Постижение нуара №60. "Препятствие" (1951)

Mar 07, 2022 12:21



В славном граде на холмах Лос-Анджелесе живет-поживает крутой детектив страховой фирмы Уолтер Нефф, который однажды встречает офигенно красивую телку и предлагает ей наколоть собственную фирму, чтобы получить двойную страховку... А, нет, это другой фильм. А тут... В славном граде на холмах Лос-Анджелесе живет-поживает крутой детектив страховой фирмы Джозеф Питерс, который однажды встречает офигенно красивую телку и предлагает ей наколоть собственную фирму, чтобы ограбить почтовый поезд... Для этого он снюхался с мафией, которую сам обязательно попытается надуть, а еще в деле есть дружок и коллега Питерса, который обязательно разрушит его идеальное преступление, так что валяться нашему горе-комбинатору в земле с пулей в груди, а его телка заплачет и уйдет в закатЪ. Вот и весь сюжет от очередного штампованного Б-муви от легендарной компании по производству киношлака RKO, которое скачал один тупой любитель нуара. Хэппи-энд! Билеты отдаются в обмен на то, что у вас завалялось в карманах и что не жалко отдать.





Да, сюжет очередного малобюджетного нуара не представляет собой ничего интересного. Очередной перепев "Двойной страховки". Отличия есть, но так, больше для проформы. Кто из нас не видел этих дешевых криминальных драм, в которых главгер, кристально честный человек, ни с того ни с сего сходит с ума, всего лишь встретив красивую бабу, проворачивает ради секаса любви хитрую аферу, ищет по долгу службы сам себя и в итоге ухитряется все профукать? Миллион раз такое было. Есть ли вообще фильмы, где главгер не лох и ДЕЙСТВИТЕЛЬНО предусматривает все возможные проблемы и ведет со следствием опасную игру, балансируя на грани раскрытия? Я пока из такого видел только "Большие часы" (1948). Ах да, еще пролог здесь как в дешевых боевиках - в начале показано не относящееся к сюжету отдельное задание главгера, который успешно схватил с помощью простой подставы расхитителя капиталистической собственности.







По части актерской игры хвастаться тоже нечем. Единственной условной звездой является исполнитель главной роли Чарльз Макгроу, который играл в "Убийцах" (1946), например. Но и он тут не шибко старается, эмоции не блещут даже когда он кагбэ в наприжэнии мчит за рулем автомобиля в погоне. Остальное - сплошь хорошо известные характерные актеры Б-муви того времени. Недоигрыващая фотомодель Джоан Диксон, снявшаяся в десятке убогих лент - в типичном для себя амплуа материально заинтересованной "роковой женщины", разве что тут она не толкает Джо на преступление - тот сам с абсурдной быстротой все придумывает сам. Луис Хейдт - очередной крутой детектив второго плана. Еще кто-то в роли гангстера-лоха. Режиссура тоже не блещет - кинцо снимал мало кому известный Гарольд Дэниэлс, который сделал с десяток малоинтересных Б-муви. Так что нуарной эстетикой фильм похвастаться не может. Она тут есть только во вполне достойной прологе и еще отдельных ночных сценах. Мда, а ведь оператор Николас Мусурака, один из лучших авторов такой эстетики...







Единственное достоинство фильма - какое-никакое - это финальная погоня полиции за главгером в цементированном русле реки в Лос-Анджелесе. Даже не киноман быстро поймет, что эти локации как-то подозрительно знакомы. Таки да, ребяточки - это действительно та же локация, что была во втором "Терминаторе". Удивительно, но за сорок лет этот цементированный спуск совершенно не изменился. Вполне возможно, что он и сейчас там стоит, не поменявшись ни на йоту. Хитрожопый Кэмерон вообще раньше (а не сейчас!) умел грамотно экономить, чтобы это оставалось красиво. В своей идее автопогони по дренажной системе он ориентировался не на это забытое кинцо, а на целый пласт фильмов голливудских продюсеров, которые вслед за этим нуаром бросились снимать на красивой натуре: "В упор" (1967), "Китайский квартал" (1974), "Бриолин" (1978) и т.д. Да и вообще, даже на фоне последователей снята погоня довольно эффектно, хотя полудокументальный стиль полицейского процедурника начала 50-х мне уже откровенно приелся. Правда, кар-крэша не будет. Точнее, один автомобиль перевернули и подожгли в другой ночной сцене, но она была спижжена из фильма "Высокая Сьерра" (1940) - т.е. денег на кар-крэш у студии тупо не было.







Мнээээээ... чтобы еще тут выжать сверх того, что написано в Википедии... Да ничего. "Препятствие" - это очередной проходной нуар 1950-х со всеми штампами жанра, которые сформировали его крайне стереотипное лицо. Лучшие образцы нуара как раз часто от них отходили, так что в следующий раз лучше напишу о них.

нуар

Previous post Next post
Up