ЦРУ ведет психологическую войну (1982). Часть 2

Aug 07, 2020 18:12

Фред ЛЭНДИС
ЦРУ ВЕДЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ВОЙНУ
(анализ событий в Чили, на Ямайке и в Никарагуа)

США: экономика, политика, идеология. №1. 1983. С. 61-69.

«Семантический дифференциал»

Управление поведением людей при помощи тщательно подобранных и при этом определенным образом эмоционально нагруженных слов и выражений - один из наиболее характерных признаков того, что ЦРУ проводит свои пропагандистские операции. Главную роль в разработке их принципов сыграли три человека - Б. Скиннер, Чарльз Озгуд и Эдвард Лэнсдейл.

Еще во времена, когда существовало Управление стратегических Служб (УСС), преобразованное затем в ЦРУ, американская пропаганда находилась под заметным влиянием последователей фрейдизма. Позднее Пентагон и ЦРУ сочли взгляды Б. Скиннера более прагматичными. Скиннер написал книгу под названием «Поведение организмов», в основу которой были положены его наблюдения за поведением белых мышей и голубей.

Современная концепция взаимоотношений составной частью входит в теорию бихевиоризма. В соответствии с этой теорией мыслительные процессы высшего порядка могут быть исчерпывающе объяснены путем анализа раздражителей и ответных реакций на их воздействие. Концепция умственной деятельности включает в себя, с одной стороны, понятие логических ассоциаций, или значения, а с другой - понятие ассоциаций эмоциональных, или аффекта.

Психолингвисты долгое время считали, что грамматические и семантические особенности каждого языка формируют мировоззрение тех, кто на этом языке говорит. Таким образом, простое изучение языка носителей какой-либо из определенных культур должно позволить выявить скрытые психологические процессы, свойственные именно этой культуре. Если к тому же проанализировать характерные для данного языка словесные ассоциации и эмоциональные ассоциации, связанные с определенными ключевыми словами, то психолингвистика может быть использована в целях выявления психологических характеристик как культуры в целом, так и отдельных руководителей.

Профессор Чарльз Озгуд, чьи исследования финансировались ЦРУ и были использованы в программе этого управления, получившей кодовое обозначение «Программа МК-УЛЬТРА», разработал методику, известную под названием «семантический дифференциал». С ее помощью можно определять все те характеристики, о которых говорилось выше.

Пользующийся дурной известностью Эдвард Лэнсдейл, ветеран УСС и ЦРУ, фигура которого выведена в книге «Безобразный американец», основывался в своей деятельности как раз на этой концепции. Он считал, что в каждой иностранной культуре есть определенные скрытые психологические ключи, и ключи эти, если их обна-/61/-ружить, позволят легко манипулировать умами людей.

В 1958 г. метод «семантического дифференциала» был официально взят на вооружение ЦРУ для поисков таких скрытых ключей. Спустя 20 лет ЦРУ сделало достоянием гласности ранее засекреченные отчеты об экспериментах, проводившихся в рамках «Программы МК-УЛЬТРА». Эти эксперименты включали в себя психологические исследования и исследования, направленные на разработку способов воздействия на мышление людей. На основе изучения этих документов в своей работе «Поиски „маньчжурского кандидата": ЦРУ и власть над умами людей» Джон Маркс писал:

«Сотрудники управления считали свои исследования "непосредственно связанными" с тайными операциями. Они были уверены в том, что смогут превратить озгудовскую теорию "скрытых ценностей и сигнальных слов", возникающих приобщении людей друг с другом, в способ повышения эффективности пропагандистских операций за рубежом. Работа Озгуда вложила в их руки оружие, именуемое "семантическим дифференциалом", позволяющее выбирать в иностранном языке именно "такие слова, с помощью которых удобнее всего внушать людям определенные идеи". (В 1958 г. ЦРУ выделило Озгуду ассигнования на сумму 192 975 долларов для изучения 620 ключевых слов в языках народов всего мира, среди которых было условно выделено 30 культур, с использованием семантического дифференциала.)»

