Предыстория
Поездка на Горный Алтай - это наша первое дальнее путешествие по просторам бескрайней России, которая стала возможной благодаря приобретению в феврале 2008г.
Toyota Caldina. Еще не улеглись эмоции от покупки первого автомобиля, не уплачены все долги, а мы уже собрались в дорогу. Ведь именно для этих целей он и попал к нам в семью. Раньше автомобиля и опыта автопутешествий не было.
В напряженном графике работы удалось вырвать 9 дней. Далеко от Томска на это время не уедешь. Изучив карты близлежащих регионов, выбрали два -
Хакасия и
Горный Алтай. Именно в них едет основной поток отдыхающих из Западной Сибири. Хакасия привлекает многочисленными озерами и археологическими памятниками, Горный Алтай - горами. Учитывая, что в горах мы не были, а таежно-болотистые пейзажи Западно-Сибирской низменности уже изрядно надоели, выбор пал на второе. Перед поездкой купили стол, палатку, спальники, газовую плитку, канистру под воду и прочий туристический скарб, взяли ноутбук, составили примерный маршрут по спутниковым картам и вот - мы уже в пути. Поехали вдвоем - Роман (Я) и Юля.
1.07.08 1-й день путешествия
Абсолютно ничем не выдающийся день. Забитый пробками
Новосибирск, бесконечная с обилием транспорта трасса
М52, десятки засад гаишников и затекшая с непривычки спина. Сумерки застигают нас под
Бийском. Не долго думая встаем на ночевку возле моста через
р.Катунь. Закат над
Катунью только поднимает настроение. Наши давние мечты путешествовать воплощаются в жизнь. Соседство с одиноким заброшенным домом навевало воспоминания о просмотренных фильмах ужасов, но только до тех пор, пока голова не попала на подушку.
2.07.08 2-й день путешествия
Дома маршрут на Горный Алтай мы начертили не мимо
Горно-Алтайска по
Чуйскому тракту, а через
Солонешное. Привлекла отдаленность от основного потока туристов.
По пути посетили
Белокуриху - здравницу Сибири, расположившуюся у подножия Саян.
Отдыхающие, глушащие после лечебных процедур пиво в кабаках или загорающие на газонах возле корпусов санаториев, впечатления не произвели. Все выглядит довольно скучно и уныло. Может быть, будь мне лет за пятьдесят, посмотрел бы на этот курорт по-другому. Ну а сейчас только пожалели о потраченном времени.
После
Белокурихи начали подниматься в долгожданные горы.
Пейзажи поменялись прямо на глазах.
После обеда мы находились на границе Алтайского края и Республики Алтай. Здесь находятся две достопримечательности. Первая и наиболее доступная -
Денисова пещера.
Она находится в 100 метрах от дороги и представляет больший интерес для археологов из-за стоянок в ней первобытных людей, чем для туристов.
Вторая достопримечательность -
водопады на р.Шинок. К ним идти сначала 8 км по грунтовой дороге до брошенного лагеря на
р.Шинок, потом 2 км по ущелью реки. Возможен вариант заброса на курсирующей до лагеря буханке или собственном джипообразном транспорте.
Буханку надо было ждать, а джипа у нас не оказалось, и Юля предложила прогуляться до водопадов пешком под видом пользы для здоровья. В результате прогулки по горам в 30-градусную жару здоровье было изрядно подорвано. Вернулись к машине только во втором часу ночи, сбив ноги в кровь. По пути были немного испуганы звериным ревом в лесу у дороги (сильно смахивающим на медвежий) и местным жителем, вышедшим нам наперерез из темноты на коне при ружье и собаке. Но оно того стояло, т.к. по пути мы посмотрели восхитительные пейзажи гор, ущелье
р.Шинок и, естественно, водопады.
Из-за нехватки времени не стали карабкаться к третьему, самому высокому водопаду. О чем в дальнейшем очень жалели. Поход к водопадам одно из наиболее любимых воспоминаний о поездке на Алтай.
Ночевали на
р.Ануй, случайно найдя неплохую стоянку в темноте.
3.07.08 3-й день путешествия
Утро прошло в отдыхе, залечивании мозолей и выкручивании
клеща из моего паха. Надежда, что эти паразиты остались в лесах Томской области, не оправдалась.
