Рекорды установлены преимущественно на работы женщин-художников. Лондонская аукционная неделя, проходившая одновременно с ярмаркой Frieze, в сумме собрала $210,5 млн. По итогам серии посвященных искусству XX и XXI веков торгов был установлен целый ряд ценовых рекордов.
Трейси ЭМИН Что-то вроде облака крови. 2022 Фото: Christie’s
На вечернем аукционе Christie’s 13 октября созданная совсем недавно масштабная работа Трейси Эмин «Что-то вроде облака крови» при верхней планке эстимейта в $800 000 была куплена за $2,6 млн.
Трейси Эмин. Фото: alchetron.com
Эта цена стала рекордной для живописных работ художницы, но ее самой успешной продажей продолжает оставаться инсталляция «Моя кровать»: в 2014 году за нее отдали $4,3 млн.
Кровать депрессии
Апогеем демонстрации публике личных проблем Трейси Эмин стала инсталляция «Моя кровать».
Собственно, это кровать Трейси с неприятными желтоватыми разводами на мятых простынях, использованными презервативами, пустыми пачками сигарет, заношенными трусами с пятнами менструальной крови, пустыми бутылками из-под русской водки, противозачаточными таблетками.
В этой кровати, как утверждает художница, она провела несколько тяжелых дней во время приступа депрессии. Постель рассказывает, как бедная женщина безудержно пила, занималась сексом с кем попало, мочилась под себя и забывалась тяжелым сном.
Моя кровать © Трейси Эмин, Emin International
Произведение вызывало у зрителей чувство омерзения и тошноты, кто-то говорил о брезгливости, кто-то ехидно посмеивался. Однако в 1999 году Трейси присудили премию Тернера, а миллиардер Чарльз Саатчи купил «Мою кровать» за 150 тысяч фунтов - с тем, чтобы через некоторое время продать ее на аукционе уже за 2,5 миллиона.
Критики же были в восторге. Лиз Хоггард писала, что работа Эмин была шокирующей и, следовательно, невероятно важной, потому что «она сломала так много табу в плане трактовки женской телесности, сексуальности, стыда».
Работа исследует общий опыт депрессии через очень интимную призму, она как экспонат выставляет свое одиночество и тоску.
Когда кровать показывали в галерее Тейт во второй раз, в 2015-м, Эмин с грустью констатировала:
Еще в 90-е годы все было очень круто и шокировало публику, а теперь, я надеюсь, 15 лет спустя люди наконец увидят в этом произведении портрет молодой одинокой женщины и то, как время поражает всех нас.
Трейси Эмин. Фото: Facundo Arrizabalaga
«Моя кровать» рисует важное различие между демонстрацией и представлением. Этот объект - не изображение предмета, как его представляет живопись или скульптура. Это сам объект, который в то же время является искусством.
Если у Дюшана писсуар был назван «Фонтаном» и как бы поменял свою суть, у Эмин кровать осталась кроватью, и вся грязь была ее грязью и демонстрировалась как ее грязь и мусор.
Скомканные испачканные простыни валяются на кровати как поверженные знамена Трейси Эмин, проигравшей битву за счастье.
Этот пост был опубликован 2 года назад!
О чем еще автор писал 31 октября в разные годы