Мы так подробно останавливаемся на «семантическом дифференциале», чтобы объяснить многие особенности, характерные для пропагандистской деятельности ЦРУ. В частности, применение этого приема делает понятным, почему используются одни слова, а другие отвергаются; почему в пропагандистских материалах особенно навязчиво употребляются слова, по звучанию схожие со словом «коммунизм». Это объясняет попытки повлиять па поведение людей, превращая понятия, ранее имевшие позитивный смысл, в отрицательно нагруженные понятия с помощью простых вещественных ассоциаций; стремление изобразить общество резко разделенным на два противостоящих друг другу лагеря, причем на один из полюсов помещается существующее правительство, деятельность которого характеризуется в явно отрицательных выражениях и, более того, прямо наводящих на мысль о его бессилии и пассивности.

В 1974 г. я пришел к выводу, что, кто бы ни направлял деятельность газеты «Меркурио», руководство ее использует прием «семантического дифференциала». Интересный факт: не кто иной, как сам Чарльз Озгуд согласился с этим выводом и помог мне обоснованно доказать его. Объемистые материалы, связанные с работой по «Программе МК-УДЬТРА», оглашенные ЦРУ в 1978 г., подтверждают, что «семантический дифференциал» - это стратегический прием секретных служб, с помощью которого ЦРУ определяет объекты своих пропагандистских операций. В механизме психологической войны, проводимой ЦРУ, этот прием играет такую же роль, что и система инерционного наведения в ядерной ракете.

Методы воздействия на подсознание

Совокупный эффект словесных ассоциаций (построенных на основе применения метода семантического дифференциала) и воздействия на подсознание людей настолько силен, что подавляет все остальное. Известно, какой психологический, да и чисто органический страх испытывали зрители кинофильма «Изгоняющий дьявола». Однако гораздо менее известен тот факт, что эти реакции - следствие использования способов воздейст-/62/-вия на подсознание людей, в частности, результат демонстрации на экране маски смерти. Во многих печатных изданиях широко обсуждалось использование этой маски смерти в «Изгоняющем дьявола» для вторжения в подсознание людей. Следует отметить, что сам автор фильма Уильям Питер Блэктти открыто говорил о своей причастности к операциям в рамках психологической войны во Вьетнаме.

Как утверждал Уилсон Брайан Кейс, «Изгоняющий дьявола» - это «блестящий образчик применения нововведений в области воздействия на подсознание людей через зрительное и слуховое восприятие. Их использование исключает возможность принимать решения, исходя из рационального осмысления реальности, или психологически противостоять нажиму, поскольку все центры сознания в таком случае оказываются отключенными. Много раз в течение сеанса на экране вспыхивает яркий свет и на короткое, не улавливаемое рациональным сознанием мгновение появляется лицо отца Карраса в виде огромной, занимающей весь экран маски смерти... В кульминационный момент фильма, когда в отца Карраса вселяется дьявол, его лицо становится совершенно белым, что делает его еще более похожим на ранее появлявшуюся, как в тахистоскопе, пресловутую маску» [1]

1. В психологических экспериментах тахистоскоп, прибор, на экране которого на определенный, обычно очень малый, период времени появляется то или иное изображение, используется для определения скорости реакции, глубины запечатлевания. - Прим. ред.

Во время предвыборной кампании па Ямайке в 1980 г. на страницах, «Дейли глинер» появлялись определенным образом отретушированные фотографии тогдашнего премьер-министра Майкла Мэнли, очень похожие на ту самую маску смерти. О других примерах использования подобных приемов подробно рассказано в работе «Ямайка: психологическая война в органах массовой информации». Описывая психологическое воздействие фильма «Изгоняющий дьявола», У. Кейс сформулировал свои наблюдения следующим образом:

«По мере того как человек все больше внутренне напрягается, резко снижается уровень его рационального восприятия, но вместе с тем он все более и более остро реагирует на воздействие на его подсознание... Напряжение и спад его, вновь напряжение и вновь спад, опять напряжение и опять спад, причем напряжение с каждым моментом все возрастает. В конце концов многие зрители чувствуют себя абсолютно вымотанными, а иногда дело доходит даже до тошноты и головокружения».

