ЦРУ ведет психологическую войну (1982). Часть 1

Aug 07, 2020 18:11

Фред ЛЭНДИС
ЦРУ ВЕДЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ВОЙНУ
(анализ событий в Чили, на Ямайке и в Никарагуа)

* Автор статьи, помещенной в журнале «Science for the People» («Наука для людей») за январь - февраль 1982 г.,- американец чилийского происхождения. Он получил степень доктора философии за диссертацию «Психологическая война и тайные операции против средств массовой информации в Чили, 1970-1973». Работал консультантом подкомиссии по расследованию тайных операций ЦРУ в Чили специальной сенатской комиссии по расследованию деятельности разведывательных органов под председательством сенатора Ф. Черча. В соавторстве с Дональдом Фридом написал книгу «Смерть в Вашингтоне: убийство Орландо Летельера».

США: экономика, политика, идеология. №12. 1982. С. 82-90.

За последнее десятилетие четыре американские страны выбрали социалистический путь развития: Чили, Ямайка, Никарагуа и Гренада. В ответ на события в первых трех странах ЦРУ, помимо других действий, установило фактический контроль над крупнейшей газетой в каждой из этих стран и использовало ее для дестабилизации положения в обществе. (Исключение составила Гренада, власти которой вскоре после революции закрыли у себя оппозиционную газету за нарушение гренадских законов о правах собственности.)

Обычно ЦРУ прибирает газеты к рукам не сразу. Процесс этого проходит через несколько последовательных, поддающихся выявлению этапов. Среди них можно выделить использование какой-либо международной ассоциации печати; увольнение многих прежних сотрудников; модернизацию технической базы газеты; полная смена внешнего вида первой полосы; использование пропагандистских процессов, воздействующих на подсознание людей, личные выпады против членов правительства на страницах газеты; расточение похвал существующей в стране «контрэлите», призванной сменить у власти социалистическое правительство; распространение всяческой дезинформации; использование порождающей распри пропаганды с целью вызвать искусственные конфликты в обществе, публикация специально для таких случаев подготовленных ЦРУ тенденциозных материалов; координация пропагандистской кампании с экономическим, дипломатическим и полувоенным наступлением. В целом полное следование программе ведения психологической войны, изложенной в армейском «Практическом руководстве по психологическим операциям».

Шаги, предпринимаемые ЦРУ для установления контроля над любой избранной для этого газетой, среди которых коренное изменение внешнего вида ее первой полосы, нельзя спутать ни с чем другим. Поэтому узнать руку ЦРУ в этом деле вовсе не трудно. Когда пропагандистское наступление сопровождается экономическими диверсиями, терроризмом полувоенных
формирований и другими психологическими операциями, за которыми стоит ЦРУ, можно с уверенностью утверждать, что тайная война в разгаре. /82/

Пользуясь рекомендациями своего отдела по руководству международной пропагандой, ЦРУ имеет того или иного рода доступ более чем к 200 газетам. Этот отдел каждые две недели рассылает всем агентурным звеньям ЦРУ в мире «Директиву по пропаганде», которой те должны руководствоваться, строя свои отношения с местными органами массовой информации. Сотрудники ЦРУ на местах предпринимают постоянные пропагандистские усилия с конкретной целью - не допустить «кризисов» вроде чилийского, ямайского и никарагуанского. Цель настоящей статьи - показать, что представляет собой газета, попавшая под контроль ЦРУ в период кризиса.

Впервые я узнал о совокупности пропагандистских приемов ЦРУ в 1973 г. в Чили, где работал над докторской диссертацией на тему о переменах, которые происходили с органами массовой информации (и прежде всего с газетой «Меркурио») во время пребывания у власти президента С. Альенде. А примерно год спустя сенатская комиссия по вопросам разведки избрала для рассмотрения тайных операций ЦРУ в качестве наиболее характерного примера именно события в Чили. И тогда же впервые в группу сотрудников аппарата конгресса, занимавшихся расследованием, было введено несколько бывших аналитиков из ЦРУ, знакомых с его методами и точно знающих, какие вопросы надо задавать его работникам в ходе расследования. Тогда впервые в истории страны правительство собиралось "придать официальный характер докладу о секретной деятельности ЦРУ. С экземплярами моей диссертации в руках они отправились в штаб-квартиру ЦРУ, чтобы расспросить о Чили. Авторы последующих исследований, посвященных тайным операциям, часто ссылаются на чилийские события, а в статьях об отношениях ЦРУ с органами массовой информации широко используется материал о проникновении ЦРУ в газету «Меркурио».

