Организация «Пласт», или Перевоспитание нации - «Украинство…» Глава XIX (2)

Apr 24, 2022 00:02

Часть-1 Часть-2



Организация «Пласт», или Перевоспитание нации - «Украинство…» Глава XIX
ИА Красная Весна | Коммуна «Суть времени» / ИА Красная Весна / 14 марта 2022

Именно эта организация, более 100 лет рекрутируя молодежь и воспитывая ее в «антимоскальском» духе, длит эстафету «антимоскальских» поколений и является кузницей украинских националистов



Митрополит Андрей Шептицкий с членами украинской организации «Пласт» после награждения пластовской «свастикой благодарности». 1929


При этом иерархи грекокатолической церкви остерегалась слишком очевидным образом поддерживать пластунов. Это видно из истории Богословской академии Львова - основного высшего учебного заведения, обучавшего униатских священников. Шептицкий основал его как семинарию, а затем преобразовал в академию, неизменным ректором которой был Иосиф Слипый. Так вот, по воспоминаниям пластуна Ивана Гриньоха (будущего духовного пастыря нацистского батальона «Нахтигаль»), к 1929 году почти половина состава этого заведения - тогда еще семинарии - были пластунами. Но когда, став студентом, Гриньох решил по договоренности с главой «Пласта» Левицким создать при семинарии пластунский курень, руководство в лице митрополита Шептицкого и ректора Слипого, несмотря на всю их большую благосклонность к пластунам, ему отказало. Тогда старшепластунский курень был создан втайне от руководства. Вскоре пластуны решили отправиться на Волынь, где тогда польские власти жестоко преследовали украинцев. Путешествовать члены куреня договорились в пластунской униформе, демонстрируя тем самым, что они - студенты-униаты. Шептицкий и Слипый дали благословение на эту затею. Иначе говоря, в конце концов, существование пластунского куреня при семинарии было де-факто признано.

Националистическая риторика явственно фигурирует в заявлениях «Пласта». Так, в основных положениях организации, сформулированных на съезде Украинского Улада Старших Пластунов 18−19 декабря 1926 года, подтвержденных в 1927 году Верховной пластовой командой во Львове и дополненных дальнейшими съездами Украинского Улада старших пластунов, заявлялось, что целью «Пласта» является формирование у его членов «сильных характеров» для дальнейшей борьбы за построение националистического государства:

«І. 1. Украинский Пластунский Улад [совет Пласта] - это новейшая рыцарская организация для проведения в жизнь пл[астунских] идеалов правды, добра и красоты, а первым ее заданием является служение идеалам Украинской Нации. Наивысшим идеалом Укр. Нации считаем создание самостоятельного, суверенного, соборного Укр. Государства.
     2. УПУ объединяет молодежь, которая все приобретенные добродетели пл. [пластунского] закона и все теоретические и практические навыки приобретают для постижения высшего идеала Укр. Нации.
     II. 3. УУСП [Украинский Улад старших пластунов - совет руководителей Пласта] признаёт, что важнейшим путем получения украинской государственности является революционная борьба. Признавая ее важнейшим фактором сильные характеры - УУСП влияет на ее вид посредством воспитания своих членов».

Вышеупомянутый идеолог украинского национализма Дмитрий Донцов также два раза выступал перед старшими пластунами. А в 1928 году он издал работу «Юношество и Пласт», в которой пропагандировал национальное величие и могущество как высшую цель пластунства и идеализировал волю как решающий фактор мировой истории:

«Лишь культ личной инициативы - вместо культа массы, лишь жажда опередить других - вместо завистливого равноправничества, культ соревнования ради соревнования - вместо покоя, культ неубитых национальных догм - вместо дискуссий и сомнений, культ отваги, культ воли выполнить приказы своей совести - вместо безвольного мечтательства, наконец, культ больших идей вместо привязанности к частному и изменчивому, идеализм, который стоит над вашим милосердием, - выведет нацию из морального упадка».

