Дамы и господа, сюжет сегодняшнего фильма настолько запутан, что даже мне сложно изложить завязку... Одной страшной черной ночью в черном-черном особняке зловещая тень человека в шляпе проникает к девушке и хватает ее, когда та говорит по телефону... Хотя нет, лучше так - популярный ведущий Виктор Грэндисон приходит на вечеринку в честь дня рождения, где его ожидают родные и близкие - неприятная племянница Алтея Кин, ее мужинек-пьяница Оливер, а так же внезапно какой-то молодой и слишком уверенный человек, который называется Стивеном Ховардом и утверждает, что он муж другой племянницы, Матильды Фэйзьер. Это странно, так как Матильда месяц назад утонула на корабле и ничего про мужа не сообщала, а наоборот, пыталась обручиться с Оливером, пока его не увела Алтея... Мало было Грендисону, что его секретарша повесилась, а его администратор Джейн не в курсе всего, так еще и... Так, стоп, нет-нет-нет, все было не так... Матильда на самом деле не на корабле, а на самолете в Бразилии, а Стивен Ховард знаком с Джейн... или нет... Так, нет, ладно, я забежал вперед... Стива хочет окрутить Алтея, потому что не любила Матильду и вообще шлюха... А еще тут есть типичная голливудская амнезия, вот почему женщина не помнит об этих событиях... А, нет амнезии. Стоп, это же сюжетный поворот... Да блин... Черт, этот сюжет запутаннее, чем ходы этого гигантского особняка, в котором происходит действие...
КОРОЧЕ! Хотите посмотреть более запутанную и аристократическую версию "Лоры" с лощеным аристократом, запуганной девушкой с ангельским лицом 90% хронометража, пришествиями с того света, хитрым прожженным детективом и хитровыебонистыми убийствами - только теперь в шикарном особняке и с детективными постановками по радио? Смотрите уникальный триллер, детектив и саспенс от выдающегося режиссера Майкла Кертиса, поставившего "Касабланку"! С плохими, но распиаренными актерами и знаменитым аристократом Клодом Рэйнсом, который опять играет себя! В великолепной по напряженности и атмосфере страха операторской работе Элвуда Бределла! Страшный, захватывающий, запутанный и внезапный как Гитлер в детском садике нуар, самый неподозрительный нуар в истории - "Вне подозрений"!!! Если вы уснете на просмотре, деньги не возвращаются!
Да, этот фильм в те времена (да и сейчас) часто сравнивают со знаменитой
"Лорой" (1944). "Лору" я смотрел и меня не особенно впечатлило, тем более что нуара как эстетики там почти нет - да и кроме знаменитого приема "пришествия с того света" кино мало чем интересно. Так что "Вне подозрений" мне больше напомнил совершенно безвестный малобюджетный трэшак
"Похорони меня мертвой" (1947). Ну а чо, подозрительно похоже. Действие в пафосном и богатом особняке с испорченными аристократами - сюжетно запутанная санта-барбара, где все спят со всеми - пришествие бабы, которую все считали убитой - злодеем оказался чувак, который отвечал за финансы семейки - он ближе к концу пытается замести следы, убивая еще раз свидетелей - ну, и т.д.
Сходство с дешевыми трэшаками, которые крутят в ходе радиопостановок (такие постановки тут вообще - часть сюжета!), не должно удивлять. Фильм снимал именитый Майкл Кертис - бывший венгерский режиссер, который в Голливуде поднимался аж с 1920-х. В 1947 г. он основал свою собственную кинокомпанию с безумно оригинальным названием Michael Curtiz Production. Это была одна из многочисленных попыток режиссеров того времени сформировать альтернативу "мэйджорам" Голливуда, которая успешно провалилась - сняв тройку нуаров и две музыкальные комедии, которые в основном распространялись через Warner Brothers, студия благополучно сгинула. Причины не особо скрывал и сам Кертис, который признавал, что в Голливуде нормальный сюжет найти сложнее, чем яйцо курицы в овощном отделе - все, что можно, "мэйджоры" все равно перекупят. Поэтому и "Вне подозрений" сняли на основе новеллы популярной детективщицы Шарлотты Армстронг. Сценарий писал какой-то ноунейм, будущий глава Гильдии писателей Западной Америки, а доделывала его лично жена Кертиса. Хотя сюжет в целом явно близок оригинальному, кое-какие сюжетные дыры остались, да и путаницы в результате адаптаций стало гораздо больше. Бюджет все же был - на главную роль взяли Дану Эндрюса (вот вам еще оммаж "Лоре"!), Вирджинию Мэйо и Кэти О'Доннелл.
