Все, наверное, раскладывали пасьянс "Паук" - особенно когда нечего делать, а из развлечений перед тобой только старенький компьютер с Windows XP. "Паука" на одну масть разложить гораздо быстрее и проще, чем на четыре; и меньше шанс, что "не сойдется". Но после трех-четырех партий процесс начинает казаться слишком простым, и чувство завершения - уже не то.
Я хочу написать об игре "Нижегородский Пасьянс", на которую я съездил в эти выходные.
Это - хорошая, основательно сделанная игра, подарившая многим игрокам интересные истории. Она из тех игр, фотографии с которых получаются очень красивыми; как и литературные отчеты игроков. Но есть некоторые вещи, за которые отдельно хочется поблагодарить.
- Этикет. Нет, не так.
- ЭТИКЕТ. Постоянная проблема игр по XIX веку - это игроки, которые перестают следить за этикетом уже в конце первого игрового дня. Причина понятна - этикет сложен; не интуитивен; отнимает временные и умственные ресурсы; и кому дело до приличий, когда надо спасать мир \ чью-то жизнь \ расследовать детектив \ выигрывать ролевую игру. Здесь мастера сделали этикет важной частью системы, прикрутили к нему численный счетчик и очевидные маркеры успеха\неудачи в виде белых\черных бантов. И это очень сильно мотивирует быть внимательным к поведению своего персонажа. (Кстати, если эту систему применить к современному или футуристическому сеттингу, то мы получим неплохую систему рейтинга!)
- Как производная от этикета - салоны, рауты и визиты. Эти светские мероприятия теперь делают пространство для игры; события на них обсуждаются в игровом пространстве - и это создает абсолютно правильную атмосферу.
- Экономика. Жаль, что не удалось поиграть в тендер - проникновение в ранг купцов заняло у меня слишком много времени; а когда к субботнему обеду я получил повышение - то уже был простужен и было не до того (полежать бы). По отзывам купцов, были насыщенные моменты в "закрытии" флотского тендера - и знакомиться с самой системой на игре было тоже интересно.
- Биржа. Легко, просто, понятно и интересно. Сделайте качественную цветную полиграфию - и получится хорошая карточная модель.
Одна из задач моего персонажа на игре (которую я поставил сам себе) - выбраться с самого глубокого социального дна, используя заложенные в игру механизмы. Это было достаточно интересно, и успешно закончилось классической "женитьбой на деньгах". Это - то самое раскладывание пасьянса "на одну масть"; но для успешной игры и удачной истории мастей явно не хватало:
- Магия. В книге "Маг в законе" была особая, не похожая на другие сеттинги, структура магии. Если ты крестник (читай - ученик волшебника); то крестный (т.е. учитель) тебя ничему не учит, а знание приходит "как бы само". Крестный лишь объясняет последствия и бьет по рукам, если переборщишь с колдунством. Так вот - играть в это на живой игре очень скучно. Моя мотивация - ждать выхода в Закон (т.е. инициации как взрослого мага), он придет вне зависимости от моих действий, колдовать пока нельзя (кроме крайних случаев); а внешняя среда со мной никак не взаимодействует. И надобности в применении магии особо нет, потому что...
- Нет соответствующих активных завязок. Активная завязка мотивирует меня действовать, общаться, искать решения и достижения целей. (Пассивная завязка в этом случае обеспечивает меня информацией, и влияет на мои действия, когда наступят обстоятельства. Поторопить их я никак не могу) Мне всегда интересно раскрывать сюжетные линии придуманные мастерами - и в процессе этого делать себе и другим красивую историю. Когда требуется при этом совершать моральный выбор - или даже выбор инструментов к решению - то задача становится еще интереснее. И сколько бы могучих артефактов ни было в моем кармане (и заклинаний в спелл-буке), они все могут пролежать без надобности, если персонаж не попадает в сложные обстоятельства.
Если резюмировать мое впечатление с игры - то мозг доволен, а вот сердце чувствует подвох. Причину я вижу в том, что мы с мастерами (не только на этой игре, к слову) по-разному видим, во что я хочу играть - а во что не хочу. В итоге ожидание расходится с реальностью - а это универсальный корень всех бед.
Тем не менее, огромное спасибо мастерам и всем игрокам, которые играли с Александром Родионовичем Решетиловым!
Ну его к лешему, этот мажий Закон.