В последующие годы я внимательно следил за рядом латиноамериканских газет, но не сумел обнаружить никаких следов изменений, происходивших с «Меркурио» в 1970-1973 гг. Наконец в 1980 г. схожая метаморфоза стала происходить и с ямайской газетой «Дейли глинер». Ямайская ассоциация печати сразу же приступила к расследованию, обращая особое внимание на вопросы, традиционно волнующие журналистов,- на факты увольнения журналистов из «Дейли глинер», на систематическое появление на страницах газеты сфабрикованных сообщений и нарушение общепринятой профессиональной этики. Меня пригласили дать показания в следственной комиссии. Там мне разъяснили, что эти изменения, которые претерпевает газета,- косвенное свидетельство установления ЦРУ контроля над ней. Ассоциация печати издала основные положения моих показаний в виде 32-страничной брошюры, озаглавленной «Психологическая война в органах массовой информации Ямайки».

В мае 1981 г. я помог Союзу журналистов Никарагуа в составлении аналогичного доклада, который был по частям опубликован в газете «Баррикада» с 8 по 22 июля. О приемах, используемых ЦРУ, можно также прочитать в моей диссертации «Психологическая война и органы массовой информации в Чили. 1970-1973 гг.», в седьмом томе материалов слушаний в сенатской комиссии Черча в 1975 г., который называется «Тайные операции», в публикации «ЦРУ и органы массовой информации», собравшей в себя материалы слушаний, в комиссии палаты представителей по разведке в 1977-1978 гг., и в упомянутых выше докладах ассоциаций печати Ямайки и Никарагуа.

Методика действий

Первый шаг в установлении контроля над облюбованной газетой состоит в том, чтобы ввести ее владельца в совет директоров Межамериканской ассоциации печати (МААП), находящейся под влиянием ЦРУ. 26 декабря 1977 г. «Нью-Йорк тайме» процитировала высказывание одного высокопоставленного должностного лица ЦРУ, назвавшего эту ассоциацию «резервом ЦРУ для проведения подрывных акций». МААП заносит страну, о которой идет речь, в список государств, где «свобода печати находится под угрозой». Затем МААП направляет туда специалистов из своего отдела технических служб для «модернизации» газеты. Эти «технические» усовершенствования почти всегда означают увольнение печатников, профсоюзы которых обычно занимают в Латинской Америке левые позиции. Увольняется также большинство творческих сотрудников редакции, включая даже нескольких консерваторов.

Коренным образом меняется стиль подачи материала на первой полосе. В результате газета становится непохожей на прежнюю так же, как, скажем, консервативная лондонская «Тайме» не похожа на падкую до сенсаций «Нью-Йорк пост». Кричащие заголовки и огромные фотографии на соответствующие темы приходят на смену прежней пестрой смеси материалов, ничем не связанных друг с другом. Как правило, консервативные газеты в странах «третьего мира» первостепенное внимание уделяют событиям в Европе и США. Но в результате тайной операции по овладению органами массовой информации на первый план внезапно выступают новости местной жизни. Все события окружающего мира сводятся исключительно к описанию несчастных случаев и катастроф внутри страны. При такой подаче материала мир начинает казаться мрачным, пугающим, враждебным.

Заголовки в газете, попавшей под влияние ЦРУ, выдержаны в подчеркнуто критических тонах, причем на социалистическое правительство возлагается вина за все невзгоды, «внезапно» обрушившиеся на страну. Там, где не удается сфабриковать достаточного числа внутренних проблем, «последними новостями» становятся события, происходившие в другое время и в других странах. Главная цель таких публикаций - не дать заглохнуть нужной теме. Во имя этого помещаются материалы под заголовком «Экономический крах на Кубе», «Экономический крах в Польше», «Экономический крах в Никарагуа». Первая страница становится похожей скорее на политический плакат, чем на газетный лист. «Новости» представляют собой тщательно продуманную подборку сообщений, посвященных нескольким простым темам и призванных дискредитировать правительство и разобщить население.

