Организация «Пласт», или Перевоспитание нации - «Украинство…» Глава XIX (1)

Apr 24, 2022 00:01

Часть-1 Часть-2



Организация «Пласт», или Перевоспитание нации - «Украинство…» Глава XIX
ИА Красная Весна | Коммуна «Суть времени» / ИА Красная Весна / 14 марта 2022

Именно эта организация, более 100 лет рекрутируя молодежь и воспитывая ее в «антимоскальском» духе, длит эстафету «антимоскальских» поколений и является кузницей украинских националистов



Сергей Васильковский. Казаки в степи. 1890

Любое плотное сообщество, ставящее перед собой долговременные цели, проявляет особую заботу о своем пополнении, то есть о привлечении в свои ряды молодежи. То плотное сообщество украинских бандеровцев, ненавидящих москалей, которое боролось и продолжает бороться не только против России как государства, но и против всего русского, всего симпатизирующего той или иной русскости, всего, что, по мнению бандеровских русофобов заражено русским вирусом, имеет долговременные цели.

Имеют эти цели и иноземные кураторы украинских русофобов.

Имея такие цели, украинские русоненавистники и их кураторы не могут не быть озабочены привлечением в свои ряды молодежи. Они понимают, что без активного вовлечения молодых людей осуществляемый ими проект «Украинство» обречен на поражение.

Украинская скаутская организация «Пласт» - один из главных инструментов рекрутирования молодежи в бандеровское «антимоскальское» сообщество. Вот почему обсуждение «Пласта» - его истории и настоящего, методов его работы - представляется совершенно необходимым как по причинам, оговоренным выше, так и потому, что все «оранжоиды» - арабские, украинские, российские - делают особую ставку на молодежь. Какую именно ставку делает на нее, например, российский «оранжоид» Навальный (включен в список террористов и экстремистов на территории РФ) - продемонстрировано с абсолютной наглядностью. Но столь же ярко это продемонстрировали и украинские «оранжоиды» с их знаменитым «Они же дети».

Таким образом, налицо сразу два обстоятельства, вызывающие интерес к деятельности «Пласта». Первое - пополнение рядов бандеровцев молодежью, и продление за счет рекрутирования молодежи русофобской эстафеты бандеровцев. Второе - особое значение молодежного фактора в украинском майданном «оранжоидном» бесчинстве.

Участие «Пласта» в событиях на майдане и в последующей донбасской эскалации - налицо. Об этом говорит сам «Пласт».

Поначалу в фокусе общественного внимания было относительно невинное действо, организованное «Пластом» 21 декабря 2013 года. В тот день члены «Пласта» на сцене майдана передали его активистам принесенный ими Вифлеемский огонь.

Однако вскоре выяснилось, что «Пласт» не намерен ограничиваться подобными «вегетарианскими» духовными действами.

Вот что заявила о своем участии в киевских событиях сама организация 21 ноября 2014 года в «Обращении руководства «Пласта» - Национальной скаутской организации Украины по случаю годовщины Евромайдана и Революции Достоинства»:

