Знаковое событие произошло в отечественной историографии морского разбоя и пиратства. В 2020 г. в издательстве "Крига" (Санкт-Петербург) вышла новая работа Андрея Фёдоровича Кофмана "Революция по пути в Эльдорадо: Хроника солдата Франсиско Васкеса о мятеже Лопе де Агирре".
Книга известного историка и филолога-ибериста Андрея Кофмана посвящена самой знаменитой из всех экспедиций, предпринятых в поисках Эльдорадо: той, что отправилась из Перу в 1560 г. вниз по течению Амазонки. Эта экспедиция, представлявшаяся её командующему дону Педро де Урсуа чуть ли не увеселительной прогулкой, превратилась в кровавый кошмар, главным героем которого стал никому не известный пожилой солдат Лопе де Агирре. В результате его заговора Педро де Урсуа был убит, и дальше события развивались так, что поистине диву даёшься, насколько эта маленькая революция оказалась похожа на грядущие великие революции - английскую, французскую, русскую… Эти события отражены в ряде хроник, созданных самими участниками похода, из которых самая полная и обстоятельная - реляция солдата Франсиско Васкеса, озаглавленная "Открытие реки Амазонок". Однако одной этой хроники недостаточно, чтобы объективно оценить события.
В данной книге собственно хроника Васкеса сопровождается фрагментами других текстов, которые представляют другую точку зрения на ключевые события. Текст хроники обрамлён предисловием и послесловием. Из предисловия читатель узнает, что послужило стимулом экспедиции, а также перипетии судьбы Лопе де Агирре до 1560 г. В послесловии даётся психологическая характеристика Лопе де Агирре, воплотившего в экстремальном выражении тип личности конкистадора.
Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, включая старшеклассников.
Андрей Фёдорович Кофман (род. в 1954 г.) - доктор филологических наук, заместитель директора по научной работе Института мировой литературы РАН, заведующий Отделом литератур Европы и Америки Новейшего времени. Специалист в области истории, литературы и фольклора Латинской Америки, автор многочисленных монографий и публикаций по этой теме. Одну из его работ, двухкилограммовый фундаментальный труд "Под покровительством Сантьяго. Испанское завоевание Америки и судьбы знаменитых конкистадоров" 2017 г. (1032 с.), я уже рекомендовал читателям в качестве первого и уникального издания, воссоздающего в достаточно полном объёме историю испанского завоевания Америки, богато иллюстрированного старинными картами, гравюрами и рисунками из индейских рукописей
https://vpk-const.livejournal.com/24620.html Не менее яркой, иллюстрированной и интересной станет для вас и новая книга А.Ф.Кофмана "Революция по пути в Эльдорадо". Главная ценность издания состоит в том, что это первая в отечественной историографии работа, посвящённая мятежнику, пирату, тирану и конкистадору XVI века Лопе де Агирре. Основным достоинством книги является полная публикация в переводе А.Ф.Кофмана хроники солдата Франсиско Васкеса "Открытие реки Амазонок. Правдивая реляция о том, что произошло во время экспедиции в страны Омагуа и Дорадо, на поиски коих по велению вице-короля маркиза де Каньете отправился губернатор Педро де Урсуа из Перу по реке Амазонок, иначе называемой рекою Мараньон, каковая берёт начало в Перу, а впадает в море около Бразилии. В реляции также рассказано о мятеже дона Фернандо де Гусмана и Лопе де Агирре и о жестокостях, совершенных сими гнусными тиранами".
Основой предлагаемой книги послужила работа "Lope de Aguirre. Cronicas. 1559 - 1561" Barcelona, 1981 г.