Очутиться в стране, где идет интенсивная психологическая война, как, например, в Чили или на Ямайке, - это все равно что самому оказаться участником, а не зрителем фильма «Изгоняющий дьявола». Для примера можно сравнить реакцию зрителей этого фильма с впечатлениями тех, кто побывал в Чили. В своей работе «Политическая рентгенограмма Чили» Баэса Флорес писала: «Я оказалась в Чили в качестве путешественницы, но мне сразу же стало дурно от атмосферы пропаганды и контрпропаганды. Я даже почувствовала симптомы "идеологической" морской болезни от такой обстановки».

Оскар Уэйс в газете «Насьон» писал: «Задачи ЦРУ состоят в том, чтобы расстроить психику всего народа, а это, в частности, достигается с помощью навязчивого повторения "мотивов", сопровождающих обычно все фильмы ужасов».

В статье, опубликованной газетой «Нэшнл», Ральф Макги указывал, что в Чили ЦРУ пыталось возродить ту же психологическую атмосферу, те же настроения, какие оно создало в Индонезии в 1965 г. Хочется обратить внимание также /63/ на то, что корреспондент этой газеты в Джакарте Арнольд Брекман писал об этих настроениях позднее в работе «Крах коммунистов в Индонезии» следующее:

«В 1964-1965 гг. образованные индонезийцы, характеризуя действия режима в то время, говорили о "психическом терроре". Многочисленные убийства в тот период можно охарактеризовать как результат психологического взрыва среди людей, оказавшихся жертвами этого "психического террора"»:

Взрыв в Индонезии, подготовленный ЦРУ, был взрывом психологической бомбы, сгубившей больше людей, чем атомная бомба в Хиросиме. Этот взрыв продемонстрировал способность вызывать «эмоциональные цунами» и «политические землетрясения», что подтверждается тщательным анализом психологических операций этого ведомства.

8 апреля 1972 г. «Меркурио» на одной полосе поместила цветную фотографию, сделанную во время операции на открытом сердце, рядом с фотографией Альенде. Не это ожидали прочитать и увидеть чилийцы, перелистывая газеты за утренним кофе. 24 ноября 1972 г. «Меркурио» превзошла самое себя, поместив вокруг фотографии Альенде четыре цветных снимка с изображением операции имплантации батареи в грудную клетку одного из чилийцев. Тем самым читателям пытались внушить мысль о том, что марксист С. Альенде - это что-то вроде радиоактивного, чужеродного тела, проникшего в самое сердце Чили. Эта хирургическая аналогия должна была убедить чилийцев в том, что их страна - это здоровый организм, который со временем отторгнет чуждый марксистский элемент в лице Альенде.

13 августа 1973 г., за месяц до переворота, «Меркурио» воспользовалась образом из кинофильма «Седьмая печать» в постановке Бергмана. В нем старая карга самого похоронного вида в монашеском одеянии с капюшоном ковыляет мимо президентского дворца с цимбалами в руках. Фотокорреспондент «Меркурио» ухитрился сфотографировать «знамение» в тот самый момент, когда эта жуткая фигура поравнялась с парадным входом во дворец «Ла Монеда».

9 марта 1972 г. «Меркурио» опубликовала еще одну фотографию, на которой изображен министр экономики Педро Вускович; прямо под этим снимком было помещено изображение рычащего пса, свирепо кидающегося на фотокамеру. 2 августа 1972 г. и в течение нескольких дней до этого газета всячески обыгрывала другие образы смерти в виде мертвых коров и цыплят. По времени появление этих снимков было приурочено к широкому показу кинофильма и распространению книжек комиксов, подготовленных ЦРУ на основе романа Джорджа Оруэлла «Скотный двор».