«1. За 25 лет возрождения организации в Украине «Пласт» воспитал тысячи ответственных граждан, сотни из которых стали соорганизаторами и участниками студенческой революции на граните в октябре 1990 года, Оранжевой революции 2004 года, а также Евромайдана и Революции достоинства. Мы гордимся, что 21 ноября 2013 первым с национальным флагом на Майдан достоинства вышел журналист 5 канала старший пластун скоб Александр Аргат, а 1 декабря именно старшие пластуны (члены различных политических партий и беспартийные) установили первые палатки протестующих на Майдане.
     2. Пласт <…> гордится тем, что более сотни наших действительных членов стали соучредителями таких авторитетных гражданских структур сопротивления тоталитарному режиму, как «Евромайдан-SOS», «Самооборона Майдана», сотни «Самообороны «Свободы», «Свободный Университет Майдана», Студенческий координационный совет и другие. Мы благодарны братским скаутским организациям Европы, которые в то тяжелое время открыто поддержали нас и демократическую революцию в Украине, в частности Союзу харцеров Польши и чешскому «Юнаку».
     3. В пик крупнейших противостояний свободных граждан с режимом мы всегда были уверены в пластунах, которые создавали костяк 15-й комендантской сотни «Самообороны Майдана», которую мы неофициально называли пластовой. Именно она была всегда в эпицентре событий - во время всех штурмов Майдана и маршей протеста. Мало кто знает, что именно на базе отдельной роты этой сотни была сформирована легендарная 34-я сотня самообороны, которая понесла наибольшие потери в трагических событиях 18 и 20 февраля (пять погибших героев Небесной сотни). <…>
     6. Иловайск, Донецкий аэропорт, 32-й блокпост - это места наиболее упорных боев, но одновременно и героической гибели наших собратьев… Воспитанника «Пласта» из Нью-Джерси, майора Армии США Маркиана Паславского, который принял украинское гражданство и пошел добровольцем в батальон «Донбасс». Воспитанника черкасского «Пласта» и образцового действующего старшего пластуна Евгения Подолянчука, который увлекся военным пластунством и стал одним из лучших офицеров элитного 3-го полка спецназначения Главного управления разведки Вооруженных сил Украины. Старшего пластуна скоба и фотокорреспондента Reuters Виктора Гурняка, который погиб, спасая раненых десантников…».



Иван Чмола (второй справа) и Евгений Коновалец (первый справа) в Ворохте. 1920-е

Есть определенная категория скептиков, считающих, что «Пласт», сообщая о своих великих деяниях, занимается самопиаром и резко преувеличивает свое значение. Что ж, окончательно оценить роль «Пласта», конечно, можно, только проведя самостоятельный анализ его деятельности на разных этапах истории Украины. Но приведенная выше длинная цитата, как минимум, исключает обвинение нас в предвзятости, в нашем злокозненном желании навязать «Пласту» то, что ему не присуще. Мы убедились, что «Пласт» сам весьма подробно описывает невегетарианский характер своей деятельности.

Кстати, упомянутый в этом описании особо ценный американский пластун Маркиан (Марк) Паславский был посмертно награжден Петром Порошенко аж орденом Данилы Галицкого. Это нынче на Украине очень высокая награда. Американца похоронили на Аскольдовой могиле в Киеве, культовом для националистов месте захоронения «героев Крут» - бойцов армии Украинской народной республики, разбитых в 1918 году под селом Круты красногвардейцами.

Так что если «Пласт» и преувеличивает свое невегетарианство, то, как минимум, он это делает не на пустом месте.

Установив данное обстоятельство, начнем обсуждение «Пласта». Что представляет собой в реальности эта структура?

«Пласт» - самая многочисленная на сегодняшний день украинская молодежная организация. В ней состоят люди всех возрастов, начиная с детей 6 лет. Особенностью этой «молодежной» структуры является пожизненное членство.

Публично «Пласт» заявляет о своей аполитичности. Мол, пластуны всего лишь ходят в походы, обучаются навыкам выживания в условиях дикой природы и заодно воспитывают в себе командный дух. «Цель „Пласта“, - сообщается на сайте организации, - способствовать всестороннему, патриотическому воспитанию и самовоспитанию украинской молодежи на основах христианской морали; опираясь на идейные основы „Пласта“, воспитывать из молодежи сознательных, ответственных и полноценных граждан местного, национального и мирового сообщества, лидеров общества».

Для того чтобы понять, чем на самом деле является «Пласт», обратимся к истории.

В 1907 году английский генерал Роберт Баден-Пауэлл провел первый скаутский лагерь, а в следующем году официально основал первую молодежную скаутскую организацию. По ее образцу начали создаваться скаутские организации во многих странах мира. В 1911-1912 годах в западноукраинской Галиции, входившей тогда в состав Австро-Венгерской империи, появились первые кружки украинских скаутов-пластунов (термин произведен от слова «пластоваться» - «ползать»; пластунами раньше называли казаков, служивших в разведывательно-диверсионных частях).