Поэтому, помимо самой хроники, впервые под одной обложкой собраны фрагменты других текстов участников и летописцев путешествия, раскрывающие ключевые события в различном восприятии. Согласитесь, редко такое случалось, чтобы семеро участников одной экспедиции оставили о ней свои воспоминания. По слова А.Ф.Кофмана, такой взрыв литературного творчества объясняется вполне земными причинами: "Все кто выжил в том походе, вольно или невольно оказались вовлечены в безудержный мятеж против короля, и всем им надо было оправдаться перед колониальными властями". Ибо тот поход сопровождался кровавыми разборками, грабежами, прибрежным пиратством и морским разбоем не столько против коренных индейских племён, чем во времена открытия Нового Света никого не удивишь, а преступлениями против самих колонистов, бунтами против Короны. И как вы понимаете, лучшим произведением из этого документального цикла является "правдивая реляция" Франсиско Васкеса "Открытие реки Амазонок". Фрагменты воспомнинаний других участников будут не только дополнять основную картину описываемых событий, но и где-то подправят рассказ Васкеса, вступят с ним в противоречие или даже в открытую полемику.
Любопытно, что пиратологи, пиратоведы и прочие популяризаторы истории пиратства до сих пор упорно игнорируют личность Лопе де Агирры, не видят в нём ни морского разбойника, ни форбана, ни грабителя, ни пирата. Хотя по всем канонам пиратского жанра, установленным древнеримскими законами и статутами, Лопе де Агирре не просто "враг рода человеческого", а "Гнев Божий", как он сам себя называл. Ему просто не повезло попасть на страницы хрестоматийных пиратских источников А.О.Эксквемелина и Капитана Чарльза Джонсона, или быть упомянутым в первых трудах о пиратах И.В. фон Архенгольца и Чарльза Элмса.
Удивительно, но историки-пиратоведы игнорируют разбойника, банда которого шла в атаку под "чёрным знаменем, на котором были изображены два скрещенных окровавленных меча"! И это в 1561 году, за 140 лет до первого чёрного пиратского полотнища, используемого Эммануэлем Винном в 1700 г.! Игнорируют грабительский налёт "мараньонцев" (так сами себя называли участники похода) на остров Маргарита, захват нескольких торговых кораблей и разграбление целого города, что ничем не отличается от многочисленных похожих примеров из хрестоматийной истории пиратства! В конце концов, пиратоведы игнорируют планы банды Агирре разграбить Номбре-де-Дьос (за 10 лет до Фрэнсиса Дрейка), захватить Панаму (это за 110 лет до Генри Моргана), а также декларацию Агирре о намерениях дать оружие и свободу неграм-рабам, чтобы они присоединялись к банде (за 160 лет до появления в Европе информационной фейк-бомбы(!) о пиратской республике Либерталии, в которой люди всех рас и национальностей признавались свободными гражданами). Причём такая форма свободы, как мы знаем, широко практиковалась и в пиратских маргинальных сообществах.
Многие события, описывемые Васкесом в хронике, удивительным образом находят отражение и перекликаются с фактами жизнеописаний в "библии" пиратства Капитана Чарльза Джонсона 1724 г. Невольно задумаешься о компиляции и источнике вдохновения для многочисленных выдуманных пиратских эпизодов в книге Джонсона. И как тут не вспомнить методологический принцип философа Маркса со ссылкой на философа Гегеля о том, что история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса. Уверен, что читателей, хорошо знакомых с книгой Джонсона, в процессе чтения хроники Франсиско Васкеса не будет покидать ощущение схожести сюжетных линий, происшествий и пиратских преступлений, многим из которых, упомянутым в книге Джонсона, до сих пор не найдено документального подтверждения.
