Ухаживать надо не только за самой печью, но и за печными полками.
Ресурс кордиеритовой лещадки (это самый распространённый тип) - 1200 циклов обжига. Редко у кого она столько живёт и основная причина - лещадку прожигает стекающая глазурь. Даже если глазурь "спилить", всё равно останется рытвина на поверхности полки которая далее ведёт к внезапному тресканию лещадки (прямо в печи во время обжига)! - при этом всё падает вниз ( лучше всё же такой лещадкой без крайней необходимости не пользоваться.
на фото: нанесение защитного слоя на лещадку
Есть и другой тип лещадки - корундовая с добавками (она графитово блестящего цвета, не перепутаешь) - к ней не пристаёт ничего (ну почти ничего) и она легче в два раза. Она же и дороже в четыре раза и у нас в России я такую не видел ни у кого (да и где купить тоже не видел). Так что нам актуально беречь наши родные кордиеритовые.
Например, я специализируюсь на плитке ручной работы (это архитектурная плитка, интерьерная или фасадная). Я её делаю близкой к промышленнным стандартам - обычная толщина моей плитки 10 мм, а бывает и 7, и даже 5мм. Конечно когда плитка вручную покрывается глазурями, то глазурь всё равно должна быть и на торцах. Бывает она при этом в обжиге течёт (иногда течёт даже нетекучая, как это ни странно звучит). Иногда мы делаем объёмные вещи - раковины ручной работы с авторской росписью, и сами раковины и покрытие и роспись и глазури мы делаем сами - и они тоже чуть что прекрасно стекают прямо на полку горна. Так что для меня эта проблема имеет право чтобы ею превентивно заниматься. Представляете - в печи стоит 11 лещадок, на них 55 плиток - и каждая плитка делалась вручную, то есть долго, и если на одну полку протекает глазурь и вся эта конструкция вдруг падает прямо во время обжига, страшно представить !..
Я хочу поделиться тем способом и рецептом защиты лещадки, который я узнал сам когда ещё учился в студии керамики - и мои плиточки сделанные с любовью обжигаются на лещадках обработанных так же вручную ) - никуда не деться от ручного труда...
Правил будет несколько:
- Лещадку надо покрывать только с одной стороны
- При скалывании защитного слоя желательно снимать его весь и покрывать заново
- При бисквитном обжиге желательно лещадки укладывать для обжига в печь стороной с защитным покрытием вниз
- При глазурном обжиге изделия ставят на защитный слой, то есть лещадки ставятся защитным слоем наверх
- Пока покрытие визуально целое ничего с ним делать не надо
- Хранить лещадки с защитным покрытием желательно на торце (хотя я сам храню их стопкой, но у меня всего их штук 15 и обращаюсь я с ними бережно)
на фото: необходимые инструменты и ингредиенты
Рецепт:
50% оксида алюминия в порошке (похож на крахмал, даже так же хрустит) и 50% каолина в порошке (похож на муку), процентовка по объёму (то есть взвешивать не надо!). да и пропорции тоже примерные, я вот беру обычной столовой ложкой. Всё это перемешивается в любой таре с водой. Лучше сначала налить воды, а потом добавлять порошки. Можно сначала один, а потом другой, они перемешаются пока вы это всё мешаете. Лично я мешаю кисточкой с синтетической и упругой щетиной (она на фото). Воды добавляете чтобы всё в итоге было как очень жиденькая сметана (Пискарёвская 10%, например, если вам это что-то говорит).
на фото: здесь в 350мл банке количество на 1 слой (обратите внимание на "10%-сметанную консистенцию")
В англоязычных странах это называется Kiln Shelf Wash (буквально: обмывка полки горна). У нас традиционо применяеют или кварцевый песок мелкого помола или каолин. Но ни тот ни другой не дают защиты от потёков глазури, а только частично (весьма частично) останавливают её, в основном отдельные капли. Kiln Wash намного надёжнее.
Порция:
Каждую лещадку надо покрывать в три слоя. У меня на это хватает 350мл банки из под финской икры )
Процесс:
- Лещадку можно тщательно не очищать от наслоений керамики, а вот глазурь (наплывы или въевшиеся капли) надо спилить. Слишком не углубляйтесь ! достаточно снять основную массу.
- Далее широкой кисточкой (идеальна кисточка для ангобов - она держит много смеси в себе) покрываете лещадку, сначала в один слой, потом два, и три. Надо покрывать до самого края. Наплывов бояться не надо - потом справимся. Смесь будет высыхать сразу же прямо под кистью - это остаточная пористость лещадки будет вытягивать влагу. Поэтому покрываем решительными мазками (впрочем это похоже на покрытие ангобом бисквита). Некоторые места лещадки плотнее других и там смесь долго не высыхает - это нормально, не обращайте внимание, просто дайте время высохнуть.
- Дайте минут 10 подсохнуть и выровняйте поверхность шлифовальной губкой большой зернистости (такой удобнее, она дольше не забивается), хотя можно наловчиться это делать и футировочным ножом (это для тех кто не ищет лёгких путей)
на фото: слева видно покрытие в три слоя, справа следы от одного слоя покрытия
на фото: уже отшлифованная лещадка
- Вот и всё )
Пользуйтесь на здоровье!
---
керамист Сергей Волчук volchuk@hotmail.com
Полюбуйтесь что мы делаем на полках обработанный Kiln Shelf Wash (например, те самые керамические плитки ручного труда и раковины) у себя в
Moshkoff Studios