Однако нуарная стилизация, отточенная Кертисом при съемках предыдущего своего фильма "Милдред Пирс", куда более известного - удалась. Этот фильм стопроцентный нуар, каким мы его знаем. Визуальный код нуара начинается буквально с первой сцены, в котором мрачная тень бродит по особняку и нападает на секретаршу. Первое время кино весьма впечатляет подобными изысками - особенно, конечно, поражает сцена, в которой камера летит через ночную тьму, показывая одного за другим персонажей в своей обстановке, и мы пока еще не знаем, связаны они друг с другом или нет. В ходу и так любимый мною лобовой символизм того времени - надпись отеля "Peekskill" превращается в "Kill" из окна напряженно курящего в номере преступника... К сожалению, дальше оригинальные операторские ходы в целом заканчиваются, но все визуальные фишки и неплохая операторская работа остаются - тьма, дождь в ряде ночных сцен, косые черты на лицах прячущихся, обязательно зловещие тени в проемах дверей и окон, пафосные борцы за справедливость в плаще и шляпе, и конечно же, все персонажи бесконечно курят и пафосно зажигают спички, из-за чего сигаретного дыма тут как в курилке на вокзале. Есть даже пара сцен с использованием комбинированной съемки. И, конечно, постоянные хлесткие диалоги с глупыми шутками в каждой реплике и такой манерой речи, будто это пародия на британских аристократов.
Сюжет фильма очень запутанный и намеренно не совсем внятный, чтобы напустить туману в действие. Если бы дело разбирала реальная полиция, это так просто с рук убийце бы не сошло. Копы все же не совсем идиоты и легко бы нашли следы борьбы, отсутствие мотивов самоубийства и наличие мотивов у реального убийцы. Ну, а дальше реальная, а не формальная проверка алиби, и вуаля - сюжет заканчивается за три дня. Также есть много других серьезных вопросов к происходящему, но это спойлеры и потому называть их не буду. Помогает только то, что сюжет фильма слишком запутанный, чтобы обращать внимания на такие неправдоподобности, мелкие сюжетные дыры и иногда чеховские ружья, которые не стреляют. После просмотра по здравому размышлению понимаешь, что сюжет явно сшит на кривую нитку и большим правдоподобием не страдает. Особенно нелепо выглядит признание в пьяном виде с бухты-барахты.
Однако кино все-таки берет за живое и притягивает интерес, так как захватывает именно этой запутанностью и занимательностью. Мы с самого начала понимаем, что секретарша убита, а герои - нет. Нам показывают персонажей, которые знают, что произошло - а мы нет. У бабы действительно амнезия из-за чего она не помнит собственного мужа - да или нет? Ну, и так далее. Все друг за другом подсматривают-подслушивают, попадаются на глаза в этом гигантском особняке и пытаются реализовать свои очень хитрые и заковыристые планы, а сюжетные повороты идут каждые десять минут. К сожалению, личность убийцы безо всякого смущения раскрывают достаточно быстро, уже на середине фильма - да и мотив у него весьма банальный. После этого остается сидеть и наблюдать за тем, как этот паук плетет паутину, пытаясь убрать свидетелей и "гадать", получится у него это или нет. Способы неоригинальные и типично киношные - подпилить тормоза в машине и травануть ядом с признательной запиской. Финал, конечно, предопределен и будет счастливым. Но все же смотрится с интересом благодаря харизме злодея, операторской работе и местами даже экшну. Кино не поскупилось аж на две очень впечатляющих даже сейчас автомобильные погони - снято довольно эффектно, есть даже классические взрывающиеся горящие автомобили и спасение на свалке под металлическим прессом в горящем костре.