Первая тема - экономический хаос. Соединенным Штатам вызвать его легче всего. Прекращается оказание помощи из-за рубежа. Межамериканский банк развития и Всемирный банк останавливают предоставление кредитов; частные американские банки прекращают выделять займы; прерываются поставки запасных частей для оборудования, изготовленного в США.

Следующая тема - хаос общественный. Почти в каждой стране случаются неприятные инциденты, которых консервативная газета обычно предпочитает не касаться. И вдруг материалы, характерные для газеты типа «Нэшнл инкуайрер», вдруг выплескиваются на первую страницу: насилие, хаос, хронический кризис, сверхъестественные события, небесные знамения, смерть, жуткие истории о пищевых отравлениях, рассказы о домашних животных, внезапно набрасывающихся на своих хозяев и пожирающих их, о детях, доносящих на родителей, и др. Создав таким образом атмосферу напряженности, контролируемая ЦРУ газета возлагает вину за те или иные /85/ ужасные события на правительство. Причем сначала осуждается олицетворяемая правительством идеология (социализм), а затем и само правительство - в первое время косвенно, а потом и прямо, сначала средствами юмора, а затем средствами террора; сначала путем дискредитации отдельных личностей, а затем путем их физического уничтожения.

В стратегическом смысле нападки на министров - членов правительства строятся по законам шахматной партии: сначала расправляются с пешками, чтобы потом добраться до короля. В Чили прямые нападки на президента С. Альенде начались только после того, как всех его министров высмеяли, изолировали, дискредитировали, а некоторых даже вынудили подать в отставку. В крайних случаях за клеветой и дискредитацией следует физическое уничтожение, как это случилось с тремя сменившими друг друга на посту министра обороны сторонниками демократии Рене Шнейдером, Карлосом Пратсом и Орландо Летельером.

Пропаганда, действующая на подсознание

При косвенных нападках на членов правительства используются умелое комбинирование фотографий выбранного в качестве мишени должностного лица с не имеющими к нему никакого отношения заголовками, действующая на подсознание людей пропаганда и чисто словесные ассоциации.

5 декабря 1980 г. никарагуанская газета «Пренса» поместила фотографию лидера ФНОС Умберто Ортеги рядом с фотографией обезображенного трупа. Связующим звеном при этом стал значок сандинистского полицейского, якобы обнаруженный рядом с телом.

На Ямайке в ходе предвыборной кампании 1980 г. «Дейли глинер» поместила фотографии трех министров правительства, а справа от них - материал под заголовком «23 мужчины изнасиловали 15-летнюю девочку», набранным огромными буквами. В целом все расположение статей на полосе преследовало цель ошеломить читателя. При внимательном чтении становилось ясно, что фотографии не имеют к заголовку никакого отношения, но... эффект эмоционального шока был тем не менее достигнут.

Иногда в ход пускаются семантические ассоциации. 25 сентября 1972 г. «Меркурии» с помощью таких ассоциаций связала изнасилование и убийство школьницы с именем министра просвещения. Спустя семь лет на Ямайке фото министра жилищного строительства Энтони Сполдинга были помещены рядом с сообщениями о сгоревших домах и фотографиями на эту тему.

Эта практика подрыва морального авторитета «враждебных» руководителей путем «инсинуации в зрительных образах» уходит своими корнями в эксперименты с пропагандистскими листовками во времена второй мировой войны. Вышеупомянутое «Практическое руководство по психологическим операциям» в разделе, посвященном подготовке пропагандистских листовок, рекомендует широко использовать этот метод «инсинуаций в зрительных образах», который действует на местных жителей сильнее, нежели прямые нападки на их руководителей. Такие нападки, указывается в руководстве, могут вызвать недовольство и отпор. Пол Лайнбаргер, крестный отец современных операций ЦРУ среди органов массовой информации, особо подчеркивал успешное применение Соединенными Штатами в ходе психологической войны листовок, напоминавших по внешнему виду
и подаче материала немецкие газеты. Изучив методы пропаганды и союзников, и держав оси, Лайнбаргер пришел к выводу, что умнее всех поступали англичане, которые преподносили свою пропаганду под видом последних новостей.

