«Nirvana» на театральной сцене

Aug 24, 2022 16:23

«Nirvana» в театре «Модерн» - не премьера, но сравнительно новый спектакль, которому приблизительно пара лет. Рассказывает о знаменитостях 90-х.
Юрий Грымов хоть сам и меломан, уделяет довольно мало внимания музыкальной составляющей жизни Курта Кобейна. А я вообще эту группу ни разу не слышал (хотя и на одном концерте музыкантов, играющих примерно такой же гранж, бывал). Поэтому могу лишь повторить за более эрудированными зрителями, что есть фрагмент спектакля, который воспроизводит выступление «Нирваны» на MTV Unplugged.

А один из главных вопросов, на который отвечает пьеса: могли бы Курт Кобейн и Корни Лав создать полноценную семью? Он там настолько всеобъемлющий, что на основе него можно даже сформировать первую рекомендацию.
Если вам эти герои интересны именно как пара, то приходите на спектакль, а если вам хочется слышать, как в хороших колонках громко звучат «грязные» гитарные звуки «Nirvana», то там этого мало.



Курта Кобейна играет Богдан Щукин. Молодые люди, сидевшие слева от меня, в антракте шарили по сети в поисках портретов Кобейна и в результате решили, что Щукин похож. Действительно фигурой, прической весьма похож. К тому же умеет на гитаре, пишет песни... Только ростом сильно выше (190 против 175 у Курта).



А Анастасия Сычева в роли Кортни Лав внешне не похожа, ну разве что тоже брюнетка. Хотя нашелся ракурс, где похожа даже и она:



А, впрочем, главных героев тут не два, а три. Третьего зовут Драг. Это персональный черт Курта Кобейна, ведь в формуле «секс, драгс и рок-н-ролл», второго компонента в его жизни было, пожалуй, больше всего.
Драга в наш день исполнял Юрий Анпилогов. Если этого актера надо было бы охарактеризовать лишь одним словом, то я, не раздумывая, выбрал бы слово «мощный».



И это добавляет достоверности актерскому раскладу: слабые, худые люди и с ними - могучий бес, который мог бы сковырнуть их ногтем, если бы Бог позволил.



Впрочем, в случае с Куртом он в итоге всё равно победил.

Официальная аннотация обещает сюрприз после антракта. Но причем здесь сюрприз? Какой тут может быть спойлер? Давайте подкинем в рецензию интересного.
Режиссер спектакля Юрий Грымов рассказывал, что из-за того, что его театр расположен в историческом здании, сцена получилась слишком широкая и слишком неглубокая. Грымов сравнивал ее с «лупой», через которую зритель рассматривает постановку. И вот - неожиданное решение проблемы. Актерам на широкой сцене почти без декораций и так неуютно. А тут еще первое отделение заканчивается скандалами и перепалками между Куртом и Кортни с требованием аборта из-за того, что Кортни принимала героин первые три месяца беременности. И вот занавес после антракта раздвигается, а там словно «второй занавес»… Во втором отделении вся сцена покрыта пеной. Из-за нее можно появляться, в нее можно уходить, прятаться - такая вполне себе зачетная декорация на уровне брехтовского театра. (А для начитанных парней вроде меня одновременно и «пена дней»).

В этом спектакле нет ничего такого, что можно наотмашь назвать недостатками. Но есть несколько вопросов в стиле «а действительно так и надо было?».

Первый такой вопрос актеру.
Вот сколько я знавал наркоманов, все они были уже в стадии ремиссии. А как выглядит человек, который употребляет здесь и сейчас? Неизвестно! Герой Богдана Щукина выглядит как заурядный пьяный, его сильно «штормит», так что хочется, чтобы он перестал наконец раскачиваться.

Второй вопрос мне подсказала моя спутница (плюсодина) и он - видимо, режиссеру: а почему герои всю дорогу разговаривают одинаково? Каждый выбрал себе какую-то манеру, какую-то интонацию и ее использует. Вспомните, как по-разному разговаривает муж, если вы жена, и как по-разному разговаривает жена, если вы муж. За этим стоит что-то концептуальное?

Третий вопрос, столь же мелкий, и он - к драматургу. Почти всё время на сцене главное трио, и лишь когда артисты выходят на поклоны осознаешь, сколько всего было действующих лиц. Но если роль существует даже для мебели, просто для функции, то можно выписать ее по-разному. Скажем, представитель опеки имеет свой характер, пресловутое «лица необщее выражение». А почему роль журналистки состоит только исключительно из клише?!

Короче, вот спектакль, в который, видимо, не всем просто «въезжать» (три пары зрителей вышли из зала еще в первой части), но который вполне хорош под конец. Последние четверть часа вообще просто отличные!

Это мой пятый спектакль «Модерна», и я все из них рекомендую. Но если, к примеру, «Кладбище понтов», которое теперь превратилось просто в «Понты», сделано так, чтобы нравиться всем, как червонец, то «Nirvana» кому-то может и не зайти. Например, человеку, который пришел тупо развлечься. А, там скажем, очень удачный, прямо на своем месте, но эпизод «уринотерапии»? Потому что, как и всегда в рок-музыке, тут - про саморазрушение! Тем более, что нирвана как религиозный термин суть тоже полное саморазрушение личности.

А самую понравившуюся сцену спектакля описывать не буду, пусть вот она и будет сюрпризом. Это сцена, в которой Драг (сам сатана?) покупает у Кобейна слоган «Я ненавижу себя и хочу умереть».

Фотографии tushinetc с его разрешения.
Сайт театра Модерн

Другие рецензии на спектакли театра «Модерн»:
«Женитьба»
«Понты»
«Матрешки на округлости Земли»
«Затерянный мир»
Previous post Next post
Up