Как-то давно я уже писал про
скоростные яхты по имени Winchester, но они были далеко не единственными яхтами такого типа. Богачи США в те годы любили соревноваться скоростью своих яхт и на историю одной из таких гонок меня как-то навел
ezyk091978. В 1904-м году один из внуков Конелиуса Вандебильда,
William Kissam Vanderbilt на своей яхте Tarantula соревновался с сыном железнодорожного барона Гульда,
Howard Gould на его яхте Niagara IV. Tarantula была первой после Турбинии гражданской яхтой с паровыми турбинами. Ее построила фирма Ярроу в 1902-м году для английского полковника и политика по имени
Harry McCalmont, но полковник умер до того как он ее успел получить и Вандербильд перекупил ее. Яхта была построена на корпусе похожего на миноносцы которые Ярроу строила для всего мира. Ее водоизмещение было 123т, длина 46.5м, ширина 4.7м и осадка 2.1м. В движение ее приводили три турбины Парсона общей мощностью в 2500л.с. Необычными были винты - на каждый из трех валов были одеты по три винта небольшого диаметра. Максимальная скорость в разных источниках указывается разной, от 23-х до 26.5 узлов.
Перегнав свою новую игрушку в США, Вандебильд не мог не похвастаться ей и в какой-то момент он заключил пари с Гульдом на $10000 ($288000 в современных долларах) на тему того чья яхта быстрее. Яхта Гульда - Niagara IV - была значительно менее впечатляющая чем Вандербльдская. Построенная из дерева, водоизмещением в 50т, у нее были стандартные на тот момент паровые машины тройного расширения. Гонка была устроена в Лонг Айландском заливе под эгидой New York Yacht Club. На круговой дистанции в 39 миль яхта Гульда опозорила более продвинутую яхту Вандербильда и закончила гонку на целых 3.5 минуты быстрее, показав скорость в 21.58 узлов, а Тарантула только 20.95 узла. Такого позора Вандербильд пережить не мог и он начал работать над улучшением характеристик своей яхты. Оказалось что если снять один из трех винтов на каждом вале, то скорость только увеличивается, а если снять и второй то она не падает. Вторая гонка была назначена на 15-е сентября 1905-го года. В этот раз на дистанции в 40 миль Тарантула обогнала Ниагару на 2 минуты 59 секунд со скоростью в 22.16 узла. Честь была восстановлена :).
Вандербильд владел своей яхтой до 1914-го года и использовал ее в роли водного такси для передвижения по Нью Йорку (из-за перекоса в сторону скорости внутри нее было не особо много места для апартаментов, так что для длительного проживания она не подходила). При чем Тарантула была "знаменита" в водах Нью Йорка тем что она ходила с большой скоростью и ее кильватерная волна создавала проблемы для всех остальных. В итоге все закончилось судом и Вандербильда обязали оплатить все повреждения которые он насоздавал (конечно имея состояние в несколько миллиардов долларов в современных деньгах, это для него большой проблемой не было). В 1914-м году ее купил канадский миллионер Jake Ross (тот же самый что купил яхту Winchester III) для пополнения свеже созданного канадского флота. Проблема этого была в том что с началом ПМВ США ввело эмбарго на продажу потенциально военных кораблей для воюющих сторон, и обе яхты попадали под это эмбарго. Обе яхты были секретно подготовлены к переходу в Канаду и в сентябре 14-го года перешли в Галифакс с гражданскими командами и за $1 каждая проданы канадскому правительству. Winchester III стал HMCS Grilse, а Tarantula стала миноносцем HMCS Tuna. На нее установили одну трех-фунтовую пушку и два 14" торпедных аппарата. Jack Ross был назначен ее командиром. Миноносец использовался в роли сторожевого корабля на подходах в Галифаксу. В 1917-м году у него произошла поломка турбин и из-за неэкономичности ремонта его поставили на прикол и продали на металл летом 1918-го. С корабля сняли все важное, а сам корпус простоял в Галифаксе до 30-х годов.
Фотографии из разных источников.
1. Яхта Tarantula, 22 августа 1903-го года
From Historic New England2. Соперница Тарантулы - яхта Niagara IV во время одной из двух гонок. Видно что экипаж прижимается к палубе что бы не создавать лишнего сопротивления. На сколько это помогало на 21-м узле, это отдельный вопрос :).
From The steam yachts: an era of elegance3. Еще одно фото Тарантулы. В данном случае без даты.
From CHARLES MILLER LTD4. Tarantula после перестройки. С этим фото не совсем понятно - тут она вообще похожа на миноносец. Когда и зачем она была перестроена я не нашел. Фото датировано 20-м июня 1907-го года, но меня не удивит если дата не правильная и это уже 1914-й год, перед перегоном в Канаду (флаг на фото еще американский).
From Historic New England5. HMCS Tuna. Фото не очень качественное, но кажется что на него поставили бугельные торпедные аппараты в районе второй трубы.
From Wikipedia Статьи на тему
6. Описание яхты Тарантула:
Turbine Yacht Tarantula - The Rudder, Volume 15
7.
8. Статья про первую гонку:
Niagara IV defeated Tarantula - Sail and Sweep, Volume 3
9. Статья про вторую гонку:
Some winners in the recent powerboat races on the Hudson - Scientific American, Volume 93
10.