К печатному слову относятся с большим доверием, чем к радио и телевидению. В Латинской Америке престиж консервативных газет обычно выше, чем престиж газет /85/ правительственных или газет, прямо отождествляемых с какой-то политической партией. Это помогает понять, почему в трех рассматриваемых здесь случаях ЦРУ постаралось прибрать к рукам именно ведущую консервативную газету.

Сходство первой страницы такой газеты с пропагандистской листовкой как раз и объясняется тем, что газета представляет собой орудие психологической войны. Историческая последовательность здесь вполне понятна. Сначала пропагандистское подразделение американской армии выпускало листовки, обрушивая на руководителей противника лавину «инсинуаций в зрительных образах». Затем листовки начали пр стилю и внешнему оформление смахивать на вражеские газеты. Сейчас ЦРУ просто устанавливает срой контроль над самой газетой.

Газета, оказавшаяся под влиянием ЦРУ, превращает свою первую страницу в листовку - орудие психологической войны. Объясняется это колоссальным психологическим воздействием на людей, которое ожидается от такого рода деятельности. Например, в своей работе «Война против человеческого ума» английский социолог Питер Уотсон подчеркивает, что только за май 1968 г. американцы сбросили на Вьетнам 300 млн. листовок, подготовленных армейским ведомством по психологическим операциям. По данным П. Лайнбаргрра, во время второй мировой войны американцы лишь на германском театре военных действий сбросили несколько миллиардов таких листовок. Остается только удивляться, что на эту тему написано так мало, если учесть, сколько людей потребовалось для выпуска этих листовок и распространения их с воздуха над вражеской территорией.

Сотрудничество между МААП и ЦРУ

Во время второй мировой войны, когда листовки сбрасывали с бомбардировщиков, было по крайней мере ясно, откуда они брались. Сейчас для маркировки подлинного субъекта пропагандистской войны используются первые страницы консервативных газет.

МААП вместе с сотнями своих услужливых газет готова завопить: «Марксисты угрожают свободе печати!», если выбранное в качестве мишени правительство попытается как-то пресечь поток враждебной пропаганды. В 1969 г. пять видных сотрудников «Меркурио» были агентами ЦРУ. Впоследствии все они попали в совет директоров МААП. Владелец «Меркурио» был сделан главой комиссии по вопросам свобода печати, а затем и президентом ассоциации. Ради него были изменены правила МААП, прежде разрешавшие членство в ней только тем владельцам, которые работают в газетах сами. Затем членами совета директоров МААП стали многие оперативные сотрудники ЦРУ, работавшие в агентстве «Копли ньюс сервис». Буквально накануне кампании за свержение премьер-министра Ямайки социалиста Майкла Мэнли в состав исполкома МААП был введен издатель «Дейли глинер» Оливер Кларк, которого сейчас продвинули до казначейского поста. На последнем ежегодном съезде в Сан-Диего МААП избрала в свой совет директоров Педро Хоанина Чаморро. В то время он не был ни издателем, ни редактором «Пренсы», но ЦРУ нуждалось в нем, ибо он носил то же имя, что и его погибший мученической смертью отец. Его сделали помощником директора «Пренсы» лишь после избрания, а недавно он стал членом исполкома МДАП. После этого газета начала именовать себя в выходных данных членом МААП. На последней встрече МААП в Рио-де-Жанейро в октябре 1981 г. речи ораторов, включай вице-президента США Буша, были полны «тревоги» о положении со свободой печати в Никарагуа.

