Глава воткинцев фон Вах и его трепетное отношение к законности

May 10, 2022 21:51

Однажды к командующему Тобольской группой Бордзиловскому прибыл совдеп из командиров полков Воткинской дивизии во главе с капитаном Горчаковским (Сергеем Михайловичем, родственником известного Харбину Горчаковского, председателя конференции, теперь служит в конторе городского участка и имеет совпаспорт).

Этот совдеп просил, ввиду непригодности полковника Михайлова, быть начальником дивизии, назначить и. д. начальника дивизии полковника Фон Ваха, которого они любят и уважают и которому верят. Генерал Бордзиловский признал совдеп, ибо поступил, так как они просили и принес этим неисчислимый вред белому движению. Пример: в одном селе, чередуясь по две недели, бывали то белые, то красные и вот естественный вопрос одного пожилого офицера в поле к старику крестьянину - кто для народа лучше белые или красные, то крестьянин ответил, ежели считать воткинцев белыми, то красные во много раз их лучше. Кто проходил по селам и деревням после воткинцев, тот знает, что движение этих частей было высшей карой для населения - у них не было ничего святого и неприкосновенного. Ибо не было случая, благодаря преступному попустительству начальников, чтобы хотя бы один чин ответил за изнасилование или грабеж.

Колчаковский поручик А.М. Смирнов с гордостью рассказывает о товарищах по борьбе.

В свете этого свидетельства дальнейшая маленькая история, случайно сохранившаяся в архивах, смотрится не как рядовой эпизод, а очередное свидетельство из многочисленных подобных эпизодов Воткинской дивизии, подтвержденных документально.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ КОМАНДИРА ВОТКИНСКОГО СТРЕЛКОВОГО ПОЛКА, ПОЛКОВНИКА БОРИСА ЭММАНУИЛОВИЧА ФОН-ВАХА

24 марта 1920 года за №1571 Читинской Уездной Земской Управой было сообщено Начальнику Штаба Командующего войсками Российской Восточной Окраины о том, что явившимся в Земскую Управу Председатель Кенонской Волостной Земской Управы ПОМУЛЕВЫМ сделано заявление о нанесении ему 25 ударов плетьми по приказанию командира артиллерийской бригады, расквартированной в селе Кеноне, за то что он, ПОМУЛЕВ, просил произвести расчет за мясо, отпущенное населением воинским частям, причем после этого избиения деньги за мясо были уплачены.

Читинская Уездная Земская Управа, доведя об изложенном до сведения начальника штаба, просила о производстве расследования по существу заявления ПОМУЛЕВА и о наказании виновных.

Означенное сообщение Читинской Уездной Земской Управы, по распоряжению Командующего войсками, было направлено Начальнику Иркутской Стрелковой Дивизии для производства для содержанию его дознания, а последним передано для исполнения Начальнику Артиллерии Иркутской Дивизии, Полковнику ШМЕЛЕВУ.

Произведенным дознанием было установлено следующее. Из показаний свидетелей: командира 1-ой конной батареи Воткинского артиллерийского дивизиона Подполковника ВЕРЦИНСКОГО, командира артиллерийского парка ПРОНИНА и других, - видно, что 23 марта 1920 года в с. Кеноне и к Поручику ХРУЩЕВУ явился крестьянин ПОМУЛЕВ и стал требовать уплаты денег за мясо, отпущенное артиллерийскому парку, по двумя запискам: записке артельщика парка и распределительной записке на мясо по батареям; затем вскоре отказался от получения денег по второй записке, но настаивал на уплате денег полностью по расписке артельщика парка; однако, по этой расписке уплата денег была произведена ранее, хотя лишь по цене 1200 руб. за пуд., а не по 2000 р., т.к. последняя справочная цена на мясо стала известна артиллерийскому парку позднее расплаты за мясо; несмотря на то, что ПОМУЛЕВУ был показан счет с распиской в получении денег по цене 1200 рублей за пуд выданный его отцом, стариком ПОМУЛЕВЫМ, от которого именно мясо и бралось - молодой ПОМУЛЕВ настаивал на уплате, заявив, что «значит, батарея не заплатила»; его ответил к командиру батареи с тем, чтобы там найти счет на мясо и показать ему; последнее было сделано, а после того ПОМУЛЕВ продолжавший настаивать на уплате денег полностью за всего взятого быка, был арестован и Подполковник ВВЕДЕНСКИЙ приказал его отправить в Штаб Полка; очевидно слышавший это распоряжение ПОМУЛЕВ, бывший в то время в кухне дома, незаметно скрылся и позднее был задержан за селением на берегу озера Кенон; его отправили в Штаб Полка.