Контрреволюция и «Скотный двор»

Символика мертвых коров вновь всплыла на страницах никарагуанской «Пренсы» в апреле и мае 1981 г. Книга «Скотный двор» печаталась по частям с продолжением на том месте в газете, где обычно помещались редакционные статьи. Кроме того, каждый продавец газет получал еще сделанный по роману комикс для бесплатной раздачи покупателям. В своих «Воспоминаниях американского секретного агента» Говард Хант писал, что когда он работал в ЦРУ, одной из его обязанностей была организация тиражирования и демонстрации кинофильма, снятого по роману «Скотный двор». В фильме и книжке комиксов проводится мысль о том, что любая социалистическая страна - это своего рода скотный двор, где к власти приходят свиньи, которые делают своими жертвами остальных «граждан», изображенных в романе в виде коров и цыплят. В результате свиньи жиреют, а коровы становятся все более тощими.

Кинофильм «Скотный двор» - яркий пример преимуществ психологической войны перед откровен- /64/-ной идеологической пропагандой. Сам фильм не имеет четко выраженного политического содержания. Это простая аллегория; действующими лицами в романе являются известные всем домашние животные. В такой стране, как Никарагуа, применение этой аллегории - удачный способ повлиять на сознание людей неграмотных или аполитичных, внушив им ярко выраженные контрреволюционные идеи. Лейтмотив фильма - тщетность революции. Новые свиньи ничуть не лучше старого хозяина, а под конец они начинают даже внешне походить на него. Автор романа пытается очернить революцию, он стремится внушить читателям мысль о лицемерии революционной риторики, цинизме, алчности и властолюбии революционных вождей, что в итоге находит свою кульминацию в рабском труде, показательных судебных процессах, голоде и смерти. ЦРУ не утверждает, что руководители никарагуанского правительства - свиньи, но оно навязывает людям «Скотный двор» в виде романа, фильма и комиксов. Пусть они сами проводят аналогии. В случае, если и столь навязчиво внушаемые ассоциации не доходят до сознания народа, газета публикует фотографии революционных руководителей страны, отретушированные таким образом, что они становятся похожими на свиней, помещая рядом для контраста изображения исстрадавшихся и изможденных граждан.

18 марта 1981 г. «Пренса» опубликовала на видном месте снимок министра иностранных дел д'Эското, сделанный под весьма необычным углом. Освещение было подобрано так, что тени подчеркивали его двойной подбородок. Заголовок под фото гласил: «Источая здоровье и высочайший оптимизм». Это резко контрастировало с помещенной ниже фотографией страдающего человека на больничной койке, под которой была подпись: «Голгофа невинных. Неужели наш народ сражался за это?»

В мае 1981 г. «Пренса» начала кампанию (позднее отмененную), в ходе которой утверждалось, что коровы, привезенные с Кубы, заражены ящуром. Хотя никаких доказательств при этом не приводилось, газета ловко связала впечатление от «Скотного двора» с уже традиционным отождествлением правительства (марксистского) с мором, смертью и т. д.

Пропаганда, направленная на раскол.
Использование религиозной символики

Главная задача проводимой ЦРУ пропагандистской кампании состоит в том, чтобы подорвать национальное единство. В апреле 1981 г. в Никарагуа началась крупная кампания в рамках психологической войны с целью организовать протесты католиков против действий правительства. Первым шагом было разжигание недовольства среди родителей учащихся приходских школ. Кампания, проводимая «Пренсой», выразилась в нападках на всенародное демократическое обсуждение национальной реформы системы образования, причем газета пустила в ход такие выражения, как «марксистская промывка мозгов», «превращение детей в партизан», «отравление детей ядом ненависти», «священники, которые поддерживают марксистское правительство и предают истинную церковь», и т. д.

Начало использованию религиозной символики, особенно символов креста и пресвятой девы, в пропагандистских целях было положено вовсе не никарагуанской католической церковью, а именно «Пренсой» и ЦРУ. Хотя пропагандистская кампания была явно продиктована намерением предельно обострить отношения между церковью и государством, не церковь придала политической борьбе религиозное звучание. Ален Райдинг в статье, опубликованной 29 мая 1981 г. в «Нью-Йорк таймс» и озаглавленной «Религия становится политическим оружием в руках левых и правых в Никарагуа», поддержал, возможно, неосознанно, линию ЦРУ:

«Тысячи никарагуанских ка-/65/-толиков устремились в деревушку Куапа в 100 милях восточнее (Манагуа), где, как утверждают, людям явилась непорочная дева Мария... Как заявил один иностранный священник, «культ Куапской пресвятой девы - это реакция на страх перед коммунизмом».