Зашибись, уже тогда киношники взрывали в кадре не ту машину, которая гоняла раньше, долбанный Голливуд...
В отличие от операторской работы и хитро закрученного сюжета, актеры - далеко не самое сильное место фильма. По сути, главную скрипку играет Клод Рейнс, исполняющий дядю, радиоведущего, чтеца-жнеца-на дуде игреца - Виктора Грэндисона. Типичный такой аристократ с мягким бархатным голосом, приятным видом, степенностью и рассудительностью - но за его внешностью скрывается совсем другой человек. Проблема в том, что точно такой же образ он уже играл и в
"Обмане", и в
"Дурной славе" Хичкока... Так что догадаться о его персонаже несложно... Да и вообще, персонажи в этом фильме очень клишированные и играют их актеры крайне однотипно. Алтея Кин - Одри Тотер, напыщенная, алчная самодовольная и грубая красотка с носом-картошкой. Играла и переигрывала (во всех смыслах слова) такое очень часто, даже в более сложных ролях типа "Леди в озере". Красоты в ней, кстати, меньше, чем в Буратино. Деревянные красавчики с внешностью манекенов, один пьяница-дурачок, второй герой-журналист - какие-то забытые актеры. Матильда Фэзьер - испуганная и наивная девочка с хлопающими глазами, чье предназначение плакать и страдать весь фильм, влюбиться в главного героя и сопровождать в финале его под израненную ручку - короче, типичный персонаж Джин Тирни. Только вместо нее красотка-модель Джоан Колфилд. Актриса невыдающаяся и неудивительно, что карьеру сделает только в 50-е и то на ТВ. Отчасти это объясняется тем, что главгер и будущий алкаш Дана Эндрюс загордился и уволился всего через две недели - а с ним отвалились Мэйо и О'Конелл, которые шли "единым пакетом" от другой студии. Пришлось в аварийном порядке назначать главгером какого-то ноунейма, а второсортных баб брать в аренду у других студий. Впрочем, я видел в других фильмах Дану Эндрюс и О'Конелл - они играли еще хуже.
Зато кино очень стильное и элегантное и содержит много духа времени. Не зря сюжет во много посвящен популярной тогда теме детективов-радиопостановок. Довольно интересно было увидеть, хотя и мельком, как это делалось на самом деле: оказывается, актер не просто читал это по микрофону с бумажки - рядом сидел еще и целый оркестр, который ему аккомпанировал по указке администратора. Недаром среди сценаристов был настоящий многолетний работник радиопостановок. Также в фильме играют немалую роль средства звукозаписи. Поразительно, но уже в этом, очень раннем фильме про гигантские патефоны и огромные грампластинки злодей успешно использует звукозапись для подделки убийства - прием, позднее опробованный очень часто. Ну и конечно, красивые платья, красивые женщины, вечеринки аристократов, кафе и много чего еще - аристократическая нуарная обстановка по типу "Глубокого сна" или еще других примеров тут в избытке. В принципе, неудивительно, ведь умение Майкла Кертиса заключалось с помощью хорошей операторской работы и сильной постановки вытянуть даже откровенно тупые и слабые сценарии. Пример его "Касабланки" показывает, что иногда в этом можно творить чудеса. Вот так получилось и на сей раз.
"Вне подозрений" - не самый правдоподобный (что типично для тех времен), но довольно интересный нуар от Майкла Кертиса - с ультрануарной атмосферой, запутанным и занятным сюжетом, очень яркой операторской работой, даже с некоторым экшном - короче, качественная детективная вещь из тех времен, когда средства звукозаписи были большими, а автомобили не взрывались, но загорались. Он не вошел в историю, как "Милдред-пирс" или "Лора", но он тоже хорошо сделан и интересен. Неплохая вещь для любителей нуара и классических детективов.