Днем основания организации считается 12 апреля 1912 года, когда пластуны Львова принесли первую присягу. Организаторами первых кружков «Пласта» были учитель львовской Академической гимназии Александр Тысовский, первым выдвинувший идею пластунства, а также львовские студенты Иван Чмола и Петр Франко (сын известного поэта-националиста Ивана Франко).

Из заявлений Тысовского следовало, что «Пласт» является мирной организацией. Ее задачи, объяснял он, состоят в том, чтобы научить молодежь «познавать» и «создавать этические понятия, стремясь к высшему совершенству». При этом «основой всего» Тысовский называл физическое здоровье.

Иван Чмола же явно уводил движение в сторону военизированной структуры. В 1913 году идеолог украинского национализма Дмитрий Донцов в запрещенной ныне в России работе «Современное политическое положение нации и наши задачи» (экстремистский материал, распространение которого запрещено в РФ) бросил призыв к военному воспитанию и организации молодежи, и Чмола явно разделял эти идеи.

Структуры тайного военного «Пласта» обсуждались в Академическом доме во Львове, где собирались поклонники идей Донцова - будущие активисты «Украинской войсковой организации» (УВО), Организации украинских националистов (ОУН)* и бандеровской ОУН (б)*. Еще один учитель львовской Академической гимназии Степан Шах, посещавший этот дом, позже вспоминал: «Д. Донцов бросил также клич военного воспитания украинской молодежи и систематичного перевоспитания широких масс народа в духе военной организации против Москвы. Главным пропагандистом этого нового направления среди жителей „Академического дома“ был студент философии Иван Чмола, один из основоположников - кроме профессора доктора Александра Тысовского - новой молодежной организации „Пласт“, позже сотник Сечевых Стрельцов. Он начал издавать в 1913 году новый журнал для молодежи „Отзывы“. При помощи этого журнала Иван Чмола осуществил в среде академической и студенческой молодежи поворот в направлении военного воспитания… <…> В „пластовой“ организации учеников Академической гимназии проводились тайные сборы, на которых, под предводительством Петра Франка, обсуждались военная подготовка, даже вопреки статуту организации „Пласт“, который был опубликован проф. А. Тысовским в „Отчете“ Академической гимназии за 1912−1913 год».

Член ОУН(б)* Лев Шанковский оставил схожие воспоминания: «Военизированный „Пласт“ <…> образовался во Львове еще в 1911 году, <…> он частично имел свой орган в журнале „Отзывы“…».

В 1911-1913 годах из националистических групп, учивших молодежь военному делу, сформировалось сообщество «сечевых стрельцов», объединивших представителей «Пласта», схожей юношеской организации «Сокол» и др. Основатель «Пласта» Тысовский рассказывал, что кружок Чмолы, в отличие от его кружка, был тайным, военизированным и связанным с «сечевиками»: «Почти одновременно с Пластом, который я организовал и вел в главном заведении Академической гимназии, начал при „Сечи“ организовываться тайный Пласт для военного обучения. Его организаторами, как я позже узнал, были Иван Чмола, Савина Сидоровичевна, Елена Степановна [Елена Степанив] и другие. Я про это тогда не знал».

Военизированный «Пласт» был очевидным образом близок к «Украинской войсковой организации» (УВО). Степан Ленкавский, один из идеологов УВО и преемник Бандеры на посту лидера ОУН(б)*, вспоминал: «Нелегальные националистические кружки были созданы также в легальных организациях, таких как „Сокол“, „Пласт“ и „Просвита“, но они фактически были юношескими кружками УВО…».

Во время Первой мировой войны многие пластуны, в том числе и Чмола, служили в рядах австро-венгерского добровольческого легиона Украинских сечевых стрельцов (УСС) и воевали против Российской империи. В 1918 году в Киеве сечевые стрельцы образуют корпус защитников националистической Украинской народной республики. Позже те же самые сечевые стрельцы составят и основу Украинской галицкой армии (УГА) - вооруженных сил еще одного националистического образования, Западно-Украинской народной республики. Издаваемый «Пластом» журнал «Пластовый путь» так характеризовал этот период: «Пластуны принимали участие в боях с москалями, а затем в освободительной борьбе украинского народа за самостоятельность Украины».

