То есть я хочу сказать, что многие подобные вещи нормально всеми воспринимаются, все это знают, но все играют в эти игры. Фактически люди опустили свои руки и думают - лишь бы не стало ещё хуже.
И правда заключается в том, что лучше не жить вообще, чем так жить. Вот и уходят люди, смертность растёт, так как не видят смысла в такой жизни, не видят выхода из сложившейся ситуации. И Григорий Петрович как раз и создаёт в некотором роде людям смыслы: при этом, справляясь со своими проблемами, люди, использующие его технологии, уже не считают, что раз кто-то лишает их законных прав и возможностей, то это повод с ними согласиться.
Я считаю, что человек в первую очередь должен почувствовать себя человеком, достойным нормальной жизни. Тогда он не будет мириться с плохим отношением к себе.
Корр.: Вы знаете, на мой взгляд, если бы эти идеи в такой интерпретации были донесены до людей, то, возможно, политическое движение Григория Грабового как-то развивалось по другому сценарию. Но здесь получается порочный замкнутый круг. Чтобы донести их до народа, нужны СМИ, а СМИ сегодня проводят прямо противоположную политику. Как можно всё-таки разбудить народ?
Светлана Комарова: Знаете, мне кажется должна проснуться просто такая здоровая злость. Это как Леопольд из мультфильма, который всё-время говорил: «Ребята, давайте жить дружно!», - но мало кто на него реагировал. Он пошёл и выпил озверина. Возможно, людям тоже надо выпить каплю-две этого лекарства, чтобы понять, что люди в Кремле мало обеспокоены их судьбой.
Корр.: Вам не кажется, что надо начинать с себя? Менять в первую очередь себя, а ситуация вокруг автоматически изменится. Во всяком случае, так утверждают психологические различные школы личностного роста, духовные и религиозные течения и т.д.
Светлана Комарова: Когда я говорю про здоровую злость, я говорю, прежде всего, именно про себя:)
Я уже повторяюсь - на мой взгляд, для начала человек должен разобраться: где он живёт? какие у него в этом обществе есть права? и что с этими правами он должен делать? Нас специально в эту ситуацию загнали, чтобы нас ничего не интересовало, кроме куска хлеба.
А действующая власть как раз периодически создаёт образ, на который люди злятся и выплёскивают своё недовольство жизнью. Это же недовольство нужно куда-то девать. Это проверенная временем технология, о чём мы с Вами уже говорили, - создают искусственно канализированный объект, на который можно сваливать все беды людей.
Такой образ врага ведь всё время создавался. Если взять небольшой отрезок времени, то в период НЭПа - это были кулаки (раз они живут лучше, значит враги для других, у кого совсем ничего нет), в период холодной войны - капиталисты, начало перестройки - проклятые партийные функционеры и т.д. Сейчас первый враг России, оказывается, Березовский, оказывается, всё из-за него в стране плохо. Не те, кто сегодня ещё остались в стране и воруют, а Березовский. Потом те, кто развязал войну в Ираке, - они, оказывается, первые враги России. То есть показывают каких-то внешних врагов, создаются образы, и они активно поддерживаются СМИ, и они отвлекают людей от истинных источников их проблем.
Или очень часто слышишь вопрос - а чем ты занимаешься? Надо зарабатывать деньги, надо то, надо это, то есть текущие дела отвлекают от понимания реальности. Я знаю очень много успешных людей бизнеса, которые сами раскрутили своё дело и своим трудом заработали деньги, что-то производят и создают. Но получается, что если человек не будет заниматься этими макропроцессами, он не гарантирован от того, что с его устойчивым, казалось бы, делом что-то не произойдёт. Почему я считаю, что каждый человек должен быть заинтересован в качественном управлении в стране и в качественном с точки зрения ценностей и направленности на жизнь составом людей, которые управляют.
Есть такая фраза: «если ты не занимаешься политикой, политика займётся тобой». Если они не вникают в эти процессы, они могут создать супер успешный бизнес, но в любой момент деньги могут быть просто выведены из страны. Сколько людей во время дефолта пострадало? Никто не гарантирован от повторения подобного, потому что нет морали во власти.
