Недавняя новость о том, что компания Space X миллиардера Элона Маска решилась заняться и космическим туризмом тоже, разошлась по сети мгновенно. Понятно, что когда в отдной точке сходятся три таких популярных фактора как Элон Маск, космос и туризм, то аудитория для этой новости значительно шире, чем об очередном пуске какой нибудь ракеты.
и вот уже новость
5 мая в СМИ появились сообщения о том, что актер Том Круз собирается отправиться в космос на корабле компании SpaceX с целью съемок эпизода для своего нового фильма. Вскоре администратор NASA Джим Брайденстайн подтвердил эту новость, оставив
следующую запись в своем микроблоге Twitter: «В NASA очень рады поработать с Томом Крузом над фильмом на борту МКС. Нам необходимо, чтобы популярные СМИ вдохновили новое поколение инженеров и ученых превратить грандиозные планы NASA в реальность». В свою очередь, Илон Маск прокомментировал сообщение фразой «Это должно быть очень весело».
В общем, полку желающих и могущих заработать на космических туристах прибыло.. Раз тема популярная, возьму на себя смелость и вставлю свои 2 копейки. (по крайней мере на звание туриста, я уж точно претендовать могу :-), да и с космосом (спутниковой связью) по работе связан почти всю жизнь.
Сначала небольшой экскурс в историю. Когда начался космический туризм?
Есть мнение, что начало космического туризма было очень трагичным - ибо первым непрофессиональным космонавтом/астронавтом, собравшимся покорить космос должна была стать американская учительница
Кристи Маколифф, которая погибла при запуске шаттла «Челленджер» в 1986 году. После этого инцидента правительством США даже был принят закон, который запрещал непрофессионалам полёты в космос.
Прошло менее 5 лет и в космос попали первые непрофессиональные космонавты. В
1990 и
1991 годах в космос полетели первые коммерческие космонавты
Тоёхиро Акияма (
Япония) и
Хелен Шарман (
Великобритания), которые совершили полёты на советскую орбитальную станцию
«Мир» на космических кораблях
Союз ТМ-11/
Союз ТМ-10 и
Союз ТМ-12/
Союз ТМ-11. Между СССР и телекомпании TBS (для Акиямы) и
консорциумом британских компаний (для Шерман) были заключены контракты с оплатой. Но назвать это чистым туризмом сложно, тот же Акияма, который был журналистом, выполнял редакционное задание на борту Мира. Но это однозначно были КОММЕРЧЕСКИЕ полеты. Прошло 10 лет и появился первый настоящий турист в космосе
Первым однозначно космическим туристом, стал американский миллионер Деннис Тито , который сам оплатил свой полет (20 миллионов Долларов) .
Он стартовал уже к Международной космической станции 28 апреля и вернулся на Землю 6 мая. То есть сейчас мы может отметить 19 годовщину начала космического туризма.
А теперь поговорим подробнее каким может быть Космический Туризм. Итак, я бы разделил потенциальные предложения для космических туристов на 3 сегмента:
1) Прыжковые - до границы космоса и быстро быстро обратно - это Нью Шепард, разработка компании Blue Origin, американского миллиардера Джеффа Безоса, владельца Амазон.
Это по сути личный Флаговтык. Прилетел богатый Буратино на личном вертолете, у него померяли давление, бокал шампанского , сели в капсулу вместе еще с 5 коллегами,
включили айфон, отсчитали " тен, найн, ..." вплоть до включения двигателей, сказали с акцентом "Poekhali", потом смотрим в окошко на землю и на летающие по салону предметы, и вниз , хлопок парашюта, тормозная ДУ (это в случае New Shepard), у выхода нас ждут счастливые дети, жена и пиар менеджер, виски , фото, инстаграмм, НD видео о полете с сертификатом на доске красного дерева, далее Герой отбывает на пати в честь его полета ..
Второй вариант это SpaceShipTwo от Вирджин Галактик, которая принадлежит британскому Миллиардеру Ричарду Бренсону (хотя если учесть, что Бренсону принадлежит и авиакомпания Virgin Atlantic Virin Australia , то возможно сейчас он уже просто миллионер..) . Хотя Ричард британец, но для проекта Космического туризма он выбрал США. Именно там в пустыне Мохаве недалеко от Лас Вегаса и базируется его уникальный самолет. Вот он - самолет носитель, который
поднимает в воздух ракетоплан (он подвешен посередине). Ракетоплан в верхней точке полета самолета-носителя отделяется от него, Далее ракетоплан включает свой двигатель и достигает высоты 100 км, позволяющей считать Вас Коммерческим Астронавтом и потом возвращается на Землю и производит посадку как обычный самолет. Экипаж - 2 пилота и 6 пассажиров.