Добавим, что агитация, развивавшаяся в тот период на страницах изданий «Пласта», сравнима разве что с фантазиями современных самостийников о «древних украх». Так, в 1929 году издание «Пластун» уверяло, что первым пластуном следует называть хлопца, тайно проникшего во времена князя Святослава в стан печенегов. Таким образом, получалось, что первый пластун ползал еще при Святославе…

После того как в 1929 году на основе УВО была сформирована «Организация украинских националистов»*, оуновцы* полностью взяли «Пласт» под свой контроль.

Лев Ребет, член ОУН(б)*, прошедший через «Пласт» и УВО, вспоминал: «Ученики средних классов представляли собой благодатную почву для подпольной работы. Самые старшие из них имели во времена создания ОУН* определенные связи с подпольем еще со времен существования УВО, и с момента слияния УВО с новосозданной ОУН* вся эта молодежь автоматически перешла в ряды новой организации».

О том же самом писал и другой оуновец*, Петр Мирчук: «В 1928 националисты полностью взяли на себя руководство в студенческих товариществах и учреждениях, получили ключевые позиции в „Пласте“ и пластовой прессе. <…> Плотное сотрудничество между ОУН* и „Пластом“ проявлялось также и в том, что почти все ведущие члены ОУН* были пластунами и везде в пластовых куренях занимали руководящие посты. Поэтому, хотя формально никакой связи между УВО-ОУН* и „Пластом“ никогда не было, однако фактически именно членам УВО-ОУН* „Пласт“ обязан своим бурным развитием в двадцатые годы».

В 1930 году вооруженный отряд УВО совершил нападение на почтовый экипаж в районе села Бибрка на Львовщине. В стычке погиб один из боевиков, Григорий Писецкий, одетый в пластунскую рубашку. После этого польские власти запретили деятельность «Пласта». Воспользовавшись этим, оуновцы* уже полностью взяли под свой контроль работу с перешедшим на нелегальное положение «Пластом», который, ослабев, оказался в полной зависимости от настороженно относившейся к нему ОУН*, не выносившей даже относительной независимости. Нишу, которую раньше занимал «Пласт», начала заполнять собой ОУН*.

Петр Мирчук писал: «Когда польские власти ликвидировали „Пласт“, то ОУН* неблагосклонно отнеслась к плану продолжать деятельность „Пласта“ нелегально. Позиция ОУН* состояла в том, что для общеобразовательной национальной воспитательной работы с молодежью нужно находить новые легальные организационные формы, а в подполье нелегально должна вести свою деятельность только ОУН*».

Схожие воспоминания оставил и Лев Ребет: «Расформирование враждебной властью „Пласта“ и запрет любых организаций среднешкольной молодежи оставили пустоту, которую скоро заполнили подпольные юношеские ячейки ОУН*. Попытка руководителей „Пласта“ удержать эту полезную организацию в подпольных формах не имела большого успеха, потому что общая установка этой организации воспитывать молодежь в патриотическом духе не выдерживала конкуренции с постановкой этого вопроса в ОУН*, которая не удовлетворялась одним воспитанием, но подготавливала молодежь к будущей в скором времени деятельности. Нехватка деятельности привела к тому, что влияние на среднешкольную молодежь захватила ОУН*».

Необходимо оговорить, что запрещение «Пласта» не привело к полному его исчезновению и что сразу после начала Второй мировой войны недобитый «Пласт», вновь вынырнув на поверхность, начал плотно сотрудничать с оккупировавшими Украину немцами. Об этом периоде позже писал бывший глава «Пласта» Северин Левицкий. «Пласт» встал… единогласно на сторону тех групп, которые старались использовать еще немцев, пока это удавалось, для сохранения и обучения (даже боевого) своей молодежи для более поздних действий… Некоторые вступили в организованную в 1943 году УПА*, внося туда… свой испытанный моральный стаж, и даже формы и методы пластовой организации боевых отделений УПА*…». Так Левицкий оправдывал обучение пластунов у немцев и их вступление в УПА*, сопровождавшееся передачей этой специализировавшейся на зверствах и пытках структуре организационного опыта пластунов.

Добавим, что, по архивным данным, во время войны в рядах УПА* насчитывалось более 7 тысяч пластунов. Из них почти 800 были старшинами, инструкторами и руководителями подполья ОУН*.