Прежде чем сможет произойти «чудо», следует должным образом подготовить почву для этого. Насколько известно, первый план ЦРУ в этой области разработал Эдвард Лэнсдейл. Вот как описал этот план один из свидетелей, дававший показания в сенатской комиссии по разведке, расследовавшей утверждения насчет якобы задуманных покушений:

«Я приведу вам один пример хитроумия Лэнсдейла. Он разработал превосходный план убрать Кастро. Предусматривалось распространение слухов о том, что вот-вот произойдет второе пришествие Христа и что Христос - антикастровец. Эти слухи надо было распустить по всей Кубе. Затем в заранее избранный день это действительно бы произошло - и тут уж не было бы никакого обмана. На горизонте вдали появилась бы американская подводная лодка; она поднялась бы на поверхность моря недалеко от берегов Кубы и выпустила несколько осветительных снарядов. Все это было бы наглядным доказательством второго пришествия Христа, и свержение Кастро пе заставило бы себя ждать. Какой-то шутник назвал эту операцию «ликвидацией через иллюминацию».

Своеобразная «иллюминация» в этом духе началась в Никарагуа на рождество. 28 декабря 1980 г. «Пренса» поместила фотографию молодой женщины с подходящим именем Мария Лурд. Мария была сфотографирована в белом одеянии на фоне неба, причем задний план снимка образовывал собой крест. «Пренса» нашла в Манагуа ту одну-единственную точку, откуда можно было сфотографировать весь кафедральный собор так, что он служил фоном снимка. Мария Лурд предстала в виде статуи пресвятой девы, нисходящей с небес на кафедральный собор. Само слово «Лурд» окаймляет фото со всех сторон. Пресвятая Мария, ангелы, небеса, Лурд, крест, кафедральный собор... просто невозможно представить себе, чтобы в одну-единственную фотографию можно было втиснуть большую дозу религиозной символики.

1 апреля 1981 г., в день, который обожают все шутники и затейники, «Пренса» приступила к сотворению местного Лурда. После соответствующей кампании тысячи верующих собрались в месте, где дева Мария явилась простому пастуху и корреспонденту «Пренсы» молящейся на клумбе среди роз. Кстати сказать, пастуха звали Бернардо. «Пренса», находившаяся под влиянием ЦРУ, стремилась убедить читателей в том, что пречистая дева недовольна тем, как обстоят сейчас дела в Никарагуа.

Символика креста

Вот что говорится в изданном армией США «Практическом руководстве по психологическим операциям»:

«142 символа
.
1. Христианский крест пользуется таким большим влиянием среди христиан как символ, поскольку он графически изображает страдания распятого Христа и смерть его на кресте ради людей».

Когда «Пренса» хочет превратить свою первую страницу в религиозный плакат, она начинает с того, что, говоря о никарагуанском после в Соединенных Штатах д-ре Артуре Крусе, никогда не употребляет слова «посол» или «доктор» и не называет его другими именами, с тем чтобы в полной мере сохранить символическое значение его фамилии Крус (в переводе - крест). На расстоянии нескольких дюймов от слова «Крус» обычно помещалось изображение креста и фигуры,
напоминающей Христа. /66/

Фотография, помещенная 9 мая этого же года, также весьма примечательна, даже если не считать ассоциаций с Крусом. На ней изображена идиллическая сценка: счастливые молодые люди наигрывают на гитарах. ЦРУ распространило полмиллиона экземпляров фотографии, очень похожей на эту, в Италии перед парламентскими выборами 1976 г. Тематическое содержание снимка то же самое: благолепное изображение поющих христиан контрастирует со словами, отождествляемыми с молодыми марксистами: ненависть, материализм, политизация, конфликт.

Итальянский вариант был распространен в виде объявлений в миланской газете «Авенире» и в «Джорнале нуово», а также в виде брошюры, изданной, как утверждали, организацией «Коммунионе э либерационе», которая, как указывается в докладе комиссии палаты представителей под председательством Пайка, получает денежные средства от ЦРУ. В день выборов появился новый вариант с добавлением символа христианско-демократической партии (крест и щит) и призыва к молодым католикам голосовать за эту политическую партию, против марксизма.