Да, у Вирджин Галактик похоже будет процесс посложнее и может адреаналину для туриста побольше .. Но в любом случае все путешествие в космос, начиная с момента отделения от самолета носителя займет менее часа.
В общем, дешево и сердито - всего в районе от четверти Миллиона Долларов, если ориентироваться на SpaceShipTwo от Вирджин Галактик. Хотя есть слухи, что Джефф Безос, чтобы насолить своему конкуренту в лице Бренсона, может снизть цену до 150.000 Долларов.
Цель в обеих случаях поднять туриста выше линии Кармана (100 км). Преодолевший ее получит вот такой знак от Федерального Агенства по Авиации США и будет носить звание коммерческого астронавта.
2) Следующий тип космического путешествия Орбитальные полеты : Вокруг Земли за 90 минут или дорогой Гагарина.. Тут настоящий старт , ракета на стартовом столе в белых клубах кислорода, сам турист в скафандре, пуск на низкую орбиту 200+ км над Землей и чуть ли не несколько дней на орбите.. Старт и возвращение - все как у взрослых. Может даже придется перед стартом пройти медкомиссию и изучить устройство корабля и какие кнопки нажать для экстренного возвращения, если Командир Корабля скоропостижно... Весь полет под руководствомм настоящего Космонавта/Астронавта. Если повезет с погодой /облаками, можно сделать красивые фото всей нашей планеты для инстаграмма, передать привет по whatsappy "Диа Мери, пролетая над Череповцом Нью Орлеаном, шлю тебе горячий поцелуй" . Цена удовольствия уже десятки миллионов Долларов .
3) Полет с пребыванием на МКС . Только для настоящих Олигархов. Полет на МКС и неделя там. Полный Эксклюзив. Пока предлагается вместе с ночевкой в сибирской тайге, бултыханием в холодном озере/Черном море, изучением русского языка, особенно фразы типа "Na Zdorovie", секретов борьбы с похмельем , измерением широты русской души, изучением конструкции русского чудо корабля Sojuz -TMA, и потерей почти года жизни на это все. Дорого. И похоже пока предложений на рынке нет, так как вроде бы все места на Союзе расписаны на год вперед. Для оценки, если кто-то хочет прикинуть на себя сообщу, что NASA покупает места на корабле Союз у РосКосмоса для своих астронавтов по цене 85 миллионов Долларов за место. А тут еще неделя на МКС. В общем на круг около 100 миллионов.
В моем понимании количество потенциальных желающих для 1) естественно больше всего. Молодых брокеров/стартаперов сейчас очень много и годовые бонусы в 2-3 миллиона в инвест банках имеют место быть. И для первой сотни полетевших это можно будет легко продать, все таки положение Звезды Инстаграмма /Герой вечеринки этот полет гарантирует. Но вот когда число слетавших перевалит за 500-1000, ИМХО продавать такой полет будет сложнее , ибо эксклюзивность расстает, а само 10 минутное от силы путешествие... В общем не факт, что все будут фанатеть. Но можно устраивать благотворительные лотереи с билетом по 100 Долларов в качестве приза - полет, ну и 20% сборов на борьбу с изменением климата.
Уважаемые Аналитики предвосхищают, что инвестиции в развитие рынка Космического Туризма составят за тридцать лет (2000-2028 гг) 11,8 млрд Долларов, а основным сегменнтом будет именно суборбитальные полеты или как написано в п. 1 "прыжковые":
а вот оценка собственно рынка и его роста в следующем десятилетии. Ожидается просто бум - оборот в год до 3 млрд. Долларов (правде все оценки были сделаны до эпидемии КОВИД-19).