Когда о происшедшем было доложено Командиру Полка, Полковнику фон-ВАХ, то последний приказал дать ПОМУЛЕВУ 25 ударов розгами. По показаниям Полковника Фон-ВАХ, вышеизложенное распоряжение было им сделано с целью наказать ПОМУЛЕВА как за то, что он пытался получить с части деньги подложным путем, так и за то, что он позволил себе оскорблять армию добровольцев, ругал солдат большевиками. Это последнее обстоятельство в дознании подтверждено и показаниями свидетелей - в том смысле, что ПОМУЛЕВ говорил по адресу арестовавших его: «Ну, посижу дней пять, деньги мои могут и пропасть. Красные придут, за вас заплатят, они за все рассчитаются» /показания поручика ХРУЩЕВА/, «большевики всегда платят лучшую цену» /показание бомбардира ПРОНИНА/ «вот красные придут, за вас заплатят, если у вас денег нет» /показание рядового ПЕРЕВЕРЗЕВА/ По показанию Полковника Фон-ВАХ, ПОМУЛЕВ ничего не говорил о том, что состоит в должности Председателя Волостной Земской Управы. Допрошенные свидетели также утверждают, что о занимаемом ПОМУЛЕВЫМ служебном и общественном положении им ничего не было известно.

Сам ПОМУЛЕВ, при допросе его милицией 4 мая 1920 г., показал, что он хорошо знал о том, что за поставленное его отцом мясо следует получить лишь доплату за 2 пуда 29 фунтов по 800 р. с пуда; долг этот был за Артиллерийским парком; только об этой доплате он и просил Командира Артиллерийского парка, но последний, посмотрев счет, сказал, то уже уплочено полностью за все 9 п. и 24 ф., т.е. за всего доставленного быка, и тут же обозвал его мошенником; перед тем, как понести наказание, он, ПОМУЛЕВ, никаких оскорбительных слов по адресу военных властей не говорил, как равно и не сравнивал их с красными, о том, что он состоит Председателем Волостной Земской Управы, он объяснял Командиру Полка, но последний ему ответил: «Ага, вот Председателя то и надо выпороть, а заодно с ним еще и Старосту».

Из имеющегося дознания счета на имя Командира Артиллерийского парка 15 Воткинской Стрелковой Дивизии видно, что ПОМУЛЕВУ 23 марта 1920 года было уплачено под собственноручную расписку 2180 руб., составляющие доплату за 2 пуда 29 ф. мяса, считая по 800 р. с пуда.

Из поступивших на имя Военного Прокурора телеграмм от Командира 2 Корпуса Генерал-Лейтенанта ВЕРЖБИЦКОГО и Начальника Штаба того же Корпуса Генерал-Майора КАСАТКИНА видно, то по докладу Главнокомандующего обстоятельств дела о полковнике фон-ВАХ, Главнокомандующий приказал дело о последнем производством прекратить.

Вследствие сего и за силою 95 статьи XXIII книги Свода Военных Постановлений 1869 года издания Военно-Прокурорский Надзор Военно-Окружного Суда Российской Восточной Окраины полагал бы настоящее дело о Полковнике Борисе Эммануиловиче ФОН-ВАХ дальнейшим производством прекратить.

Настоящее заключение, на основании пункта «к», статьи 2 Постановления Совета Министров 24 января 1920 года, подлежит рассмотрению Военно-Прокурорского Суда Российской Восточной Окраины составлено 28 мая 1920 года в городе ЧИТЕ.

ВОЕННЫЙ ПРОКУРОР
ГЕНЕРАЛ-МАЙОР (подпись)

ГАРФ. Ф. 8404. Оп. 1. Д. 98. Л. 2-3об. Машинописная копия.

Остается добавить, что господин фон Вах был офицером Генерального штаба и добровольцем великого Белого дела, который перешел на сторону истинныхЪ патриотовЪ еще с Академией Генштаба в Казани. Светлый был человек.

1920, ИВВ, белодельцы

Previous post Next post
Up