Во время выборов в Чили в 1970 г. аналогичные фотографии и темы фигурировали в объявлениях, помещенных организацией, именующей себя «Новое христианское действие». Как показало расследование, проведенное палатой депутатов чилийского парламента,- это нелегальная незарегистрированная фиктивная организация, изобретенная руководителями «Меркурио». Эта подставная организация фигурировала в документах рекламного агентства «Андалиен», которое, как выяснилось, получало деньги от ЦРУ и руководители которого, как впоследствии оказалось, были агентами этого ведомства.

18 июня 1980 г. «гвоздем» первой страницы ямайской «Дейли глинер» стала фотография пробитой пулей открытой библии, причем стрелкой указывалось место, куда она попала. Заголовок гласил «Пуля и библия». Читателям предлагалось поверить в то, что простой фермер-христианин читал свою семейную библию, когда внезапно пуля, посланная коммунистом, влетела в окно и, казалось, вот-вот должна была поразить его сердце.

Несколько позднее «Дейли глинер» опубликовала фотографию огромного яйца с расплывчатым черным пятном на скорлупе. При этом сообщалось, что некий фермер из числа добрых христиан нашел это яйцо в своем курятнике и доставил его в редакцию газеты просто как курьез. Однако «Дейли глинер» сумела ясно разглядеть в расплывчатом пятне на яйце карту Советского Союза, и, как утверждают, появление магического яйца - это знамение божье, говорящее народу Ямайки, что он должен помешать установлению власти русских над своей страной.

Координация кампании

Из всего сказанного вовсе не вытекает, что деятельность ЦРУ ограничивается манипулированием иностранными газетами. Пропагандистская кампания внутри страны координируется с экономическим, дипломатическим и полувоенным наступлением. Наступает момент, когда экономический хаос, о котором твердила пропаганда, становится реальностью. Внезапно выявляются фактические нехватки то одного, то другого. Затем вспыхивают конфликты с соседними государствами вдруг на основе внезапно обостряющихся давнишних расовых и религиозных разногласий. Начинаются диверсии на транспорте и в системе связи.

В Никарагуа явление непорочной девы совпало с приездом Морриса Серуло, правого американского евангелиста. Оно сопровождалось шумной рекламной кампанией с упором на якобы имеющуюся у визитера способность изгонять демонов, вселившихся в Никарагуа. Соединенные Штаты прекратили оказание экономической помощи Никарагуа. Государственный департамент США обвинил эту стра-/67/-ну в разжигании повстанческого движения в Сальвадоре. Бывший заместитель директора ЦРУ Вернон Уолтерс побывал с визитом в соседних, враждебно настроенных по отношению к Никарагуа государствах. Участились вылазки бывших сомосовских охранников через гондурасскую границу. Тех же наемников открыто обучали в США. Тысячи католиков были привлечены к участию в кампании против правительства. Священников, сотрудничающих с сандинистской администрацией, призывали подать в отставку.

На Ямайке в ходе предвыборной кампании 1980 г. клеветнические выпады «Дейли глинер» по адресу министров - членов правительства были увязаны с настоящими заговорами, участники которых намечали убийство премьер-министра Майкла Мэнли, министра национальной безопасности Дадли Томпсона и генерального секретаря Народной национальной партии Д. Данкена. Тенденциозные заголовки насчет мифического приземления советских самолетов и высадки десантов с кубинских судов сочетались с реальными полувоенными террористическими акциями, унесшими примерно 700 человеческих жизней. В июне 1980 г. была предпринята серьезная, но не получившая широкой огласки попытка государственного переворота. Компании США свернули свою деятельность. Ямайке было отказано в американской экономической помощи, как государственной, так и частной.