Безусловно, владелец консервативной газеты в Латинской Америке не нуждается в деньгах ЦРУ для того, чтобы быть враждебно настроенным по отношению к социалистическому правительству. ЦРУ /86/ оказывает не финансовую, а главным образом техническую помощь. Без содействия ЦРУ оппозиция местной газеты открыто проявлялась бы в ее редакционных статьях, которые были бы выдержаны в выражениях, отражающих идеологические установки местной консервативной элиты. Это была бы война идеологическая, а не психологическая. Но ЦРУ в операциях такого рода не волнует местная идеология. Оно сосредоточивает внимание на использовании собственного запаса отработанных грязных трюков. Одним из них является дезинформация.

Дезинформация

Дезинформация - это особый вид «черной» пропаганды; термин, используемый ЦРУ для обозначения ложной информации, как правило, опирающейся на документы-фальшивки. Практика ЦРУ в этой области стала предметом анализа в недавно опубликованной журналом «Нэйшн» статье, озаглавленной «Подлог как орудие внешней политики» (11 апреля 1981 г.). Ее автор, Ральф Макги, 25 лет занимался аналитической работой в ЦРУ. Конечно, статья была подвергнута цензуре со стороны этого ведомства. Но даже после множества купюр в ней можно прочитать:

«В случае отсутствия необходимых обстоятельств или доказательств, подтверждающих законность вмешательства со стороны США, ЦРУ создает подходящие ситуации, а то и придумывает их, распространяя свои измышления по всему миру через находящиеся в его распоряжении органы массовой информации... Будучи встревожено нежеланием чилийских военных выступить против С. Альенде, ЦРУ состряпало документ, якобы доказывающий существование заговора левых с целью убийства чилийских военачальников. Печать сообщала о раскрытии заговора под броскими заголовками после чего С. Альенде был свергнут и убит. Налицо явное сходство между событиями, приведшими к свержению С. Альенде и тем, что произошло в Индонезии в 1965 г. Судя по различным подсчетам, число погибших в результате последней (одно слово,- вероятно, «дезинформационной» - вычеркнуто цензурой) операции составляет от полумиллиона до более миллиона человек...».

Главным агентом по дезинформации, связанным с операцией обмана в Чили, был Роберт Мосс, который спустя семь лет в качестве соавтора книги «Острый шип» питался доказать, будто эту особую практику, именуемую дезинформацией, изобрел Советский Союз. Сначала Мосс писал о «тайной армии кубинцев» в Уругвае. После военного переворота там он переключился на утверждения о существовании в Чили тайной армии, состоящей из 14 тыс. уругвайских, боливийских и кубинских левых. После чилийских событий Мосс обнаружил секретную армию из 5 тыс. чилийских левых в Португалии. Как писал Мосс 8 октября 1979 г. в лондонской «Дейли телеграф», на Ямайке затаилась армия из 5 тыс. кубинцев. Эта статья была перепечатана ямайской «Дейли глинер» под заголовком «Кастро намеревается превратить Ямайку в англоязычную Кубу». Между тем, по официальному сообщению самого ямайского правительства, тогда на острове находилось всего 420 кубинцев, главным образом учителей, врачей и специалистов сельского хозяйства. 10 августа 1981 г. Мосс, выступая на страницах той же «Дейли телеграф», возвестил о «развертывании» в Никарагуа еще 5 тыс. кубинцев.

Психологические операции в зависимости от их цели могут быть разделены на две основные категории - операции по стабилизации и по дестабилизации. Если правительство какой-либо страны считается дружественно настроенным по отношению к США, пропаганда /87/ ЦРУ стремится создать положительный образ находящегося там у власти режима и в целом укрепить его положение. Так, в опубликованных в свое время журналом «Каверт экшн информейшн буллетин» статьях приводились примеры из высказываний Арно де Борчгрейва в защиту иранского шаха и из славословий Роберта Мосса в адрес чилийской хунты.

Слово «дестабилизация» вошло в международный обиход после того, как бывший директор ЦРУ Уильям Колби воспользовался им для описания действий своего ведомства в Чили. Дестабилизация означает, что кто-то, изучив силы, объединяющие и сплачивающие общество, затем использует знания об этих силах для разобщения того же общества. Как указывается в «Практическом руководстве по психологическим операциям», среди применяемых для этой цели методов можно выделить следующие:

«Разжигание противоречий между военными и политиками; подрыв доверия к руководству; раздувание среди людей различной религиозной, этнической, экономической и политической ориентации недовольства правительством, а также натравливание их друг на друга; укрепление позиций дружественных по отношению к нам (т. е. Соединенным Штатам.- Ред.) деятелей и ослабление позиций тех, кто относится к нам враждебно».