Отправку боеспособной молодежи «Пласта» в дивизию СС «Галичина»* Левицкий объяснял также как нечто якобы вполне очевидное:

«Безусловно, „Пласт“ вел свою работу среди молодежи… помня, что воспитанная им молодежь вскоре должна будет снова встать в ряды действующего сопротивления. Этим были проникнуты все методы воспитания „Пласта“: испытания, лагеря, воспитательные инструкции. И только исходя из этого, „Пласт“ решил отправить свою боеспособную молодежь в состав так называемой дивизии „Галичина“*, которой немцы хотели хотя бы частично укрепить свои силы на Восточном фронте… Часть их перешла, после боев на немецко-советском фронте в Галичине в соединениях немецкой армии, в УПА*, часть подалась со штабом дивизии на запад: Словакия, Австрия. Там ее разоружили союзники в мае 1945 г. и вывезли по большей части в Римини в Италию, а со временем, в 1947 г., в Англию».

После войны «Пласт» продолжил свою деятельность в эмиграции: в странах Северной и Южной Америки, Австралии, Англии, Австрии, Франции и т. д. Главная Пластовая старшина и Совет располагались в Мюнхене - там же, где и послевоенная штаб-квартира ОУН(б)*.

На Украине «Пласт» вновь появился во времена перестройки, в конце 1980-х годов.

Наиболее широко организация развернулась на Львовщине. Во Львове в январе 1989 года прошло Учредительное собрание националистического «Украинского христианско-демократического фронта» (УХДФ). Управление КГБ по Львовской области писало Львовскому обкому КПУ:

«С момента создания при УХДФ начала функционировать молодежная националистическая организация «Пласт»… В июле с. г. «УХДФ» в районе х. Паланки Городокского района открыл первый военно-спортивный лагерь «Пласта“ - «Курень имени Р. Шухевича». <…> Читались лекции о якобы «легендарном прошлом ОУН-УПА*», строящиеся на воспоминаниях бывших бандеровцев, тенденциозно трактовалась политика партии и правительства на современном этапе, приглашенными униатскими авторитетами проводились богослужения по грекокатолическому обряду».

Вскоре, в ответ на разгон милицией и КГБ одного из несанкционированных военных лагерей, пластуны пикетировали здания местных органов власти. УХДФ и созданный националистами под предлогом защиты прав человека Украинский Хельсинкский союз отправили ноты протеста Генеральному прокурору СССР. Информацию о том, как в СССР «обижают» «мирную» молодежную организацию, получили все 35 стран-участниц Хельсинкских соглашений.

Советский Союз еще существовал, а 22 февраля 1990 года Городской совет Львова уже утвердил «Устав пластового общества». В том году пластунские курени были замечены также в Луцке, Киеве и Донецке.

После развала Союза в 1991 году «Пласт» на Украине окончательно легализовался. В 1993 году здесь прошли первые международные лагеря, на которых опыт пластования передавали украинской молодежи представители диаспоры.

Во времена президентства Виктора Ющенко, 15 декабря 2009 года, министерство образования и науки Украины подписало с «Пластом» бессрочное соглашение о сотрудничестве. По условиям этого соглашения, «Пласт» взял на себя «обязательства… по согласованию принимать участие в исполнении молодежных, образовательных программ разных уровней, которые реализуются МОН… Принимать активное участие в реализации программ МОН касательно патриотического воспитания молодежи».

После Евромайдана 2014 года сотрудничество «Пласта» с министерством образования и науки вышло на новый уровень. Так, как рассказал председатель исполнительного органа «Пласта», руководитель структуры этой организации на Украине Станислав Андрийчук, в 2015 году в министерстве был подготовлен приказ «о создании пластовых центров и, соответственно, проведение тренингов и семинаров для педагогов системы образования, чтобы ознакомить их с пластовой системой воспитания…».

Иными словами, теперь тон воспитания подрастающего поколения на Украине задает «Пласт».

