Мария Константиновна Башкирцева (24 ноября 1858, село Гавронцы, Полтавская губерния - 31 октября 1884, Париж), в семье местного предводителя дворянства Константина Башкирцева и Марии Бабаниной. Одна из первых женщин, учившихся в Академии Жулиана в Париже, талант и успех которой был отмечен на парижских Салонах. Ее картины висят в лучших музеях мира.
Зонтик (фрагмент). Мария Башкирцева. 1883 год
Мария Башкирцева (1858-1884), оказавшаяся в Европе после развода родителей (мать увезла ее из дворянского имения под Полтавой), была разносторонне одаренной и жаждала признания и славы. Она удивляла работоспособностью учителей в парижской Академии Жюлиана и получала награды за выставленные на салонах произведения.
В студии. Мастерская Жюлиана. Мария Башкирцева. 1881 год
Успехи в академической среде не принесли Марии удовлетворения, в своем дневнике она не раз сетует на ограниченность возможностей женщины, неполноценность получаемого ею образования, спорные профессиональные перспективы:
Я обречена на одиночество или на посредственность женской мастерской. Здесь вас не толкают вперед, не поощряют, и вы гниете на месте. Ах, почему я только женщина?
Весна Апрель. Мария Башкирцева215.5 × 199.5 см , 1884 г.
Знаменитым «Дневником», который Мария вела с 12 лет, зачитывались лучшие умы эпохи. Премьер-министр Англии Уильям Гладстон в одной из своих публикаций в 1890 году назвал «Дневник» Башкирцевой одной из самых замечательных книг XIX века. Марина Цветаева, потрясенная дневником Башкирцевой, посвятила ей свой первый сборник стихов.
Совещание. Мария Башкирцева. 1884 год
Последний год жизни Марии Башкирцевой
Для очередного Салона Мария пишет картину «Сходка». Ее принимают, но Башкирцева недовольна - картина в развеске получает №3.
«Провести шесть лет, работая ежедневно по десяти часов, чтобы достигнуть чего? Начала таланта и смертельной болезни».
Девушка читает «Вопрос о разводе» Александра Дюма. Мария Башкирцева.1880, 130 × 98 см
В это же время Башкирцева вступает в переписку с Ги де Мопассаном: она просит оценить ее способность к писательству, подписываясь вымышленным именем. Мопассан деликатно отвергает попытки письменного диалога, но Башкирцева пишет второе письмо, и Мопассан отвечает ей, потому что ему «нестерпимо скучно», а письмо его все-таки задевает.
В ответ он рассказывает ей о своей жизни и расспрашивает о предпочтениях незнакомки. Схватка острых умов, фехтование именами и цитатами, остротами и саркастическими выпадами - в их переписке было все. Мопассан негодовал: после одного из его особо резких ответов Мария прекращает переписку.
Дина. Мария Башкирцева 61 × 50 см , 1883 г.
В январе 1879 года трое художников Академии - Лефевр, Буланже и Робер-Флери - присуждают Башкирцевой медаль конкурса, проводимого в мастерской. Что это означает для Марии - понятно из ее строк:
Если живопись не принесет мне довольно скоро славы, я убью себя, и все тут. Это решено уже несколько месяцев…
Портрет старушки (мадам Би )Мария Башкирцева55 × 45,5 см , 1880 г.
Здоровье ее дорогого друга, Жюля Бастьен-Лепажа, резко ухудшается: у него рак желудка. Да и сама Мария очень больна. Художники много времени проводят вместе, выезжают на прогулки. Потом прекращаются и они: чахотка прогрессирует. Художница не может ни ходить, ни работать.
Осень Мария Башкирцева 1884, 117 × 97 см
Если я не умру молодой, я надеюсь остаться в памяти людей как великая художница, но если я умру молодой, я хотела бы издать свой дневник, который не может не быть интересным.
Из «Дневника» Марии Башкирцевой. Май 1884 года. Марии Башкирцевой не стало утром 31 октября 1884 года.
Источник: Статья Юлии Воротынцевой «Обречена на одиночество или посредственность женской мастерской»: как художницы добивались успеха в дофеминистскую эпоху.
Статья проиллюстрирована изображениями картин из Интернета.
живопись искусство Этот пост был опубликован 4 года назад!
О чем еще автор писал 31 октября в разные годы