В издательстве Европейского университета в Санкт-Петербурге в рамках научного издания вышла книга Стивена Эпштейна "Генуя и генуэзцы. 958-1528" (ориг. "Genoa and the Genoese, 958-1528", 1996 г.), пер. с англ. И.Д. Травина, науч. ред. А.А. Знаменского.
Книга американского историка (профессора университета Колорадо в Боулдере и Канзасского университета) посвящена средневековой Генуе - важнейшему коммерческому центру не только в Италии, но и всей Европы в X-XVI веках.
Автор прослеживает судьбу города на протяжении долгого времени, рассказывая об основных политических акторах Генуи, о важнейших семейных кланах, влиявших на городскую жизнь, о войнах с соседями, колониальных экспедициях, острых внутренних конфликтах, развитии бизнеса, благотворительности, формировании государственного долга.
История этого города представляет огромный интерес - особенно для тех, кто хочет понять, как из позднего Средневековья и эпохи Ренессанса вырастал современный мир. Исследования европейской модернизации невозможны без анализа генуэзской морской торговли и экономических институтов, возникших в Генуе.
Читатель узнает, как постепенно из генуэзской торговли рождалась сильная экономика, как укреплялись местные политические институты и как город формировал ту базу, которая станет потом основой европейской модернизации.
Рассматривая книгу в контескте изучения истории пиратства, открыл для себя один интересный и забавный факт.
"Позднейшая порция свидетельств о ранней генуэзской экономике касается decima maris (лат. "десятая часть от моря" - прим.), общепринятой десятины, которую генуэзцы выплачивали своему епископу (а с 1133 года архиепископу)".
Согласно регистру архиепископских доходов, все генуэзские торговцы и владельцы кораблей, вернувшиеся из Утремера (латинской Сирии), Александрии, Романии (византийских земель), Барбарии (западного Магриба), Африки, Туниса, Беджаи и Альмерии обязаны были уплатить корабельную десятину (22,5 солида за корабль).
"Около 1145 года некий Алессандро Аввокато отказался выплачивать архиепископу десятину за галеру с Сицилии, так как, по его словам, он занимался в Романии пиратством, а не торговлей".
Пираты не платили налогов по причине того, что их прибыль считалась добытой нечестным путем.
Феерично! Достаточно было объявить себя пиратом - и владелец корабля считал себя вправе не платить налог по прибытии в Геную. И даже не стеснялся признаваться в этом. Грань между торговлей и пиратством была настолько тонкой, что аморальным выглядел не сам факт пиратства, а использование доходов, добытых нечестным путем.
А что, так можно было?..