После войны «Пласт» под руководством Чмолы развернул активную деятельность на западноукраинских территориях, отошедших к Польше. При этом официально пластуны по-прежнему не имели связей с радикальными националистическими структурами.

Так, сын Чмолы утверждает, что его отец в УВО и ОУН* не состоял. Мол, после войны отец встречался в Вене с лидерами УВО - Коновальцем и Мельником. Но при этом сам Коновалец якобы сказал, что он, Чмола, должен заниматься детьми: «У нас есть карточка - памятка общей прогулки в венские горы. На обратной стороне карточки - мысли и подписи Евгения Коновальца, Андрея Мельника и Ивана Чмолы. Отец никогда не был членом УВО или ОУН*. Говорят, что еще тогда, в Вене, полковник Коновалец сказал: „Твое место, Иван, - работа с молодежью“. И следующую часть жизни отец посвятил молодежи». Таким образом, роли разделились: кто-то занимался взрослыми террористическими группами, а кто-то детьми. Но при этом «Пласт» оставался кузницей кадров боевых националистических структур.

Видный оуновец* Владимир Янив, будущий ректор Украинского свободного университета в Мюнхене, рассказывал: «Именно „Пласт“ стал на долгое время резервуаром притока сил для УВО, причем формально он был полностью от УВО независим и поэтому долгое время избегал репрессий».

Из рассказа того же Янива понятно, насколько просто происходила инкорпорация пластунов в УВО. Янив вспоминал, как тогдашний руководитель «Пласта» Северин Левицкий - сын грекокатолического священника и известного общественного деятеля о. Михаила Левицкого и брат погибшей в польской тюрьме основательницы первого женского отряда «Пласта» и члена УВО Ольги Басараб - отправил его в Берлин, на «спортивные занятия»: «После моего согласия я получил кличку и место запланированной встречи, не отдавая себе отчет, куда я на самом деле должен ехать… Так началось мое большое пластовое приключение. После первой встречи с неизвестным мне доселе человеком и договором, когда должен быть отъезд и как к нему приготовиться, я пришел на очередной вызов, на этот раз с уже большим количеством товарищей (среди них я был самый младший) и тогда - кстати, без предупреждения, - я присягнул на верность УВО…».



Украинские пластуны. 1920-е

К 1924 году уже существовало около 30 юношеских пластунских полков и несколько отдельных для старших пластунов.

Стихотворение Тысовского, сочиненное им во время Первой мировой войны, после ее окончания стало присягой «Пласта»:

В миров пожаре, в зареве кровавом,
     Под звуки усилий упорной борьбы,
     В память святой предков славы -
     Стране обеты слагаю эти:
     Лелеять силу тела и ума,
     Чтобы народ мой вольный, могучий восстал,
     Чтобы тихая, печальная невольничья дума
     Замолчала, а гордо чтобы пение наше звучало.
     Красоту я и счастье по всей Украине
     Распространять стану, позабыв о себе,
     Чтобы глаза свои от работы, выпрямив сгорбленные спины,
     Поднимал иногда в небо мой усталый народ.
     А труд, неудачи, все беды, скорби
     Приму, как задачу трудной игры,
     С жизнью буду бороться, как с бурей в поле,
     Миную осторожно неверные овраги.
     Полетом орлиных крыльев СКОБА устремлюсь
     Под облака - и быстро осмотрюсь в степи,
     Измерю тернистый путь Украины,
     Дорогой к счастью свой край поведу.

Как мы видим, присяга этой «мирной», согласно уверениям пластунов, молодежной структуры была вполне идеологической. Не более мирными были и занятия пластунов.

Члены пластунских кружков учились под руководством Чмолы стрелять из карабинов и револьверов и совершать дальние военные марши с упражнениями. По воспоминаниям Северина Левицкого, Чмола ввел в «Пласте» дисциплину и военную муштру, а также «специальное мировоззренческое обучение», «поставил „Пласт“ как можно ближе на службу освободительной борьбы». Отряды («курени») «Пласта» носили, в том числе, имена украинских гетманов и прочих «борцов за самостийность». Одним из важнейших занятий пластунов являлся уход за могилами сечевых стрельцов.