В моём понимании все люди каждый день занимаются политической деятельностью, они каждый день принимают какие-то волевые решения, делают выбор. И каждый такой выбор, он приводит к изменению внешней реальности. Как покупатели мы каждый день инвестируем и способствуем развитию экономики в том или ином направлении. Покупаем книги - растёт спрос на книжную продукцию, издательскую деятельность, покупаем пиво - стимулируем рынок алкогольной продукции и так далее.
Люди просто не придают этому значения. Но на самом деле каждый из нас довольно серьёзно влияет на внешнюю ситуацию. И я считаю, что если люди будут просто осознанно это делать, то это приведёт к изменению ситуации в целом в стране. Поэтому мы все всегда управляем реальностью - просто делать это надо осознанно, прослеживать последствия своих действий: к чему каждое из них может привести. Просто хотя бы иногда людям думать надо, хотя бы иногда… Вот и всё.
Корр.: Тем не менее с детства нас учили, что власть - это плохо, что надо скромно и прилежно трудиться, а не добиваться власти, что власть - это удел нехороших людей. Зачем нужна власть, чтобы реализовать идеи Г.П. Грабового?
Светлана Комарова: Власть - это механизм реализации идеи, это инструмент. Не власть ради власти. Реальная политика должна быть направлена на изменение существующего положения большинства людей в стране, она, по сути, должна менять саму власть, само это понятие.
В конце концов, власть в гражданском обществе должна обеспечивать социальные механизмы, то есть фактически этот аппарат нужен, чтобы создавать людям определённые социальные услуги и регулировать эту деятельность. Вместо этого люди у власти занимаются устройством своей жизни, по сути. И ещё при этом делают так, чтобы другие считали, что так и надо.
Проблема заключается в ценностях и смыслах тех людей, которые находятся у власти. А сегодня они больше всего боятся, что другим станет очевидно, кто они есть на самом деле.
А то, что «власть - плохо», может быть, это ещё один навязанный стереотип, чтобы добрые и послушные люди не рвались во власть?
Корр.: Пусть будет так: власть - это хорошо. Но вот была создана партия ДРУГГ - и что из этого получилось? Ту программу, которую она предлагала, в частности - закон о запрете смерти и вечной жизни - они сегодня воспринимаются просто как улёт от той реальности, в которой мы живём. Люди ведь даже не поняли, о чём идёт речь. Вы сами как это всё воспринимаете?
Светлана Комарова: Принцип неумирания - это всего лишь навсего выражение определённого качественного отношения к жизни вообще. Ведь что такое принцип неумирания? Это стремление сохранить жизнь на всё время, обеспечить её. Это значит, что всё, что мы делаем, мы делаем качественно.
Взять нововведения в здравоохранении: они борются за то, чтобы продлить жизнь на 5-10 лет. А почему не бороться за то, чтобы на вечность продлить жизнь? Ведь по сути речь идёт о векторе развития: бери по максимуму. Это как в бизнесе: хочешь заработать 100 тысяч? - мечтай о миллионе, не ошибёшься! Другие цепочки реализации выстраиваются, если ставить цели, соответствующие установлению вечной жизни, - это и равность прав вне зависимости от возраста, и качество отношений людей. Ведь как у нас часто можно наблюдать? Приезжает скорая к 80-летнему человеку, смотрят - трудно лечить - и говорят тут же: мол, а зачем? пожил ведь уже… И подобных примеров много. Если относиться к человеку как к вечному и вечноживущему, то очень многие действия в управлении, в том числе и в экономике, будут другими.
Корр.: Оставим пока тему вечности жизни, возьмём закон о запрете смерти. Ведь опять запрет чего-то, опять наказание за что-то. А если человек выбрал смерть? - это его право. Почему он не имеет право на неё, если ему хочется: пусть он и умирает.
Светлана Комарова: Не совсем всё так. Есть фраза в программе, где Григорий Петрович говорит о том, что если человек умирает, то это уже уголовное дело. Если взять любой факт умирания человека и рассмотреть, в связи с чем это произошло, то Вы как раз и увидите всё то, о чём я Вам говорила. Что человек своевременно не получил социальные услуги, своевременно не получил медицинское обслуживание, своевременно не были решены его проблемы и он не получил соответствующего воспитания и образования, и знаний о том, как их избежать и не болеть, и не умирать.