Каналы дезинформации

Сам факт появления разобщающей пропаганды, «черной» пропаганды и дезинформации недвусмысленно свидетельствует о проведении недружественной разведслужбой психологической операции. Один из способов выявить причастность ЦРУ к такой операции - проследить тайные каналы, по которым дезинформация просачивается в страну-жертву. Я называю этот процесс циркуляцией псевдоинформации или внедрением «черной» пропаганды. Филип Эйджи писал:

«Например, резидент ЦРУ в Каракасе может по телеграфу передать информацию о тайном коммунистическом «заговоре» в Венесуэле резиденту в Боготе, который через местного агента по пропаганде «задействует» это сообщение, приписав его анонимному венесуэльскому правительственному чиновнику. После этого информацию, почерпнутую уже из колумбийской печати, можно будет переслать резидентам ЦРУ в Кито, Лиме, Ла-Пасе, Сантьяго...»

Если сработать все это профессионально «чисто», то выявить причастность ЦРУ очень трудно. Во-первых, сообщения, содержащие «черную» пропаганду, направляются через какой-нибудь респектабельный орган информации, чтобы замаскировать его источник. Затем органы информации, принадлежащие ЦРУ, распространяют этот материал. Начинается циркуляция псевдоинформации. Правда, одним из признаков применения определенной «технологии» является приписывание сенсационного сообщения какому-то далекому источнику. Ну, действительно, каким образом в приведенном примере колумбийская газета первой узнала о тайном заговоре в Венесуэле?

Давайте в качестве иллюстрации к вопросу о «черной» пропаганде проанализируем недавний тенденциозный заголовок в «Пренсе». 16 августа 1981 г. эта газета вынесла в заголовок слова о том, что никарагуанский министр иностранных дел Мигель д'Эското незаслуженно оскорбил католическую церковь. Д'Эското выступил с категорическим опровержением. Тогда «Пренса» сослалась на издающуюся в Майами «Диарио де лас Америкас» - газету, издаваемую кубинскими эмигрантами, редакция которой находится в одном здании с штаб-квартирой МААП. Эта газета имеет в своем штате нескольких агентов ЦРУ. Возглавляет редак-/88/-цию «Диарио» Орасио Агирре - новый председатель исполкома МААП. «Диарио де лас Америкас» в свою очередь назвала источником сообщения о мнимом интервью д'Эското мало кому известную мексиканскую газету «Периодико», начавшую выходить лишь незадолго до появления материала об интервью. Та сослалась на интервью, записанное на магнитофон за шесть месяцев до этого ее корреспондентом в Дели.

Каким образом только-только становящаяся на ноги мексиканская газета может позволить себе посылать корреспондентов в Дели? Как умудряется она состряпать заголовок из интервью, якобы данного за шесть месяцев до этого? Сам корреспондент, когда д'Эското потребовал от него представить доказательства факта такого интервью, заявил, что запись искажена, так как в его магнитофоне сели батареи.

Символы

Быть может, самой характерной чертой газеты, контролируемой ЦРУ, является отказ от всяких попыток облечь свои сообщения в форму какого-то конкретного текста. Вместо этого делается упор на несколько ключевых символов, помещенных на первой странице. При этом выбираются символы, имеющие в эмоциональном плане известную связь с выбранной в качестве мишени для нападок группой. С помощью столь простого приема, как размещение ключевого слова рядом с фотографией правительственных руководителей, предпринимается откровенная попытка вызвать при упоминании хорошо известных имен новые ассоциации и какие-то новые, отличные от прежних представления.

Для выявления такого рода пропагандистских приемов в последующем анализе взяты темы с первых страниц газет вместе с помещенными на этих же страницах заголовками, фотографиями и подзаголовками.