Оплачивают эту деятельность не только украинские фонды (такие, как фонд пластуна Богдана Гаврилишина или «КОЛО»), но и National Endowment for Democracy (организация, признанная нежелательной в РФ) - спонсор цветных революций. Так, по сообщению пресс-службы «Пласта», 9−10 октября 2016 года в Одессе «состоялся семинар, целью которого является помощь Министерству молодежи и спорта в создании новой нормативной базы, способствующей развитию сети молодежных центров. Такой проект в партнерстве с министерством инициировали „Пласт“ и Общественный сектор Евромайдана при финансовой поддержке National Endowment for Democracy (организация, признанная нежелательной в РФ)».

Так чему же «Пласт» учит украинскую молодежь?

Сегодня главными героями для подражания у пластунов являются фашисты из УПА*, а также сечевые стрельцы и прочие самостийники.

К примеру, в 2012 году на марше в честь 70-летнего юбилея УПА* юные пластуны шествовали с портретами бандеровцев во вторых рядах, сразу же за ветеранами УПА*.



Значки организации «Пласт». На одном из значков портрет украинского нациста Романа Шухевича

А в 2016 году в связи с днем рождения Романа Шухевича на официальной странице «Пласта» в «Фейсбуке» сообщалось: «30 июня 1907 года родился Роман Шухевич - пластун, главнокомандующий Украинской повстанческой армии*! В „Пласте“ Шухевич научился организационным навыкам, приобрел стальную волю и безграничную жертвенность - качества, которые необходимы военному командиру. Чупринка (псевдо Романа Шухевича) является идеалом борьбы за Украину, преданности и воли к победе! За свой труд в организации он получил самую высокую пластовую степень - гетманский скоб!».

Чуть более осторожно восхищается «Пласт» бойцами нацистской дивизии СС «Галичина»*. Но более осторожно - отнюдь не означает, что менее горячо.

Так, в 2008 году на Лычаковском кладбище во Львове был установлен монумент членам дивизии CC «Галичина»*. Инициатор его установки Юрий Ференцович, ныне уже отошедший в мир иной, являлся членом подпольного «Пласта» во Львове и бойцом дивизии СС «Галичина»*. После войны он был активистом «Пласта» в эмиграции. «Несгибаемый духом Юрий, - сообщалось на сайте „Пласта“ в некрологе Ференцовича, - оставался примером активности для пластовой молодежи, держал тесный контакт с молодыми пластунами из Украины».

Новые герои «Пласта» - бойцы АТО. К примеру, после гибели в 2015 году вышеупомянутого Игоря Гурняка, воевавшего в составе карательного батальона «Айдар» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), его друг и соратник по «Пласту» Назар Зелинка заявил: «Мы с Виктором, создавая в „Пласте“ курень имени Ивана Гавдиды, молодым пластунам ставили в пример Героев УПА*, Героев Сечевых стрельцов. Сейчас мы, воспитывая новое поколение, можем ставить в пример Виктора Гурняка, его героизм и самоотверженность».

Добавим, что члены «Пласта» в основном воюют в АТО именно в карательных батальонах. Так, 25 сентября 2014 года тот же Зелинка рассказал, что «всего в зоне АТО находятся 62 пластуна, 7 ранены и 2 погибли. Они задействованы в батальонах Азов (организация, деятельность которой запрещена в РФ), Шахтерск, Днепр, Сечь, Киев, Кировоград, Збруч, государственной пограничной службы и др.».

Культ этих «героев» совмещается в ячейках и лагерях «Пласта» с обучением ненависти к «москалям».

К примеру, в ноябре 2010 года в прессу просочилась информация, что в лагере «Пласта» на Ивано-Франковщине наказывают приседаниями за использование русского языка. По словам изобретшей такой метод воспитания Олеси Малюванчук, дети не обижаются, а родители приветствуют наказания. Сначала нарушителей штрафовали пятью приседаниями за русскую фразу, но затем якобы дети сами потребовали ужесточения. Пресс-секретарь «Пласта», правда, сразу же заявил, что это, мол, была личная инициатива воспитательницы. Но и из других свидетельств понятно, как именно воспитывают в «Пласте».