То есть из-за чего люди уходят из жизни? По большому счёту, из-за того, что они с ней - в таком виде, как она есть сейчас, - не согласны. Что такое умереть от старости? Это умереть от той же болезни, которая называется старость, когда в организме начинают прогрессировать определённые процессы затухания. Человек устаёт бороться с искусственно созданными для него проблемами. Одно дело, когда люди попадают в какие-то ситуации по собственной воле, другое дело - когда система его загоняет в такие ситуации.
Я считаю, что если с наших людей весь этот гнёт убрать, то они все супергениальные и талантливые, потому что выжить в этих условиях, ещё на что-то надеяться, не упасть духом, что-то творить и так далее может только гениальный антикризисный управляющий. Это на Западе. А у нас почти вся страна такая. У нас каждый глава семьи - это суперменеджер. Куда идёт энергия людей? На борьбу с этой внешней агрессивной средой. Самое ужасное, что она создаётся искусственно, в том числе и в каких-то стереотипах, которые мы навязываем своим детям.
Вот родители говорят - ты должен учиться, чтобы зарабатывать на жизнь, чтобы купить квартиру, машину и т.д. Да не для этого ему надо учиться, а для того чтобы заниматься своим любимым делом, стать успешным и делать то, что приводит к развитию окружающей реальности на благо всех.
И потом ведь запрет смерти, по сути, в нашем обществе уже существует. Ведь существует уголовное наказание за убийство, ведь истинные врачи до последнего борются за жизнь человека, ведь существуют службы спасения, безопасности и т.д. Есть запрет смерти в нашем общепринятом даже понимании мира и жизни, Грабовой Г.П. просто предлагает это узаконить и вывести в уровень закона. То есть поставить и обозначить цель, что мы работаем не просто там, чтобы где-то кого-то иногда спасать, а чтобы обеспечить запрет смерти всем всегда и везде.
Меня спрашивают - ну как этот запрет смерти можно реализовать? как запретить? Я говорю - согласитесь, что Вы же все «за!» запрет смерти. Все люди против смерти. Потому что когда человек умирает - это всегда горе. Показывают гибель людей даже по ТВ - незнакомых - всё равно все люди как-то сопереживают, сочувствуют. Похороны - это всегда трагедия и горе. А раз все сострадают и плачут из-за фактов смерти, то значит это не нормально, когда человек умирает, значит это не естественно. По сути речь идёт о формальном закреплении этого понимания.
Каждый может вспомнить, когда он первый раз в детстве узнал, что существует смерть. И каждый вспомнит, что внутренне был как-то не согласен с этим. То есть это очередное навязанное заблуждение, которого нет в понимании человека от рождения: ведь, например, есть естественные потребности у детей - они не должны развиться до понимания слова «кушать», чтоб захотеть кушать. А понимание того, что «люди смертны» - это лишь социальный опыт наблюдения внешней реальности, в которой сейчас происходит так, что люди умирают. Но это противоестественно, так как всегда вызывает отрицательные эмоции у человека, а значит, что понимание человека о том, что он неизбежно якобы должен умирать навязано извне: кем и когда - это другой вопрос. Но Бог создал человека вечноживущим.
Корр.: Согласитесь, ведь многим эти идеи покажутся крамольными, кому-то просто безумными, и это серьёзно ломает сложившиеся стереотипы восприятия действительности. Вы сразу всё это восприняли?
Светлана Комарова: Это просто совпало с тем, что было внутри меня. Когда ты встречаешься с чем-то созвучным тебе, ты внутренне легко и просто всё это принимаешь.
И потом всё это пропущено через личный опыт.
Вообще, вопрос - как сделать так, чтобы все люди были счастливы? - этот вопрос меня интересовал с детства. Я всегда задумывалась - почему люди живут плохо? Моя юность пришлась на конец 80-х начало 90-х годов: так называемое время перемен. Фактически из того, что происходило вокруг в стране, можно было легко сделать вывод, что ты не можешь ни на кого рассчитывать, кроме как на себя. Наше поколение понимает, что, если ты о себе не позаботишься, никто о тебе не позаботится. Я наблюдала вокруг за людьми, которые не могут с этим справляться. И для себя я определила две причины - почему они живут плохо.