Справедливости ради стоит отметить, что это не первая публикация реляции Франсиско Васкеса. В 2009 г. она уже выходила в книге А.Ф.Кофмана "Конкистадоры. Три хроники завоевания Америки", успевшей превратиться в библиографическую редкость. Аналогичная судьба редкого и ценного издания уготована и новой публикации реляции Франсиско Васкеса, т.к. тираж настоящей книги не превышает 1000 экз., что исключительно мало для многочисленных любителей истории колониализма, истории географических открытий и исследований, и конечно же для любителей истории морского разбоя и пиратства. Особенно книга А.Ф.Кофмана станет дорогим подарком для тех, у кого в библиотеке уже есть издание 1963 года "Открытие великой реки Амазонок. Хроника и документы XVI века о путешествиях Франсиско де Орельяны". Поверьте, из них выйдет замечательный двухтомник об увлекательном открытии европейцами великой реки Амазонок. Правда, тираж первого тома будет 50 тыс. экз., а второго, как я уже говорил, 1000 экз.
Пользуясь многочисленными историческими трудами, главными из которых являются конечно же работы А.Ф.Кофмана, в своём блоге я уже приступил к воссозданию жизнеописания пирата Лопе де Агирре. Но в свете появления новой книги "Революция по пути в Эльдорадо", некоторые события, ранее описанные в блоге, приобрели новое звучание и толкование. Так, в части IX "el Loco, el Tirano, el Peregrino"
https://vpk-const.livejournal.com/27581.html на основании реляции Васкеса мною утверждалось, что войско фрая Франсиско Монтесиноса, подойдя к острову Маргарита на шлюпках и пирогах с желанием дать отпор банде Агирре, "вместо высадки устроили словесную баталию и издали переругивались с пиратами, "обзывая их предателями и прочими скверными словами, а те отвечали им тем же". Вдоволь накричавшись, доблестная армия Монтесиноса погрузилась обратно на корабль и пустилась в обратный путь в Маракапану, так ничего и не добившись".
Теперь же, благодаря новой работе А.Ф.Кофмана, читатель получил возможность сравнить события, описанные Васкесом, с трактовкой и описанием конфликта со слов другого участника, Педро де Монгиа, которого Агирре предварительно послал с небольшим отрядом захватить корабль Монтесиноса; но Монгиа вместе с остальными участниками отряда перешёл на сторону Монтесиноса и принял непосредственное участие в освобождении острова от пиратов.
Позволю процитировать тут небольшой фрагмент штурма острова из "Краткой реляции о самом важном, что случилось во время экспедиции губернатора Урсуа и о мятежнике Лопе де Агирре" 1561 г. Педро де Монгиа (перев. с исп. А.Ф.Кофман):
"Доминиканец (фрай Франсиско Монтесинос - прим. моё) приказал сжечь стоявшие у берега корабли мятежников, для чего были приуготовлены (тут у издателей опечатка, правильно "приготовлены" - прим. моё) зажигательные снаряды, но увидев такую опасность, тиран погнал всех своих людей на защиту судов. Стало ясно, что мы не сможем подойти к кораблям, не рискуя жизнями наших людей, ибо мятежники палили из аркебуз не переставая, и пороха у них было в избытке, тогда как у нас и людей, и аркебуз, и пороха, и прочей амуниции - всего недоставало.
Тогда мы начали стрелять из пушек по кораблям тирана, надеясь причинить им повреждения, но из этого мало вышло толку, и доминиканец передал приказ об атаке индейским лучникам, стоявшим на вершине холма в лиге от города. Около сотни индейцев при поддержке огнём с моря пошли в наступление, не убоясь аркебузных выстрелов, и обрушили на мятежников град стрел, и причинили бы немалый ущерб противнику, если бы тиран не послал на подмогу пехотинцам конницу, которая обратила индейцев в бегство...".
Как известно, в первые годы знакомства с европейцами индейцы испытывали панический страх перед лошадьми и ужас перед всадниками, которые им казались единым мифическим существом. Поэтому победы в военных конфликтах с туземцами ковались во многом благодаря кавалерии.
В который раз повторюсь, любители истории морского разбоя и пиратства несомненно получат массу удовольствия от знакомства с новой книгой А.Ф.Кофмана "Революция по пути в Эльдорадо: Хроника солдата Франсиско Васкеса о мятеже Лопе де Агирре".
Приятного чтения!