Так, в марте 2015 года представитель журнала «Фокус» встретился с пластунами в одной из богословских академий. На встрече мальчик-пластун радостно поведал журналисту о том, что «троллит антимайдановцев», а на вопрос, опасен ли патриотизм, ответил под одобрительное подсмеивание воспитателя: «Я хожу на курсы английского языка, и у нас есть мальчик очень пророссийских взглядов. Так вот, я его не бил». И всё это преподносится как пример высокого уровня толерантности.



Дети из организации «Пласт» почитают память Виктора Гурняка - карателя из батальона «Айдар» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), погибшего в 2014 году

Взрослые члены «Пласта», согласно правилам организации, обязаны принимать активное участие в политике. «Старшие, зрелые уже граждане-пластуны… должны принимать участие в общественной и политической жизни своей нации. Это же их главная обязанность и одна из важнейших форм службы родине», - четко формулируется в одном из пособий организации.

При этом весьма существенное участие в обучении пластунов на роль «проводников» украинского общества продолжает играть духовенство УГКЦ. Особенно активен Украинский Католический университет во Львове - вышеупомянутая бывшая львовская семинария, а затем Богословская академия, основанная митрополитом Шептицким и долгое время возглавлявшаяся Иосифым Слипым.

Самые известные пластуны-униаты - недавно умерший Любомир Гузар и нынешний президент Украинского Католического университета Борис Гудзяк. Оба - со Львовщины, оба - из семей эмигрантов. Родная тетка Гудзяка, как он сам рассказывает, погибла в рядах УПА*. Гузар принимал весьма активное участие в киевском майдане. А студенты Украинского Католического университета Гудзяка начинали майдан во Львове.

Отметим, что, несмотря на то, что «Пласт» декларирует свою внеконфессиональность, капелланом организации 20 апреля 2016 года был назначен о. Олекса Медик - священник УГКЦ и член «Пласта» из куреня «Лесные черти» (подходящее название для священника, не правда ли?).

После киевского переворота 2014 года члены «Пласта» последовательно занимали государственные посты. Все эти назначения радостно фиксировались на интернет-ресурсах «Пласта». Так, Соломию Бобровскую назначили заместителем главы Одесской областной государственной администрации. Петра Шкутяка из Ивано-Франковска - начальником управления внутренней безопасности Генеральной Прокуратуры Украины. Ульяну Супрун из США - заместителем министра охраны здоровья. А Александра Линчевского - заместителем министра охраны здоровья Украины по вопросам медицины и организации медицинской помощи в зоне АТО.

«Хотим привлечь в наши ряды по крайней мере один процент молодых людей: тогда накопится критическая масса, которая сможет влиять на происходящее в Украине…» - распространяется об амбициях «Пласта» вышеупомянутый глава этой организации на Украине Станислав Андрийчук. Но и без такой «критической политической массы» воздействие «Пласта» на происходящее на Украине весьма значимо.

Как мы убедились, на протяжении своего более чем столетнего существования «Пласт» действительно оказывал и оказывает огромное влияние на историю Украины. Именно эта организация, рекрутируя молодежь и воспитывая ее в «антимоскальском» духе, длит эстафету «антимоскальских» поколений и является кузницей кадров, произведшей националистов уже нескольких генераций - от Бандеры и Шухевича до активистов нынешнего Евромайдана и карателей зоны АТО.



Среди кубанских казаков были настоящие пластуны, служившие России и Советскому Союзу. Василий Перов. Пластуны под Севастополем. 1874 г

*Организации украинских националистов (ОУН), Организация украинских националистов - бандеровское движение (ОУН(б)), Украинская повстанческая армия (УПА), дивизия СС «Галичина» - организации, деятельность которых запрещена в РФ

Оригинал: rossaprimavera.ru

См. также:

- 08.03.2022 ВСУ поставило на вооружение нацистский марш // voiks
     Нацизм на Украине - это не удел каких-то маргиналов, шпаны или отдельных боевых подразделений (нацбатальонов). К сожалению, на Украине в той или иной мере бандеризированы ШИРОКИЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ. То же касается и украинской армии.