1 октября 1972 г. ЦРУ подтолкнуло чилийских владельцев грузовых автомашин на забастовку. В результате были парализованы грузовые перевозки. МААП, где хозяйничает ЦРУ, провела свой ежегодный съезд в Чили, чтобы расследовать вопрос об «угрозе» газете «Меркурио». Американские военные корабли, участвующие в военно-морских учениях «Унитас», появились вблизи берегов у Вальпараисо, символизируя поддержку оппозиционных военных частей в их возможных действиях. Диверсионные группы ЦРУ начали взрывать мосты, железнодорожные линии, не щадя при этом и людей. «Меркурио» обратилась к вооруженным силам с призывом «спасти Чили».

Заключение

Этапы психологической войны вполне определенны. Американская армия выпустила «практические руководства» для каждого такого этапа. Однако, интересно, что главная ответственность за планирование и проведение действий на первых этапах лежит вовсе не на военных. Подобно тому как Джеймс Бонд имел право на убийство, именно ЦРУ имеет разрешение распространять «черную» пропаганду, изготовлять фальшивки, осуществлять полувоенные акции и другие тайные операции. Правда, в начале 70-х годов выяснилось, что и армия США была причастна к крупномасштабному политическому шпионажу в Европе. Федеральный суд счел такие ее действия незаконными. Непосредственная военная цель вырисовывается только на более поздних этапах. Психологическая война - это одна из форм тайной, проводимой с использованием особых средств войны, которая, если все остальные средства не дают желаемых результатов, может вылиться в обычную войну.

Хотя терминология, используемая разными ведомствами, различна, в соответствии с несколько архаичным армейским лексиконом последовательные этапы подрывных акций называются следующим образом: пропаганда, психологические операции, психологическая война, гражданские действие и реконструкция.

Пропаганда заключается в позитивном изображении США и столь же негативном изображении социалистического блока. В этом деле ЦРУ в известной степени сотрудничает с Управлением по международным связям (которое недавно стало по-прежнему именоваться Информационным агентством Соединенных Штатов - ЮСИА).

Психологические операции проводятся в мирное время. Они приз-/68/-ваны повлиять на исход выборов или сделать более умеренной политику того или иного иностранного правительства.

Психологическая война - это необъявленная война. Все ведомства правительства США действуют в ней как единое целое. Они координируют свои усилия. При этом пускаются в ход все ресурсы США, не предназначенные для ведения открытой войны. ЦРУ создает официальные и подпольные отряды сопротивления. Предпринимается попытка восстановить массы против правительства. Полувоенные операции, включая терроризм и политические убийства, сочетаются с подрывными пропагандистскими акциями. Агенты, деятельность которых направляется ЦРУ,- в большинстве случаев местные жители. Задача по-прежнему заключается в том, чтобы косвенно подтолкнуть гражданское население, армию или тех и других на свержение правительства.

Переход к этапу гражданских действий означает, что ЦРУ не удалось добиться целей, поставленных перед ним президентом. Становится необходимым традиционный военный государственный переворот или отправка морских пехотинцев. Тут уже главную роль играют регулярные войска США и тех государств, которые дружественно относятся к Соединенным Штатам.
На этапе реконструкции силы, дружественные США, держат под своим контролем всю территорию страны. Страна умиротворена. Создан мозговой трест в составе обученных в США экономистов, юристов и журналистов с целью консультировать новое, прокапиталистическое правительство. В идеале экономика восстановлена, как это произошло в Чили, на базе теорий Милтона Фридмена.

Из всех описанных выше случаев только в Чили ЦРУ удалось дойти до заключительного этапа. Это объясняется тем, что ЦРУ потерпело неудачу в своих отчаянных попытках повлиять на исход выборов в 1970 и 1973 гг. Стремление ЦРУ достичь желаемых результатов во время выборов 1976 г. на Ямайке также не увенчалось успехом. Поэтому к выборам 1980 г. оно подготовило два варианта: военный и «избирательный».

В отличие от того, что произошло в Чили, на Ямайке ЦРУ добилось успеха на третьем этапе, т. е. на этапе психологической войны. На этом же этапе находятся сейчас действия ЦРУ в Никарагуа. Своевременные и энергичные мероприятия и особенно ознакомление населения с особенностями психологической войны могут сорвать планы ЦРУ в отношении этой страны.
Previous post Next post
Up