31 октября в 1632 году родился Ян Вермеер Дельфтский, голландский художник-живописец, крупнейший мастер нидерландской жанровой и пейзажной живописи и портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства.
У сводни. Фрагмент (автопортрет Вермеера?) Ян Вермеер • Живопись, 1656, Местонахождение: Дрезденская картинная галерея (Галерея Старых мастеров), Дрезден
Большинство его работ представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере, с небольшим числом фигур. Есть также несколько городских пейзажей. Практически отсутствуют (несмотря на широкое распространение в то время) сюжеты на религиозные темы.
По мнению современников Вермеера, художник пользовался камерой-обскурой для достижения совершенства в создании эффекта перспективы.
Мастерская художника (Аллегория живописи)Ян Вермеер • Живопись, 1660-е , 120×100 см. Местонахождение: Австрийский музей прикладного искусства, Вена
Выходец из семьи предпринимателя-торговца, Ян работал в Делфте. Как художник, вероятно, сложился под влиянием трагически погибшего при взрыве порохового склада талантливого мастера Карела Фабрициуса. Молодой Вермеер мог обучаться у «итальяниста» Леонарта Бреймера, с которым его семья поддерживала достаточно близкие отношения и бывшего в свою очередь учеником Рембрандта.
марка из Мини-блока Того 2014г. серии "Великие художники - Иоганнес Вермеер (2014)", №Mi:TG 5908-5911KB "Картины Яна Вермеера"
Начинающего художника 29 декабря 1653 года приняли свободным мастером в делфтскую гильдию Святого Луки, объединявшую живописцев всех жанров, мастеров стекольных и фаянсовых дел, ювелиров и торговцев картинами.
По условиям гильдии членство в ней предваряли 6 лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии (Леонарт Бреймер таковым являлся).
Огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте в 1652-61 годах.
Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермеера.
Ранние картины Яна Вермеера отмечены тягой к монументальности и возвышенности образов, и, кроме того, свидетельствуют о влиянии итальянского барокко («Христос у Марфы и Марии», «Диана и нимфы»).
Мини-блок Того 2014г. из серии "Великие художники - Иоганнес Вермеер (2014)", №Mi:TG 5908-5911KB "Картины Яна Вермеера"
Вермеер писал в год лишь по две картины, поэтому у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшемся ей в наследство после смерти мужа. Предполагается, что в этом заведении Вермеер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства.
В 1662-63 и 1670-71 годах он занимал должность декана гильдии художников, которая была очень почётной, а это говорит об авторитете Яна Вермеера в Делфте.
«Маленькая Улочка» 1657-1658 годы 54,3 х 44 Место нахождения: Рейксмузей (Амстердам, Нидерланды)
марка из Мини-блока Того 2014г. серии "Великие художники - Иоганнес Вермеер (2014)", №Mi:TG 5908-5911KB на марке картина Яна Вермеера «Маленькая Улочка»
Ещё при жизни художника за его картины платили очень хорошие деньги.
В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями живописца и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682 года находилось 19 картин художника.
Остаётся неизвестным, писал ли Вермеер под конкретные заказы меценатов или они просто получали право преимущественной покупки готовых произведений мастера.
Ян Вермеер являлся известным экспертом по вопросам искусства. Так, например, он был одним из тех, кому доверили установить подлинность коллекции венецианских и римских полотен, предложенных курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму I за 30 тыс. гульденов.
«Бокал Вина» 1658-1660 г.г. 77,7 х 79,6 Место нахождения: Берлинская Галерея Живописи (Берлин, Германия)
марка из Мини-блока Того 2014г. серии "Великие художники - Иоганнес Вермеер (2014)", №Mi:TG 5908-5911KB на марке картина Яна Вермеера «Бокал Вина»
В 1672 году Вермеер ездил в Гаагу, где давал заключение о стоимости картин вместе с другим художником Якобом Йордансом.
В присутствии нотариуса он опроверг подлинность коллекции и заявил, что в действительности коллекция стоит не более одной десятой от запрашиваемой цены.
К концу жизни экономическое положение художника значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты.
В результате начавшейся франко-голландской войны (1672-1679) замерла торговля живописью.
В своём ходатайстве о частичном списании долгов, датированном 30 апреля 1676 года, супруга Вермеера поясняла, что во время войны её муж был вынужден продавать картины по заниженной цене.
"Спящая девушка" 1656-57 г.г. Ян Вермеер Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Тяжелое материальное положение, вероятно, ускорило приближение смерти. Неизвестно, что произошло, острое заболевание, или неизбежная депрессия в связи с постоянными финансовыми проблемами, но здоровье художника стало ухудшаться.
Блок Того 2014г. из серии "Великие художники - Иоганнес Вермеер (2014)", №Mi:TG BL1002 на блоке картина Яна Вермеера "Спящая девушка", 2 500 CFA - Западно африканский франк
Скончался Ян Вермеер 15 декабря 1675 года в Делфте.