- Украинство - кем и зачем оно сконструировано (2017) // www.knigi.ecc.ru
     Коллективная монография посвящена конструкту «Украинство».
     Конструкт - это некий суррогат истории. Предметом исследования коллектива авторов была не история Украины, которая сложна, трагична, героична, запутана, а ее долгоиграющий суррогат, конструкт «Украинство» - предельно опасный, деструктивный и мощный. Возникновение этого конструкта, его основные характеристики, его последовательная трансформация, его реализация на разных исторических этапах, его перспективы - вот что находится в сфере данного исследования. В монографии представлены все ключевые моменты становления конструкта «Украинство», прослежена общая логика его эволюции, описаны современные формы его проявления и наиболее опасные тенденции его возможного развития. Для историков, политологов, социологов, философов, культурологов, специалистов в области других гуманитарных наук, а также для всех тех, кто интересуется нынешней ситуацией на Украине и хочет понять, что же там происходит.


- Газета Суть Времени - Украинство (mp3, по порядку) // onedrive.live.com
     Аудиоверсия первых 10 глав монографии "Украинство"

- 11.03.2022 Иосиф Слипый: окормитель антимоскальства - «Украинство…» Глава X
     Слипый, как и Шептицкий, посвятил жизнь формированию накаленного униатского антисоветского/антироссийского ядра, которое сыграло существенную роль в разрушении СССР и продолжает свою деструктивную деятельность по сей день.




- 11.03.2022 Украинские грекокатолики в «майданном процессе» - «Украинство…» Глава XI
     Украинская грекокатолическая церковь стала одним из ключевых организаторов Евромайдана




- 12.03.2022 Тягнибок и партия «Свобода» - «Украинство…» Глава XII // voiks
     Партия «Свобода», которая сыграла столь существенную роль в государственном перевороте на Украине в 2014 году - это националистическая организация, вполне откровенно заявляющая о своей фашистской природе.




- 12.03.2022 Оформление Русского мира и борьба русинов - «Украинство…» Глава XIII
     «Как нельзя разделить Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа - это Един Господь Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию, это вместе - Святая Русь»




- 12.03.2022 Украинский национализм сквозь века - «Украинство…» Глава XIV
     Исполнение мечты поляков о «Великой Польше» было немыслимо без присоединения малороссийских земель. А для этого необходимо было создать мощное псевдонационалистическое движение.




- 12.03.2022 «Интегральный национализм» Дмитрия Донцова - «Украинство…» Глава XV
     Необандеровская клика, захватившая власть в Киеве и третирующая мирное население Донбасса как «омоскаленных недолюдей», безусловно, руководствуется расистскими идеями Донцова: «Темной мистикой дьявола наполнено «мессианство» московского народа. Ей нужно противопоставить мистику предназначения Украины, сознание божественного призвания Киева сломать силу зла».




- 14.03.2022 «Нациократия» Николая Сциборского - «Украинство…» Глава XVI
     Главный враг украинцев, говорит Сциборский, - это Россия. При внимательном рассмотрении совершенно очевидно, что нациократия Сциборского - не более чем переложение на украинскую почву идей итальянских, немецких и прочих фашистов.




- 14.03.2022 ОУН-УПА*: миф и реальность - «Украинство…» Глава XVII
     Бандеровцы снова терроризируют Украину. А украинское население вновь вынуждено переживать свою историю.




- 14.03.2022 Черный орден ОУН* - «Украинство…» Глава XVIII
Современные украинские фашисты продолжают бредить пришествием чего-то большего - «спрута», который выполнит «историческую» задачу создания украинской нации и полного освобождения мира от «москалей»




- Метка: Украинство (книга)

Тысовский Александр, Галичина, Шухевич, Донбасс, ОУН(б), скауты, Коновалец, УГКЦ, ОУН, Красная Весна, Евромайдан, бандеровцы, Польша, майдан, нацизм, украинство, Донцов Дмитрий, Украина, УВО, Пласт, Суть времени, Украинство (книга), Шептицкий Андрей, УПА, русофобия, Чмола Иван, ВСУ, АТО, Бандера Степан

Previous post Next post
Up