По плану мы должны были, минуя
Усть-Кан, проехать к
Тюнгуру. Но планы на то и существуют, чтобы не воплощаться в жизнь. Подвела машина. В 15 км за
Усть-Каном сгорел генератор. Точнее он сгорел раньше, но об этом мы узнали только сейчас, когда машина заглохла, т.к. своевременно не загорелась лампочка зарядки на приборной панели. В Томске за месяц до поездки генератор уже горел. Электрик божился, что все причины (связанные якобы с неисправной сигнализацией) он устранил. Как оказалось, нет.
В
Усть-Кан вернулись на галстуке за
Toyota Corona Premio местного жителя (мир не без добрых людей). В поселке с населением в 3000 человек всего несколько автосервисов и шансов найти генератор было немного. В голове уже обдумывалась поездка в
Горно-Алтайск за 250 км. Но судьба как устроила нам заподлянку, так и пришла на выручку. В автосервисе случайно оказался нужный генератор, который привезли кому-то под заказ на
Mark II. 3500 руб. перекочевало из нашего кошелька местным мастерам и через 2 часа мы отъехали от автосервиса в раздумьях - что делать дальше. Причина поломки генераторов не найдена. Ехать в более глухие районы опасно. Поэтому мы решаем выбираться на более оживленный
Чуйский тракт по дороге
Усть-Кан - Туэкта через
Ябоганский перевал.
Время клонилось к вечеру и мы встали на стоянку на
оз.Теньгинское. Это пресное озеро, спрятавшееся в небольшой долине среди гор от основной массы туристов. Здесь есть небольшая турбаза, куда приезжают, скорее всего, на рыбалку.
Нас интересовало только уединение и мы это здесь получили.
Перед сном палатку вместе с нами пытался утащить в озеро сильный ветер, показав незащищенность подобной конструкции перед ураганами. Пришлось переждать его в машине.
4.07.08 4-й день путешествия
Новый день принес идею, что генератор может гореть из-за старого аккумулятора, служащего 3-й год и неоднократно заряжавшегося. За аккумулятором мы отправились в районный центр
Онгудай. Но как-то не рассчитали время и приехали уже после закрытия магазинов. Заночевали недалеко от Онгудая на
р.Урсул.
5.07.08 5-й день путешествия
Вечером накануне, сидя у костра и слушая шум горной реки, мы пришли к мнению, что не стоит покидать Горный Алтай, только попав на него.
Просмотрев карты на ноутбуке, я присмотрел высокогорное плато у подножия
Курайского хребта по дороге на
Усть-Улаган. Туда мы и отправились сразу после покупки аккумулятора в
Онгудае.
Дорогу по
Чуйскому тракту подробно описывать не буду. Мы ни куда не спешили, наслаждались окружающими пейзажами за окном и много фотографировали.
В
Акташе свернули с
Чуйского тракта на
Улаганский тракт и поднялись на высокогорье по узкому ущелью, миновав
Мертвое озеро (оз. Чейбеккель) и
Красные ворота.
Улаганское плато находится на высоте 2000м над уровнем моря. Оно богато озерами, которые и были нашей целью.
Но попасть к озерам оказалось не так просто. Подъезды к одним озерам захвачены турбазами, чтобы попасть к другим понадобилась машина с хорошей проходимостью (из-за размытых после дождя дорог) и высоким дорожным просветом (из-за булыжников).
В итоге, чуть не застряв в грязи и поцепляв днищем и обвесами камни, мы отправились дальше по дороге на
Усть-Улаган.
Место для стоянки нашли на р.Кубадру после
Улаганского перевала.
На этот раз ночевали в соседстве с новосибирской семьей на
Toyota Probox.
Еще не конец. Продолжение в
следующей части.
Понравился пост и хотите еще?
Добавьте в друзья и следите за обновлениями журнала.
Фотографии из дневника "Горный Алтай 2008" с привязкой к спутниковой карте на картографических сервисах
Panoramio.com Содержание дневника "Горный Алтай 2008"
Часть 1. Водопады р.Шинок и Улаганское плато
Часть 2. Телецкое озеро и Чемал Похожие записи журнала
Горная Шория 2010 Полный каталог записей моего журнала смотрите
здесь.