Например, в центре первой полосы одного из номеров «Пренсы» опубликована фотография правительственного деятеля с подходящим именем Крус (в переводе это означает крест). Под ней красуется заголовок «Корпус мира уходит». Размещение материала и типографский шрифт подобраны таким образом, что, если не очень вчитываться, невольно возникает ассоциация: «крест уходит», «мир уходит». При этом речь идет о самой настоящей фальшивке, потому что в тот момент, о котором идет речь, «Корпус мира» не действовал в Никарагуа, а следовательно, не мог и уйти оттуда. Левая печать расценила этот заголовок как самую настоящую провокацию, предпринятую явно с целью определенного эмоционального воздействия на читателя. Я посвящаю целый раздел своей диссертации такого рода заголовкам в «Меркурио». А позднее я обнаружил, что все использованные на заинтересовавших меня страницах заголовки были расположены рядом с фотографиями правительственных деятелей.

В течение трех лет фотография президента С. Альенде не появлялась в «Меркурио», но когда это случалось, рядом с ней неизменно оказывались заголовки, включавшие в себя слова «Советский Союз», «коммунистический», «марксистский», «насилие» или «смерть».

Следует привести еще несколько примеров. 28 августа 1970 г. «Меркурио» поместила фотографию министра экономики Педро Вусковича рядом с большим снимком ребенка, над головой которого висела петля, и заголовком «Этого младенца хотели удавить». 12 июня 1972 г. та же газета поместила другую фотографию Вусковича рядом с заголовком «Мать изнасилована и убита».

31 марта 1980 г. на страницах ямайской «Дейли глинер» появилась фотография Майкла Мэнли по соседству с двумя никак не связанными с нею заголовками: «Мрачное будущее» и «Красные приходят к власти». 6 января 1976 г. (во время предвыборной кампании) та же га-/89/-зета поместила рядом с фотографией Мэнли опять же не имеющий к ней никакого отношения заголовок «Убит полицейский и еще двое». То же повторилось в номере от 6 января 1978 г., в котором фотография убитого полицейского сопровождалась заголовком «Полицейский застрелен», а рядом была опубликована статья о Мэнли, озаглавленная «Кадиллак для премьер-министра».

С помощью простого, но ловкого совмещения фотографии с не имеющими к ним никакого отношения заголовками руководители правительств в странах социалистической ориентации и символизируемая ими идеология предстают в качестве чего-то, что ассоциируется с мыслью о смерти, всяческих напастях, о насилии. «Меркурио», «Дейли глинер» и «Пренса» в своей новой ипостаси похожи друг на друга больше, чем на самих себя в бытность свою прежними, консервативными изданиями. Люди, когда их знакомят с образчиками этой методики, прежде всего реагируют вопросом: «Схема ясна, но как можно быть уверенным, что она сработает задуманным образом?» Фактически среди теоретиков использования органов информации в целях достижения «малого эффекта» бытовало мнение, что любая пропаганда оказывает лишь незначительное зримое воздействие на результаты голосования и на тому подобное политическое поведение людей. Такое неоправданное мнение было повторено простодушным конгрессменом с Юга в беседе с д-ром Фредериком Фреем из Массачусетского технологического института. Этот член палаты представителей высказывался против финансирования пропагандистских кампаний на том основании, что они не сулят никаких существенных выгод в плане национальной безопасности. Как сообщил, однако, д-р Фрей, исследования, проведенные в Чили и Турции, доказали обратное. Как явствует из невычеркнутых цензурой разделов свидетельских показаний, д-р Фрей имел в виду выборы в Чили в 1964 г,, когда, насколько известно, ЦРУ израсходовало 20 млн. долл. для того, чтобы преградить Альенде путь к успеху. Не исключено, что свидетельские показания Фрея были продиктованы его собственными корыстными соображениями, но тем не менее их можно считать доказательством оправданности в этом плане действий ЦРУ. Ведь применяемые им в борьбе с Альенде своеобразные пропагандистские методы оправдали себя. Родольфо Кинтеро в книге «Вмешательство ЦРУ в социологические исследования в Венесуэле», опубликованной в Венесуэле в 1968 г., характеризует Фрея как агента ЦРУ.

(Окончание следует)

научные статьи, социализм

Previous post Next post
Up