыль он либо направляет на финансирование старшипа, либо берёт в натуральной форме, запуская старлинки. 2. Старлинком Маск сам себе закрыл самый вкусный рынок - спутников связи. 3. И вот тут у ЕКА как раз наоборот очень большой бонус - они умеют делать (и делают) спутники в той ценовой категории, где ракета продаётся в нагрузку к спутнику, а не наоборот. Для какой-нибудь франкофонной Лумумбии, которой хочется в собственную связь, спутник европейского производства на геостационаре всё ещё вне конкуренции. Маску здесь предложить нечего. 4. Ну и государственную и военную связь, а также спутники-шпиёны отдадут скорее именно европейцам, а те, кто не очень дружит с натой - русским или китайцам.
+/- соглашусь. Глядя со стороны, утверждал и буду продолжать, что спейсы не рыночные, а ситуативная шляпа, экономически, прожирающая будущие "прибыли" и рушащая демпингом рынок пусков в пользу шляпы со старлинком, чтобы иметь хоть какой-то денежный поток. Летающая елда - третья шляпа в созвездии этого шапито. Непредвзятому стороннему наблюдателю это вполне видно)
А почему об этом говорят только пропагандисты и молчат профильные издания? Также европейцы не должны были делать такие заявления о своей неконкурентоспособности. У них и разведка и аналитика и ТД.
"агентство предоставило около 600 000 долларов каждой трем компаниям - ArianeGroup, Avio и Rocket Factory Augsburg - для изучения какие Ракеты Носители будут конкурентны, начиная с 2030 года"
Можно было бы сэкономить деньги и спросить армянское радио. Оно бы совершенно точно и бесплатно ответило: "SpaceX".
Я подозреваю, что дело тут не совсем в контролёрах и мелкой бюрократии, а скорее в подчинении космической программы Европы политическим нуждам. На начальной стадии создания Ариан-6 была, например, установка на пропорциональное индустриальное участие, из-за чего проекты ракеты получались уродские. Её удалось привести к ныненешнему виду только специальным постановлением Еврокомиссии, которая отменяла пропорциональное участие. Мелкая же бюрократия одинаково неприятна и в Европе и в Америке. Вон Старшип чуть не пострадал из-за формального нарушения какого-то условия разрешения, полученного от авиационного агентства. А могли и бы и миллиардный штраф пришить.
Кстати Эрику Бергеру стоило бы поисследовать, что об этом думают японцы и индусы. У них ведь тоже есть проекты тяжёлых ракет в работе, и оба проекта неконкурентноспособны. А у индусов ещё и мелкая ракета под ударом Транспортера.
Проект Ариан-6 был, может быть, и чем-то неплох, но, в любом случае, её разработка не отбилась бы никогда. Пусть Ариан-6 и более подходил для получения прибыли, чем Ариан-5, но не настолько более, чтобы разница цен производства отбила затраты на проектирование, согласование, испытания, новую стартовую площадку и т.д. Ариан-6 - это Ариан-44P на стероидах. Ну, или близко к тому. В чём-то я понимаю "Роскосмос", который перекрашивает "Союз". Его пинают все, кому не лень. "А перекись, как у немцев, да?". А вы попробуйте посчитать, сколько стоит замена на "не как у немцев", и когда эта замена окупится? Аналогичная хрень творится и у японцев. Такое ощущение, что они разрабатывают всё новые носители исключительно, чтобы не утерять самурайский дух :) Что-то я зол с утра...
С другой стороны, японцам и европейцам нужно компетенции в разработке поддерживать и развивать. Так что делать "не слишком революционные ракеты" имеет смысл, имхо.
Интересно, что на сегодняшний день только двум компаниям в США удалось добиться реального прогресса по метановым двигателям (причем BE-4 все еще под вопросом, много рассказов о чудесности текущей версии, но пусков бы дождаться).
А строить на водородных - похоже, удешевление в принципе ни у кого не получается.
Comments 72
Reply
2. Старлинком Маск сам себе закрыл самый вкусный рынок - спутников связи.
3. И вот тут у ЕКА как раз наоборот очень большой бонус - они умеют делать (и делают) спутники в той ценовой категории, где ракета продаётся в нагрузку к спутнику, а не наоборот. Для какой-нибудь франкофонной Лумумбии, которой хочется в собственную связь, спутник европейского производства на геостационаре всё ещё вне конкуренции. Маску здесь предложить нечего.
4. Ну и государственную и военную связь, а также спутники-шпиёны отдадут скорее именно европейцам, а те, кто не очень дружит с натой - русским или китайцам.
Reply
Непредвзятому стороннему наблюдателю это вполне видно)
Reply
Также европейцы не должны были делать такие заявления о своей неконкурентоспособности.
У них и разведка и аналитика и ТД.
Reply
Reply
Можно было бы сэкономить деньги и спросить армянское радио. Оно бы совершенно точно и бесплатно ответило: "SpaceX".
Reply
Поздно пить боржоми
Reply
Reply
Reply
Reply
Кстати Эрику Бергеру стоило бы поисследовать, что об этом думают японцы и индусы. У них ведь тоже есть проекты тяжёлых ракет в работе, и оба проекта неконкурентноспособны. А у индусов ещё и мелкая ракета под ударом Транспортера.
Reply
Ариан-6 - это Ариан-44P на стероидах. Ну, или близко к тому.
В чём-то я понимаю "Роскосмос", который перекрашивает "Союз". Его пинают все, кому не лень. "А перекись, как у немцев, да?". А вы попробуйте посчитать, сколько стоит замена на "не как у немцев", и когда эта замена окупится?
Аналогичная хрень творится и у японцев. Такое ощущение, что они разрабатывают всё новые носители исключительно, чтобы не утерять самурайский дух :)
Что-то я зол с утра...
Reply
но справедлив...:-)
Reply
Интересно, что на сегодняшний день только двум компаниям в США удалось добиться реального прогресса по метановым двигателям (причем BE-4 все еще под вопросом, много рассказов о чудесности текущей версии, но пусков бы дождаться).
А строить на водородных - похоже, удешевление в принципе ни у кого не получается.
Reply
Leave a comment