Первое - это внешнее управление, которое не даёт людям самореализоваться. Я наблюдала за своими родителями - инженерами, которые постоянно боролись с этой жуткой бюрократической системой. Моя мама, например, занималась разработкой медицинских технологий, связанных с сохранением жизни и здоровья людей, в том числе это диагностические приборные системы, которые позволяют на ранних стадиях без клинических исследований и длительных процедур в больнице определять наличие скрытых серьезных заболеваний. Это позволяет предпринять превентивные меры и через профилактику, не доводя до операций и всяких там 3-х и 4-х стадий, вылечивать серьезные заболевания. И вот для того чтобы что-то внедрить в производство, а вообще-то для спасения людей, ей приходится преодолевать такое количество препятствий, что в конце концов у неё порой опускаются руки и она начинает говорить, что, вообще, зачем тогда заниматься этими разработками, раз никому это не нужно. Но ведь люди даже многие не представляют, что такое существует, значит они и не могут знать - нужно им это или нет. А всё за них решили чиновники, которые тормозят искусственно продвижение. Или, хуже того, принимают такие «управленческие» решения, через которые ни один разработчик не продвинет своё уже созданное полезное и апробированное изобретение…
Ведь если бы эти изобретения рассматривались не сточки зрения того, сколько ты там подписей должна собрать, а с точки зрения целесообразности внедрения, с точки зрения спасения жизни людей, то ведь и люди просто дольше жили бы.
И второй момент, который, с моей точки зрения, мешает людям быть счастливыми, - это их собственные внутренние проблемы. Это проблемы, которые у них в голове. Я считаю, что человеку надо говорить о некоторых процессах, которые происходят с ними, чтобы снять определённые блокировки типа - «я не могу», «этого никогда не будет», «я этого не достоин» и т.д. То есть это те внутренние тормоза, которые не дают человеку быть счастливым. Почему у нас очень много мужчин пьют? А им некуда девать свою энергию, они не могут реализовать себя.
Но вот в данном случае, в большей мере, мы имеем дело с насаждаемыми проблемами у людей, в том числе - «не могу», «не получится», «не достоин», «это не твой уровень» и «ты никогда это не сможешь сделать». Всё насаждается извне. Вот есть 15 человек в стране, в руках которых все богатства страны - и всё. Сиди и не рыпайся в управление - тут же «получишь по рукам». Или смирись со своей долей, как призывает часто церковь. Но это же глупость. Но это же не должно так быть.
Поэтому с детства я для себя определила, что буду заниматься управлением и психологией. И я получила такое образование, этим всегда занималась и занимаюсь. Думаю, так явно уже направленность определилась лет с 12-ти, только конкретизировалось это позже в виде выбора образования и видов деятельности. И вот этот уровень ответственности за всё, что происходит в реальности, он был у меня всегда. И я всегда думала, каким образом я в этом могу поучаствовать. И я всегда поддерживала и считала, что надо продвигать тех людей, которые разделяют мои духовные ценности или я разделяю их, не важно. И в этом смысле мне всегда везло: я работала с теми людьми, которых я действительно уважаю. Я выбирала себе такую работу и продвигала тех людей во власть, в управление, которые реально могут помочь другим: не просто это декларируют, а реально в этом работают, и по их предыдущему опыту видно, что они реально делают для людей и для улучшения их жизни.
И я глубоко уважаю Григория Петровича, я разделяю его ценности, его идеологию. Она у меня была, но, возможно, здесь я встретила всё как-то более конкретизировано. Я знаю, что, да, действительно - если ставить цели для людей, тогда по-другому будут и все процессы строиться. Вопрос не в самой программе, а вопрос в том, как она реализуется и ради чего. Программ много хороших, только цели разные у тех, кто эти программы реализует.
И потом на самом деле по делам всегда можно определить, что реально делает человек. Григорий Грабовой в своей жизни занимается только спасением людей и ничего другого в этой жизни он не делает, он всё делает ради этого. Это видно по его всем предыдущим поступкам, о которых есть сведения и документы.
Запись интервью: апрель, 2007 год, г. Москва