Чемодан без ручки

Feb 27, 2018 22:36

В начале эпохи броненосцев, в 1870-е годы, многие второстепенные и третьестепенные флоты вложили большие, по их меркам, деньги в строительство броненосцев. К сожалению для них, прогресс военно-морской техники в те времена был таким, что всего за 10-15 лет эти корабли устарели на столько, что оказались совершенно бесполезными. Но так как корабли были еще относительно новые, хоть и бесполезные, многие из них озаботились их модернизацией. Турки, например, перестроили казематный броненосец Mesudiye в башенный броненосец второго класса в 1904-м году, а барбетный броненосец Asar-i Tevfik в нечто с более современной артиллерией в 1907-м году. Даже первостепенные флоты попробовали такие переделки, французы перестроили барбетный броненосец Requin в башенный ББО, а итальянцы полностью перестроили броненосец Enrico Dandolo. В России тоже был проект перестройки Петра Великого и Екатерины II во что-то более современное, но иx в жизнь не воплотили.

Не миновала эта идея и португальцев. Они заказали в 1875-м году у англичан свой единственный броненосный корабль - корвет Vasco da Gama, который получили в 1878-м году. Этот небольшой броненосец имел водоизмещение 2384т и был вооружен двумя немецкими 260мм-ми пушками в центральном каземате и одной 150мм пушкой на корме. Бронепояс был сделан из железной брони и имел толщину 230мм в центре и 100мм в конечностях. Каземат был защищен 250мм броней. Скорость была не впечатляющей - 10.3 узла. Даже когда он был новым, его данные не впечатляли, а к концу 19-го века, флагман португальского флота стал совершенно бесполезен. Еще в 1890-м году португальцы обсуждали его модернизацию, не деньги на это нашли только в 1901-м году, когда его послали в итальянское Ливорно, где на верфи Орландо его полностью перестроили. Корпус был разрезан и в него вставили 10 метров по середине, из-за чего водоизмещение выросло с 2422т до 3215т. Центральный каземат убрали полностью и вместо старой артиллерии поставили две 8"/40 пушки Армстронга в спонсонах в районе носа и одну 6" скорострельную пушку на корме. Броню заменили с железной на стальную. Двигатели тоже полностью заменили и вместо 8 узлов до ремонта, после реконструкции он дал 13.2 узла стабильно и 16 узлов максимально. За это португальцы его оптимистично переклассифицировали в "крейсер".

Не смотря на то что в итоге получился симпатичный, внешне, корабль, с точки зрения боевой эффективности он был бесполезен. Ведь вооружение у него было примерно равно канонерским лодкам типа Кореец 1880-х годов постройки и против даже легкого крейсера тех времен он бы долго не продержался. Ибо систем управления огнем у него не было, а с бортовым залпом в одно 8" и одно 6" орудие куда-то на дальней дистанции не попадешь. Собственно об этом писала даже португальская пресса тех времен - газета "Diário Ilustrado" начала статью под названием "O Vasca da Gama" фразой: "Скандальная военно-морская миссия, свидетельствующая о превращении броненосного корвета Васко да Гама в единицу без классификации в военно-морском искусстве или какой-либо военной ценности." (гугл перевод из португальского :)). Цену перестройки португальского броненосца я не нашел, не смотря на длительные поиски, но с такими обильными переделками, вряд ли он стоил сильно меньше новопостроенного корабля похожего водоизмещения. Собственно все переделки такого рода в итоге получались второсортными боевыми единицами за большие деньги. Если смотреть на дату модернизации и результат полученный в итоге, ни одна из модернизаций не принесла большого толку. Лучше бы эти деньги потратили на что-то более современное, хоть и меньшего размера. А да Гама дожил в роли флагмана аж до 1933-го года когда он успел во второй раз устареть до полной бесполезности.

Кстати, никто не видел чертежей/рисунков на да Гаму после перестройки?

Фото в основном из Arquivo Municipal Lisboa, но есть несколько из других источников. Хорошо кликабельно.

1. Vasco da Gama на полном 15.5 узловом ходу после перестройки. Не смотря на его посредственные технические характеристики, у итальянцев получился симпатичный корабль.



2. Vasco da Gama до перестройки. Судя по номеру фотографии в архиве, это фото с мероприятия 1898-го года, из которого были большинство фотографий из прошлого поста. На заднем плане какой-то миноносец.


3. Еще одно фото корвета до модернизации. Тут дату не знаю.


4. Плохенькая фотография с кормы. Дату тоже не знаю.


5. Внутренности каземата с двумя 260мм пушками


6. Рисунок корвета сбоку


7. Модель корвета из Морского музея в Лиссабоне


8. Рисунок да Гамы после перестройки


9. Vasco da Gama во Франции. Дата не указана.


10. Фото из итальянских архивов, наверное сделано в Италии во время сдаточных испытаний


11. Еще одно фото без даты.


portugese navy, wikipedia, portugese archives, ships, blogs

Previous post Next post
Up