Хорошо, с Суборбитальными полетами все ясно, а вот Орбитальные?? Вроде бы действительно НАСТОЯЩИЙ ПОЛЕТ В КОСМОС. Без Дураков. Но у меня вопрос, а сколько витков туристу имеет смысл делать?? Учитывая, что цена хоть за 2 часа полета, хоть за 5 суток практически неизменна?? Что-то подсказывает, что максимальная программа кроме фотографирования должна включать космический обед (ну может еще и ужин) , и не уверен, что сон.. Ну может придумают пару занимательных экспериментов на тему невесомости, чтобы занять туристов на борту, потом право передать подчиненным привет с орбиты. Но когда я слышу про до 5 дней, то задаюсь вопросом: "Вы в своем уме?" Кабина Драгона (а это сейчас лучшее и самое комфортное, что вообще доступно) это пещера!!! Даже по сравнению с самолетом 30-х годов,
Потом извините пообедав, надо избавиться от съеденного, и обычно публика которая имеет такие гроши на полет, занимается этим в личной туалетной комнате размером в 50 м2 и на золотом унитазе с подогревом сиденья и подсветкой.. Да еще прием ванны (ну хотя бы 2 раза в день)..
А протираться салфетками?? и справлять нужду в этот гофрошланг??. а если у нас девочки решили слетать?? или они летят отдельно Специальным Женским Рейсом??
В общем пока у меня пока тут вопросы. Конечно, на фоне Роскосмоса с Союзом , тут Маск с Драгоном будет и комфортнее и привычнее, без овладения русским языком, глубоких медкомиссий и полетов в центр Средней Азии с поездкой по остаткам асфальта в пустыне, с вебрлюдами идущими по шоссе, и общения с неулыбчивыми ВОХР-тетеньками. И на это все, заметьте, еще уйдет целый год жизни космотуриста ..
Учитывая , что слетавшие Драгоны и Бустеры надо как то утилизировать, то идея бизнеса просто шикарная. Осталось только сформировать пакет, чтобы озверевшие в полете от скуки туристы не стали требовать организаторов тура к ответу.
Роскосмосу с Союзом я бы вообще порекомендовал больше чем на 6 часов с туристами не летать, Смотрите его размеры: внешние диаметры отсеков меньше, чем внутренние диаметры у Драгона!!
И программа простая : взлетели, осмотрелись по сторонам, накрыли поляну, вздрогнули, готовимся к посадке.. Ибо мой личный опыт нахождения в Союзе (макете), говорит , что космонавтам платят такую зарплату совсем не зря.. Хотя отдельные блоггеры в ЖЖ считают , что полет туристов на Драгоне будет выглядеть так :
Но боюсь, уже после первого же примерочного посещения капсулы - компания разместившая такое фото в виде рекламы , тут же бы получила иск за недостоверную рекламу..
Если вернуться на Байконур, есть сомнение, что с текущим ценообразрованием, РосКосмос повезет в космос кого то другого кроме детей российских Олигархов и Звезд нашей эстрады. Правда, недавно сам Рогозин обещал в ответ Элону Маску снизить цены на пуски аж на 35%..
Про 3й вариант , говорить не буду, там вообще тема международно-космическая, как я понимаю, туриста надо считать космонавтом со стороны РФ, и тогда он займет место кого то из российских космонавтов-ученых, да и наши космонавты сейчас летают на МКС по программе 3-4 месяцев минимум. Может в будущем, если Роскосмос наконец запустит долгожданный модуль "Наука" и места станет побольше, а НАСА вместе с Спейс Х начнут возить своих Астронавтов на Драгоне и таким обрахом освободятся места на Союзах. Кроме того, отметим, что НАСА давно вынашивает планы коммерциализировать МКС и начать не только тратить, но и зарабатывать там деньги. Например, НАСА проработало проект использования надувных модулей , созданных компанией Bigelow, для того, чтобы увеличить полезное пространство на МКС - такой модуль выводится в свернутом состоянии на грузовом корабле Драгон, пристыковывается канадской рукой-манипулятором к МКС и после этого развертывается. Тест первого такого модуля успешно прошел и он сейчас в составе МКС. Правда, к сожалению, компания Бигелоу обанкротилась.
В общем все может быть в будущем ,а пока всем желающим полететь туристом в Космос простые советы - беречь здоровье и копить деньги..
:-)
Если Вам интересны рассказы о космосе и спутниковой связи, френдите , автор старается регулярно писать на эту тему что то свое, имеющее авторский взгляд, а не заниматься перепечаткой чужих статей и постов..