Журнал «Пластовый путь» позже писал, что создатели «Пласта» «имели перед собой большую цель переродить психику украинского народа». В реальности это означало, что членам «Пласта» с раннего возраста усиленно промывали мозги, взращивая национализм. Не случайно из «Пласта» выйдут позже фашистские каратели - главари созданной ОУН(б)* «Украинской повстанческой армии» (УПА)*: Бандера, Шухевич, Николай (Микола) Лебедь и др.



Степан Бандера (справа) с другом в форме организации «Пласт». 1923

Небезынтересно интервью престарелого Василия Кука, последнего главнокомандующего УПА*, данное им в 2007 году. На вопрос журналиста, когда он впервые столкнулся с националистическими взглядами, Кук ответил:

«Впервые?.. Не так с националистическими, как с украинскими. Когда вступил в гимназию. Гимназия была не польская, а украинская, и в ней действовал „Пласт“. Я записался в него. А в „Пласте“ воспитывали в украинском духе. Отсюда и началось украинское сознание. „Пласт“ был организацией самовоспитуемой. Мы сами себя должны были воспитывать, сами о себе должны были заботиться. Хотя „Пласт“ пришел к нам из Англии, от лорда Баден-Пауля, потом он оформился как украинское движение, самостоятельное, националистическое. Когда я говорю „националистический“, то это следует понимать, что он учитывал интересы всей нации. „Пластун“ должен был отстаивать их в культуре, в искусстве, в экономике. А тот, кто отстаивает интересы своей нации, и является националистом».

В развитии «Пласта» принимали непосредственное участие деятели Украинской грекокатолической церкви (УГКЦ). Так, националистически настроенный митрополит Андрей Шептицкий, печально прославившийся в будущем своим сотрудничеством с нацистами, в 1926 году подарил пластунам большую территорию на горе Сокол в Горганах (горные хребты в Карпатах) под летние лагеря. Вот как вспоминал об этом сын Чмолы:

«Возникает потребность основать постоянный пластовый лагерь. Папа находит такое место - поляну над скалой Сокол в угодьях митрополита в Горганах. К планируемому месту лагеря подходит узкоколейка. Вместе с профессором Северином Левицким идут они на аудиенцию к митрополиту графу Андрею Шептицкому. «Отпустите, Ваше превосходительство, поляну Сокол на место пластовых лагерей». Незабываемая благородная улыбка священника - и ответ: «Отдаю Вам желаемую поляну внаем на 100 лет за один золотой».

А вот что рассказывал один из основателей «Пласта» Александр Тысовский:

«Золотыми буквами в истории нашего пласта записано имя большого друга всей украинской молодежи, нашего опекуна и добродетеля, митрополита Галицкой земли графа Андрея Шептицкого. Ценя вес пластового воспитания и пребывания молодежи среди природы, он подарил Пласту в собственность большую территорию на горе Сокол, возле Пидлютого, где из его стройматериалов был построен лагерь для юношества. Позже в находящемся рядом Остодоре он отдал такую же территорию и строительный материал для новичков, которые в то время благодаря работе о. Александра Бучацкого из года в год увеличивали численность движения».

Шептицкий самолично дважды посещал лагерь на горе Сокол.

Другими грекокатолическими духовными опекунами «Пласта» были прелат Куницкий и протоиерей Комрович.

Окончание.

*Организации украинских националистов (ОУН), Организация украинских националистов - бандеровское движение (ОУН(б)), Украинская повстанческая армия (УПА) - организации, деятельность которых запрещена в РФ

Оригинал: rossaprimavera.ru

См. также:


- Украинство - кем и зачем оно сконструировано (2017) // www.knigi.ecc.ru
     Коллективная монография посвящена конструкту «Украинство».
     Конструкт - это некий суррогат истории. Предметом исследования коллектива авторов была не история Украины, которая сложна, трагична, героична, запутана, а ее долгоиграющий суррогат, конструкт «Украинство» - предельно опасный, деструктивный и мощный. Возникновение этого конструкта, его основные характеристики, его последовательная трансформация, его реализация на разных исторических этапах, его перспективы - вот что находится в сфере данного исследования. В монографии представлены все ключевые моменты становления конструкта «Украинство», прослежена общая логика его эволюции, описаны современные формы его проявления и наиболее опасные тенденции его возможного развития. Для историков, политологов, социологов, философов, культурологов, специалистов в области других гуманитарных наук, а также для всех тех, кто интересуется нынешней ситуацией на Украине и хочет понять, что же там происходит.


- Газета Суть Времени - Украинство (mp3, по порядку) // onedrive.live.com
     Аудиоверсия первых 10 глав монографии "Украинство"

- 05.03.2022 «Русский вызов» или «русский ответ»? Предисловие «Украинство...» // voiks
     Конструкт - это не история как таковая, а ее суррогат. Реальная украинская история - это история, то есть нечто, таящее в себе неожиданности, развилки и прочее. А украинство - это конструкт




- 05.03.2022 Украина в мироустроительных планах Германии - «Украинство…» Глава I // voiks
     Украину не впервые рассматривают как буфер, а также как возможный плацдарм для наступления на Россию. Причем в последнее столетие наибольшую активность в этом вопросе проявляла именно Германия




- 05.03.2022 Исторические претензии Польши на Украину - «Украинство…» Глава II // voiks
     После развала СССР процесс освобождения «порабощенных народов» не остановился, а перешел в иную, более жесткую фазу




- 05.03.2022 Вклад Австро-Венгрии в украинизацию - «Украинство…» Глава III // voiks
     Было принято решение создавать «украинскую» нацию, заявив о национальном единстве рутенов и населения российской Малороссии




- 06.03.2022 Габсбург в вышиванке - «Украинство…» Глава IV // voiks
     Одна идея из 1920-х годов жива и поныне: по ней возможен общеевропейский переход от нынешней демократии ЕС к какой-то общеевропейской монархии. А в случае такого перехода династия Габсбургов, что называется, вне конкуренции.




- 06.03.2022 Черный интернационал: Габсбург, бандеровцы и др. - «Украинство…» Глава V // voiks
     Так называемая черная аристократия очень нужна для новой мягкой неофашистской модели Евросоюза




- 06.03.2022 Украина как плацдарм фашистского реванша - «Украинство…» Глава VI // voiks
     Украинские политики танцуют под дудку профашистских радикалов, а Запад это поддерживает. Почему? Не потому ли, что в украинском неонацистском котле вывариваются новые идеологемы, призванные затем насаждаться повсеместно?




- 07.03.2022 Chatham House и Украина - «Украинство…» Глава VII // voiks
     В проект «Украинство» на протяжении веков очевидным образом вкладывались, инвестировались огромные материальные, интеллектуальные и волевые ресурсы. И пренебрегать ролью Chatham House в осуществлении того, что мы именуем проектом «Украинство», было бы и неразумно, и безответственно.




- 07.03.2022 Брестская уния 1596 года и Украина - «Украинство…» Глава VIII // voiks
     Украинская грекокатолическая (униатская) церковь сыграла ключевую роль в формировании так называемого «галицийского духа», носители которого считают, что население большей части Украины, зараженное вирусом «москальства», к истинному украинству никакого отношения не имеет.




- 09.03.2022 Андрей Шептицкий и «восточный проект» Ватикана - «Украинство…» Глава IX // voiks
     Меняя вектор лояльности, Шептицкий сохранял верность своей стратегической антирусской миссии.




- Метка: Украинство (книга)

Тысовский Александр, Галичина, Шухевич, Донбасс, ОУН(б), скауты, Коновалец, УГКЦ, ОУН, Красная Весна, Евромайдан, бандеровцы, Польша, майдан, нацизм, украинство, Донцов Дмитрий, Украина, УВО, Пласт, Суть времени, Украинство (книга), Шептицкий Андрей, УПА, русофобия, Чмола Иван, ВСУ, АТО, Бандера Степан

Previous post Next post
Up